По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Воскресенский собор, г. Тутаев

Адрес: 152300, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, 13

E-mail: mozyakow@yandex.ru

Сайт: http://voskresenskiy-sobor.ru

Настоятель — протоиерей Василий Мозяков.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:

В Воскресенском соборе Богослужения совершаются ежедневно
В будние дни:
Вечернее - в 17:00,
Литургия - в 08:00.

В воскресные и праздничные дни:
ранняя Литургия в 06:20,
поздняя Литургия в 09:00.


Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года — Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу — Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода (1238), на левом — городок Романов (1283).

На Борисоглебской стороне древнего города возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века — Воскресенский собор. Возведенный в традициях ярославского храмового зодчества, он впечатляет гармонией монументальных объемов с обильным узорочьем стен и благолепием внутреннего убранства.

В ансамбль Воскресенского собора (1652—1675 годы) входят: шатровая колокольня (2-я половина XVII века), Святые врата (последняя четверть XVII века), ограда ( середина XIX века), надпрестольный столп-памятник (XIX века), сторожка (1910 год). Колокольня и Святые врата находятся с южной стороны храма — они были ориентированы на главную улицу Борисоглебской слободы. По той же причине южный фасад является самым нарядным, он богаче других украшен гирляндами вертикальных каменных бус, наличники окон четверика помимо кокошников — звездчатыми завершениями, оконные проемы галереи — висячими гирьками. В наружном декоре храма использованы терракотовые и муравленые изразцы. Шатровая, отдельно стоящая, колокольня до конца XIX века имела не только древние колокола, но и большие башенные часы с боем. В старые времена борисоглебцы проходили на территорию собора через трехъярусные Святые врата и поднимались в летний храм по южному крыльцу. В оформлении врат сохранились ярославские полихромные изразцы.

На месте последнего деревянного храма с северной стороны собора за оградой стоит надпрестольный столп-памятник. В 1910 году в ограде собора была построена каменная одноэтажная сторожка, в которой в трудные советские годы был кров для духовенства и монашествующих.

В нижнем храме, где служба совершается в зимнее время года, находятся три престола. Центральный престол освящен в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, которую также именуют "Одигитрия" ("Путеводительница"). Северный придел посвящен Предтече и Крестителю Господню Иоанну. В диаконнике в конце XVII - начале XVIII века освятили престол во имя священномученика Харалампия.

В летней церкви четыре престола. Главный престол освящен в честь Воскресения Христова; два придела, расположенные на галереях, посвящены святым апостолам Петру и Павлу (северный) и святителю Николаю Мирликийскому (южный). В диаконнике главного алтаря находится придел во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, перенесенный из нижнего храма в конце XVII века.

Милостью Божией Воскресенский собор никогда не закрывался, в нем сохранились все святыни. Особо почитаемы прихожанами и паломниками: чудотворная икона Спаса Всемилостивого необычайно больших размеров — 298 х 279 см, древнее резное Распятие, иконы Богородицы — Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», резной образ святого Николая Чудотворца (Можайского).

Достопримечательностями летнего храма собора является стенопись конца 70-х годов XVII века, выполненная ярославскими изографами, и многоярусный иконостас конца XVII – начала XVIII веков.

В 1930-е, самые трагические, годы община собора насчитывала около 1500 человек. Всё служившее до Великой Отечественной войны духовенство и активные члены Приходского совета пострадали во времена сталинских репрессий, многие погибли в лагерях или ссылках. В лике святых прославлены священномученик епископ Романовский Вениамин (Воскресенский), настоятель собора священномученик Николай Розов, староста собора исповедник Георгий Седов. Святые мощи исповедника Георгия почивают в храме.

Божественная литургия в Воскресенском соборе совершается ежедневно. В воскресные дни, двунадесятые и великие праздники совершается ранняя и поздняя Божественная литургия.

В Воскресенском соборе поются акафисты: каждую среду - святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу; по пятницам - Божией Матери; в воскресенье вечером - Иисусу Сладчайшему.

Дважды в год с образом Всемилостивого Спаса совершаются крестные ходы: в праздник Десятого воскресенья по Пасхе - по правой, Борисоглебской, стороне города и в воскресенье перед Ильиным днем - по левой, Романовской. Два раза в год образ Спасителя торжественно переносят из летнего храма в зимний и наоборот. Весной святыню переносят в верхний храм в воскресенье перед праздником перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Осенью перенесение в нижний храм совершается в воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери.

Интерьер летнего храма Воскресенского собора. Иконостас

Конец XVII — начало XVIII века

Летний храм Воскресения Христова - четырехстопный, в диаконнике устроен придел святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, на галереях - приделы святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла.

Иконостас летнего храма конца XVII — начала XVIII века включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 70-х годов XVII века. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисусный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершают деревянные скульптурные изображения ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, как символ учения Христова.

Стенопись Воскресенского собора
Конец 70-х годов XVII века

Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских изографов в конце 70-х годов XVII века. В центральном объеме храма на южной и северной стенах в четырех живописных ярусах подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд».

Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и Богородица «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — Воскресение Христово и чудеса воскрешений, а также патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.

