По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы, г. Тутаев

Адрес: Ярославская область, Романово-Борисоглебское благочиние, Тутаев, Волжская наб., д. 25

E-mail: Maksim.viklenko@gmail.com

Настоятель — иерей Максим Викленко.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:


Величавый пятиглавый храм, ставший визитной карточкой Романово-Борисоглебска (Тутаева), возведен в 1758 г. на месте, где в более ранние века располагались женский монастырь и две церкви Никольская и Преображенская. Полное наименование храма – Казанская Преображенская церковь. В сказании о Казанской иконе Божией Матери именуется она Никольскою.

Однако исстари называют храм Казанской церковью, потому как построена она для Чудотворной иконы Божией Матери, доставленной (согласно легенде) в 1588 г. романовским жителем Герасимом Трифоновым из Казани во исполнение прямого указания Богородицы, чудесным образом явившейся ему и указавшей место, где храму быть.

В 1931 г. церковь была закрыта, а в 1997 году разоренный храм передан Церкви. Казанская церковь - уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из храма и колокольни, возвышающейся, словно маяк, на вершине волжского обрыва. Поражает гениальность архитектурного решения, создающего ощущение изящества, легкости, простоты в сочетании с массивностью и внушительностью сооружения. Вознесенная на мощный подклет, церковь, кажется, поднялась из вод Волги-матушки на середину крутого спуска и застыла, поражая чарующей красотой и необъяснимо притягательной силой любого человека, чувствующего себя здесь как бы под покровительством Богоматери и Всемилостивого Спаса, чей образ (15 век) находиться как раз напротив, на другом берегу Волги в Воскресенском соборе. Глубоко почитаем до сих пор романовцами погребенный в часовне под колокольней Блаженный Онуфрий, юродивый Христа ради, живший в 17 веке, прославившийся как провидец и избавитель от болезней. Как и в далекие времена, каким-то особым свойством обладает этот кусочек земли русской, подставивший свои ладони чудо-храму, притягивающему сердца и души людские, дающему им очищение и умиротворение.

Храм имеет ступенчатый силуэт. Нижняя (теплая) церковь занимает подклет. Это Казанская. Над ней возвышается храм Преображения Господня с трапезной и открытой галереей, где мастерами местной школы были выполнены фрески, часть которых еще сохранилась. На круче, укрепленной огромными валунами, стоит Казанская без малого два с половиной века. А камне те неподъемные. Выгружали их возле строящейся церкви все проходящие мимо суда, лодки, плоты.

Всем миром возводили храм. Наверное, поэтому не властны над ним ни время, не ледяные торосы, ни весенние разливы, ни годы безверия и забвения. И нам, ныне живущим, тоже всем миром надлежит восстановить эту святыню. Уникальный Казанский храм нуждается в материальной поддержке, чтобы восстановить то, что создано гением народным и что оказалось порушенным. На пожертвования, силами местных умельцев, буквально за последний год восстановлена и стала пригодной для богослужений нижняя церковь с входом со стороны Волги. 

В храме регулярно проводятся службы священниками Тутаевского благочинного округа, а также ежегодные крестные ходы с чудотворным списком Казанской-Ярославской иконы Божией Матери. 

Чтимая икона - Казанская икона Пресвятой Богородицы
«Есть храмы, построенные по желанию и велению человека, а есть храмы, построенные по велению Божиему…» - так начал свой рассказ прихожанин церкви Казанскокй иконы в г. Тутаев. Эта церковь привлекает внимание: красно-синяя, самом берегу Волги, над ней чуть выше на крутом спуске возвышается колокольня. Церковь не производила впечатление действующей, заколоченные окна и двери, снег у входа. Только узкая, утоптанная в снегу дорожка вела вниз к Волге. Здесь мы и встретили молодого человека, который протянул нам листовку с информацией о храме: «Если хотите, то можно зайти внутрь. Там сейчас мой отец работает…»- пригласил он нас.

Мы вошли в нижний храм со стороны Волги. У двери груды строительного мусора и фрагменты старых покалеченных решеток и дверей. Запах свежей краски и штукатурки. Внутри оказался всего один человек, как выяснилось ни священник, ни нанятый работник, а обычный прихожанин церкви, который, войдя однажды в этот храм, почувствовал веление души и Бога восстановить утраченную красоту и вернуть его людям. Он на время прервал свою работу и поведал нам красивую легенду строительства церкви. Все началось через три года после взятия г. Казани, т.е. в 1555 году. Житель города Романова (так назывался ранее Тутаев) по имени Герасим сидел не берегу Волги в районе города Казани. И случилась страшная гроза, с громом и молнией.

