Воскресенский собор, г. Тутаев
Адрес: 152300, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, 13
E-mail: mozyakow@yandex.ru
Сайт: http://voskresenskiy-sobor.ru
Настоятель — протоиерей Василий Мозяков.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:
В Воскресенском соборе Богослужения совершаются ежедневно.
В будние дни:
Вечернее - в 17:00,
Литургия - в 08:00.
В воскресные и праздничные дни:
ранняя Литургия в 06:20,
поздняя Литургия в 09:00.
Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода (1238), на левом — городок Романов (1283).
На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор. Возведенный в традициях ярославского храмового зодчества, он впечатляет гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.
В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая, колокольня до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.
На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.
В нижнем храме, где служба совершается в зимнее время года, находятся три престола. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которую также именуют "Одигитрия" ("Путеводительница"). Северный придел посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. В диаконнике в конце XVII - начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.
В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу (северный) и святителю Николаю Мирликийскому (южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.
Милостью Божией Воскресенский собор никогда не закрывался, в нем сохранились все святыни. Особо почитаемы прихожанами и паломниками: чудотворная икона Спаса Всемилостивого необычайно больших размеров — 298 х 279 см, древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского).
Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII – начала XVIII веков.
В 1930-е, самые трагические, годы община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.
Божественная литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.
В Воскресенском соборе поются акафисты: каждую среду - святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу; по пятницам - Божией Матери; в воскресенье вечером - Иисусу Сладчайшему.
Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы: в праздник Десятого воскресенья по Пасхе - по правой, Борисоглебской, стороне города и в воскресенье перед Ильиным днем - по левой, Романовской. Два раза в год образ Спасителя торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.Интерьер летнего храма Воскресенского собора. Иконостас
Конец XVII — начало XVIII века
Летний храм Воскресения Христова - четырехстопный, в диаконнике устроен придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, на галереях - приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.
Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.
Стенопись Воскресенского собора
Конец 70-х годов XVII века
Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд».
Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.
Галерея летнего храма Воскресенского собора. Стенопись
Конец 70-х годов XVII века
Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Интерьер зимнего храма Воскресенского собора
Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.
Существующий иконостас храма - XIX века, одноярусный, с образами разных веков. Над ним на стене написан деисусный чин.
Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.
Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы».
Крест — XV–XVI век. Икона — конец XVII – начало XVIII века
Распятие Господа нашего Иисуса Христа - один из древнейших образов собора, ученые датируют его XV—XVI веками. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе.
На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.
Образ святителя Николая Чудотворца (Можайский).
1-я половина XVII века
Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие. Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.
До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому впомощи «Николеугоднику». На главе святителя одета шитая золотными нитями митра конца XIX – начала XX века.
Жизнь прародителей Адама и Евы в раю
Фреска. Конец 70-х годов XVII века
На сводах южной галереи летнего храма рядом с композициями "Дни творений" изображены сюжеты: сотворение человека, жизнь прародителей в раю и история их грехопадения.
Они являются началом Ветхозаветного цикла. Адам и Ева представлены на фоне белого неба с райскими кущами. Чтобы прочитать их историю, следует переводить взгляд то на северную, то на южную часть свода.
1. Бог Отец вдунул в Адама дыхание жизни, Адам нарекает имена животным (северная часть свода).
2. Создание жены Евы из ребра Адама (южная часть свода).
3. Господь дает заповедь Адаму и Еве — не вкушать плоды с древа познания добра и зла (северная часть свода).
4. Враг рода человеческого, приняв вид змея, искушает Еву, предлагая ей вкусить запретный плод (южная часть свода).
5. Адам и Ева, закрыв наготу смоковными листьями, прячутся под деревом от лица Господа (южная часть свода).
6. Сделал Господь Бог Адаму и Еве одежды кожаные и одел их (северная часть свода).
7. Адам и Ева изгнаны из рая и Ангел с огненным мечом стоит во вратах его (южная часть свода).
История пророка Ионы. Проповедь в Ниневии, покаяние народа.
Фреска. Конец 70-х годов XVII века
Пять композиций на тему Книги пророка Ионы размещены на северной галерее на стене храма вокруг западного окна.
В четырех главах Книги рассказывается история пророка Ионы, призванного Господом на проповедь покаяния в известный злодеяниями город Ниневию. Повеление Господа показалось Ионе тяжким, и он решил бежать в далекий Фарсис. Когда он плыл на корабле, Господь поднял страшную бурю в наказание за его непослушание, и Ионе пришлось признаться спутникам, что это Господь гневается на него. Он сам попросил бросить его в море, тут же буря прекратилась, а Иону проглотил кит. В чреве кита Иона был три дня и три ночи и обещал Господу исполнить назначенное. После проповеди Ионы народ Ниневии покаялся и был помилован Господом. Это не обрадовало Иону. Тогда по промыслу Божию перед ним выросло большое растение, дающее тень и укрывающее его от зноя, но на следующий день оно засохло. Иона был сильно огорчен. И Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился … мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек…»
На фреске перед Ионой изображены коленопреклоненный царь с кающимися вельможами и народом.Икона Спаса Всемилостивого в интерьере летнего храма Воскресенского собора
В северо-восточной части летнего храма сосредоточены особо почитаемыеобразы: чудотворная икона Спаса Всемилостивого, Распятие, Силуамская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая Чудотворца (Можайского).
Ежедневно после Божественной литургии на этом месте в окружении святынь перед иконой Спасителя служат молебны.
Спас Всемилостивый.
Икона XV века
Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий.
Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой (конфискованы коммунистами в 1923 году).
По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).
Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская).
XIX век
Название иконы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем.
Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.
Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.
На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.
Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.
Святые апостолы Петр и Павел.
Икона с деяниями, в 16 клеймах. 70-е годы XVII века
В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма. Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.
Священномученик Харалампий.
Икона XVIII века
Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.
В Романове-Борисоглебске в XVIII – XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть «романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.
Престольные и чтимые праздники:
-
23 февраля (день памяти священномученика Харалампия).
-
15 мая.
-
22 мая (день памяти святителя Николая Чудотворца).
-
Воскресение Христово.
-
Десятое воскресенье по Пасхе.
-
12 июля (день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла).
-
6 августа (день памяти благоверных князей Бориса и Глеба).
-
10 августа (день празднования Смоленской иконе Божией Матери).
-
11 сентября (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи).
-
19 декабря.
Городские крестные ходы с иконой Всемилостивого Спаса:
-
1 октября (память Обратного принесения Образа);
-
19 ноября (день тезоименитства архимандрита Павла (Груздева):
-
1, 16 декабря (дни памяти исповедника Гергия Седова);
-
23 декабря (день памяти священномученика Николая Розова).
Духовенство

Геннадий Айвазян

Николай Воловенко

Михаил Гагарин

Евгений Дворников

Павел Иванов

Сергий Козлов

Иннокентий Кулаков

Василий Мозяков
благочинный Романово-Борисоглебского округа, Заведующий канцелярией Рыбинского епархиального управления, член Епархиального совета

Иоанн Цветков