Галерея летнего храма Воскресенского собора. Стенопись
Конец 70-х годов XVII века

Стенопись галереи посвящена в основном Ветхозаветным событиям. На ее сводах последовательно представлены сюжеты Первой книги Моисея — Бытие, начиная с Дней творения до Истории Иосифа Прекрасного. На стенах, в проемах и люнетах окон изображены избранные библейские сюжеты о духовных подвигах святых, композиции на тексты псалмов и молитв. Кроме того, в росписи включены живописные циклы к историко-литературным произведениям: Крещение Руси, Повесть о новгородском белом клобуке, Повесть о явлении Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.

Интерьер зимнего храма Воскресенского собора

Зимний храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» был освящен в 1652 году. Об этом событии известно из настенной летописи, сохранившейся справа от входа в церковь. Северный придел храма посвящен святому Пророку Иоанну Предтече, южный — священномученику Харалампию.

Существующий иконостас храма - XIX века, одноярусный, с образами разных веков. Над ним на стене написан деисусный чин.

Переход на службу из летнего храма в зимний совершается в воскресенье перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день после поздней Литургии при большом стечении прихожан и паломников чудотворная икона Спаса Всемилостивого торжественно переносится в нижний храм с совершением крестного хода вокруг собора.

Крест с Распятием в иконе «Страсти Христовы».
Крест — XV–XVI век. Икона — конец XVII – начало XVIII века

Распятие Господа нашего Иисуса Христа - один из древнейших образов собора, ученые датируют его XV—XVI веками. По преданию, Крест приплыл по Волге и остановился напротив церковного места. В летнем храме Крест устанавливается в икону на северном столпе.

На иконе пред Распятием предстоят Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Образ святителя Николая Чудотворца (Можайский).
1-я половина XVII века

Резной образ святителя Николая происходит из теплой деревянной церкви, престол которой в XVII веке унаследовал собор. В память о чудесной помощи святителя Николая в освобождении города Можайска от врага появилось его новое изображение — с мечом в правой руке и городом-крепостью в левой — называемое Можайским. Модель города на ладони левой руки святого была утрачена в XVIII веке и тогда же заменена на Евангелие. Изначально образ находился в резной сени, переданной клиром в 1898 году как ветхий и неиспользуемый Императорской археологической комиссии.

До нашего времени сохранилась традиция менять святителю Николаю в зависимости от праздника разного цвета ризы и шитые бисером тапочки. В старину их жертвовали по обещанию скорому впомощи «Николеугоднику». На главе святителя одета шитая золотными нитями митра конца XIX – начала XX века.

Жизнь прародителей Адама и Евы в раю
Фреска. Конец 70-х годов XVII века

На сводах южной галереи летнего храма рядом с композициями "Дни творений" изображены сюжеты: сотворение человека, жизнь прародителей в раю и история их грехопадения.

Они являются началом Ветхозаветного цикла. Адам и Ева представлены на фоне белого неба с райскими кущами. Чтобы прочитать их историю, следует переводить взгляд то на северную, то на южную часть свода.

1. Бог Отец вдунул в Адама дыхание жизни, Адам нарекает имена животным (северная часть свода).

2. Создание жены Евы из ребра Адама (южная часть свода).

3. Господь дает заповедь Адаму и Еве — не вкушать плоды с древа познания добра и зла (северная часть свода).

4. Враг рода человеческого, приняв вид змея, искушает Еву, предлагая ей вкусить запретный плод (южная часть свода).

5. Адам и Ева, закрыв наготу смоковными листьями, прячутся под деревом от лица Господа (южная часть свода).

6. Сделал Господь Бог Адаму и Еве одежды кожаные и одел их (северная часть свода).

7. Адам и Ева изгнаны из рая и Ангел с огненным мечом стоит во вратах его (южная часть свода).

История пророка Ионы. Проповедь в Ниневии, покаяние народа.
Фреска. Конец 70-х годов XVII века

Пять композиций на тему Книги пророка Ионы размещены на северной галерее на стене храма вокруг западного окна.

В четырех главах Книги рассказывается история пророка Ионы, призванного Господом на проповедь покаяния в известный злодеяниями город Ниневию. Повеление Господа показалось Ионе тяжким, и он решил бежать в далекий Фарсис. Когда он плыл на корабле, Господь поднял страшную бурю в наказание за его непослушание, и Ионе пришлось признаться спутникам, что это Господь гневается на него. Он сам попросил бросить его в море, тут же буря прекратилась, а Иону проглотил кит. В чреве кита Иона был три дня и три ночи и обещал Господу исполнить назначенное. После проповеди Ионы народ Ниневии покаялся и был помилован Господом. Это не обрадовало Иону. Тогда по промыслу Божию перед ним выросло большое растение, дающее тень и укрывающее его от зноя, но на следующий день оно засохло. Иона был сильно огорчен. И Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился … мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек…»

На фреске перед Ионой изображены коленопреклоненный царь с кающимися вельможами и народом.