И сквозь этот гром он услышал голос Богородицы, обращенный к нему. Богородица поведала ему о чудотворной иконе, находящейся в городе и велела везти ее в родной город и построить храм, на берегу реки, на том месте, где в земле схоронены три каменных креста – один вверху, два других чуть ниже. - Как же я узнаю ту самую чудотворную икону? – спросил Герасим. И в тот же самый миг почувствовал он, как правая рука его онемела и полностью потеряла всякую чувствительность. По окончанию грозы, пошел Герасим в город Казань, как было ему велено Богородицей и долго ходил по городу, всматриваясь в иконы и пытаясь отыскать ту самую, чудотворную.

Долго ходил Герасим в своих поисках, пока однажды не коснулся онемевшей рукой одной из икон с ликом Богородицы. И в тот же момент рука его ожила, и понял он, что поиск его завершен. Герасим вернулся в родной город с иконой и стал рассказывать людям о своем ведение, о своем чудесном исцелении и о храме, который нужно возвести в честь Казанской иконы Богородицы.

Он описал место на Волге, как сказал ему святой голос и о приметах, которые укажут на правильный выбор. В то время на месте нынешней церкви стояла на берегу Волги деревянный собор в честь Николая Чудотворца – покровителя путешественников и купцов, которые в большом количестве проплывали по реке по своим торговым делам и молились святому.

Деревянный собор обветшал и начал разрушаться и было принято решение на его месте возмести новый – каменный. Когда церковь снесли и начали строить фундамент для новой церкви, то наткнулись на каменный крест, похожий на те, что находили в районе Киева – оставленные по преданию самим Андреем Первозванным. Тогда-то и вспомнили люди о рассказе Герасима! Стали копать чуть ниже и нашли еще 2 таких же каменных креста.

С того момента все уверовали в рассказ своего соотечественника и всем миром взялись сооружаться новый храм. Решено было для укрепления фундамента привезти большие каменные валуны. Помогали все проходящие торговые суда. И когда наконец-то валун был доставлен, совершили молебен, как это было принято при закладке храма. Каково же было удивление людей, когда следующим утром они увидели, что гигантский камень изменил свое расположение, будто указывая точное место! Но церковь не была построена… Пришли смутные времена смены царей и династий, во время которых бесследно исчезла та самая Казанская чудотворная икона.

Все, чем владеем мы ныне, есть лишь список со святой иконы. Лишь в 1758 строительство церкви возобновилось. Просуществовала церковь до 1931 года, когда новые власти России решили, что сие здание нужнее мирским делам нежели духовным. В разное время в здании церкви были лодочная станция, жилые квартиры и даже пивоваренный завод. Лишь в 1997 году разоренное здание было передано православной церкви. Фрески нижнего храма полностью утрачены, а наверху в галереях чудом сохранились древние росписи, которые будут восстанавливаться силами современных художников. На что уже получено благословение Архиепископа Ярославского и Ростовского.

Есть еще одна легенда о церкви… Будто ведет к ней подземный ход с противоположного берега Волги, по которому люди спасались в древние времена от татарских набегов. Причем по рассказам очевидцев (ныне живущих жителей Тутаева), по этому ходу они будучи детьми лазали тайком от родителей. И ширина прохода была такой, что можно было повозку с лошадью провести… Где сей ход сейчас, и был ли он, нетрудно установить с помощью современного оборудования. Но видимо никто не хочет разрушать красивую легенду… 

Блаженный Онуфрий Романовский.

Блаженный Онуфрий жил и подвизался в XVII веке. Свидетельство о юродивом Онуфрии сохранила “Повесть о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери, называемой Одигитрия, и создании монастыря в трех верстах от города Ярославля, за Волгою рекою, во имя Ее”. Онуфрий запечатлился в памяти современников как провидец и “блаженный”. Мощи блж. Онуфрия покоятся, по преданию, под колокольней Казанской церкви г. Романова.

 

прп. Макарий Унженский

 

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. "Протяни мне, по крайней мере, свою руку", - просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келлию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.

Еще при жизни преподобный Макарий был наделен благодатным даром: он исцелил слепую и бесноватую девушку. После кончины преподобного многие получали исцеление от его мощей. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это установила комиссия, посланная Патриархом Филаретом 24 июня 1619 года.

Престольные праздники:

  1. Преображение Господне (19 августа);

  2. 21 июля и 4 ноября - Казанской иконы Божией Матери;

  3. 21 сентября - свт. Николая Чудотворца, Рождество Пресвятой Богродицы;

  4. 7 августа прп. Макария Унженского.

Духовенство

Максим Викленко
Иерей

Максим Викленко

Алексий Силантьев
Иерей

Алексий Силантьев

Фотогалерея