Икона Спаса Всемилостивого в интерьере летнего храма Воскресенского собора

В северо-восточной части летнего храма сосредоточены особо почитаемыеобразы: чудотворная икона Спаса Всемилостивого, Распятие, Силуамская икона Божией Матери, резной образ святителя Николая Чудотворца (Можайского).

Ежедневно после Божественной литургии на этом месте в окружении святынь перед иконой Спасителя служат молебны.


Спас Всемилостивый.
Икона XV века

Чудотворный образ Спаса Всемилостивого, по преданию написанный святым Дионисием Глушицким в начале XV века, изначально являлся «небом» деревянного храма Бориса и Глеба. По завершении строительства каменного храма икону перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий.

Только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть святыню в собор. С великой радостью они несли ее из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, существующий и поныне. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических и духовных болезней. На пожертвования благодарных прихожан и паломников образ был украшен серебряно-золочеными венцом и ризой (конфискованы коммунистами в 1923 году).

По древней традиции под образом Спаса принято проползать на коленях через специально устроенный лаз (обычно трижды).

Икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская).
XIX век

Название иконы «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». По древнему сказанию, греческий император Константин в 1046 году благословил этой иконой свою дочь царевну Анну на замужество с черниговским князем Всеволодом Ярославовичем.

Их сын Владимир Мономах перенес святыню из Чернигова в Смоленск, с тех пор икона Богородицы Одигитрии стала называться Смоленской.

Икона написана для иконостаса зимнего храма с более древнего образа и находится слева от Царских врат.

На полях изображены предстоящие святые — преподобные Галактион и Варлаам и благоверные князья Борис и Глеб. Образ украшен окладом, золоченым венцом и шитой ризой.

Перед иконой Богородицы Одигитрии Смоленской молятся от нашествия иноплеменных, о помощи и сохранении в пути.

Святые апостолы Петр и Павел.
Икона с деяниями, в 16 клеймах. 70-е годы XVII века

В 1672 году борисоглебцы получили благословение Ростовского митрополита Ионы на устройство придела святых апостолов Петра и Павла на северной паперти летнего храма Воскресенского собора. В связи с посвящением престола был написан их образ с клеймами деяний и установлен на северном столпе храма. Святые изображены в среднике иконы предстоящими пред Тихвинской иконой Богородицы.

Священномученик Харалампий.
Икона XVIII века

Епископ Харалампий жил в Греции во II веке. Он прославился бесстрашным исповеданием христианской веры среди язычников, за что принял мученическую кончину. В последний час своей земной жизни он просил явившегося ему Господа: «Пусть там, где будут почивать мои мощи и где будет почитаться память о мне, — пусть там не будет ни голода, ни мора, ни тлетворного ветра, погубляющего плоды, но да воцарится в этом месте мир, благосостояние, изобилие пшеницы и вина, и спаси, Господи, души людей тех». Сященномученику Харалампию молятся о плодородии земли и о сохранении от внезапной смерти. Память святому совершается 10/23 февраля.

В Романове-Борисоглебске в XVIII – XIX веках было немало искусных изографов, продолжавших традиции ярославской и строгановской иконописи второй половины XVII века. Иконы их работы стали называть «романовскими письмами». Для них характерны любовь к многосюжетным житийным композициям, утонченность пропорций, изысканная орнаментальность и обилие золота. Вероятно, образ священномученика Харалампия, предназначенный для соименного придела зимнего храма, написан местным иконописцем.

Престольные и чтимые праздники:

  1. 23 февраля (день памяти священномученика Харалампия).

  2. 15 мая.

  3. 22 мая (день памяти святителя Николая Чудотворца).

  4. Воскресение Христово.

  5. Десятое воскресенье по Пасхе.

  6. 12 июля (день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла).

  7. 6 августа (день памяти благоверных князей Бориса и Глеба).

  8. 10 августа (день празднования Смоленской иконе Божией Матери).

  9. 11 сентября (Усекновение главы св. Иоанна Предтечи).

  10. 19 декабря.

Городские крестные ходы с иконой Всемилостивого Спаса:

  • 1 октября (память Обратного принесения Образа);

  • 19 ноября (день тезоименитства архимандрита Павла (Груздева):

  • 1, 16 декабря (дни памяти исповедника Гергия Седова);

  • 23 декабря (день памяти священномученика Николая Розова).

Духовенство

Геннадий Айвазян
Протоиерей

Геннадий Айвазян

Николай Воловенко
Диакон

Николай Воловенко

Михаил Гагарин
Протодиакон

Михаил Гагарин

Евгений Дворников
Иерей

Евгений Дворников

Павел Иванов
Иерей

Павел Иванов

Сергий Козлов
Протоиерей

Сергий Козлов

Иннокентий Кулаков
Иерей

Иннокентий Кулаков

Василий Мозяков
Протоиерей

Василий Мозяков

благочинный Романово-Борисоглебского округа, Заведующий канцелярией Рыбинского епархиального управления, член Епархиального совета

Иоанн Цветков
Диакон

Иоанн Цветков

Евгений Новиков
Иерей

Евгений Новиков

Иоанн Халин
Иерей

Иоанн Халин

Диакон

Андрей Браусов

Диакон

Кирилл Смирнов

Фотогалерея