23 сентября Русская Православная Церковь чтит память священномучеников Глеба Апухтина, Евгения Попова и Петра Григорьева.
Священномученик Глеб Апухтин, пресвитер
Священномученик Глеб (Глеб Семенович Апухтин) родился в 1885 году в городе Обоянь Курской губернии в семье крестьянина. В 1902 году он окончил Обояньское городское училище. До 1917 года рукоположен во диакона. В 1919 году отец Глеб был мобилизован и по 1920 год служил в тыловом ополчении красной армии в городе Луганске. В 1925 году рукоположен во священника, служил в церкви села Боровое Нижне-Усманского района Воронежской губернии.
В 1929 году священника арестовали в первый раз, обвинив в «неуплате налога». Назначенные пять лет ссылки отец Глеб отбывал сначала в городе Канске Западно-Сибирского края, затем в Калиновском районе Киевской области. В 1934 году батюшка вернулся в село Боровое и продолжил служение.
28 марта 1935 года он был опять арестован. На этот раз священника обвинили в «систематической антисоветской и пораженческой агитации», в «оскорблении руководителей советского правительства», в противодействии снятию колоколов с церкви. Последовал приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей. Отец Глеб был направлен сначала в Мичуринский ИТЛ, затем этапом переправлен в Волголаг. В лагере он работал наблюдателем в отделе исследований и курьером. Администрация пыталась использовать его для слежки за другими заключенными, но он отказался, напротив, сам оказался жертвой клеветы и доноса.
В 1937 году отец Глеб был арестован в лагере по ложному обвинению.
Священномученик Евгений Попов, пресвитер
Священномученик Евгений Алексеевич Попов родился 10 января 1879 в селе Хлебное Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области). Отец его был псаломщиком, а после революции принял священство, скончался в 1920 году. Братья Леонид и Иван в годы революции также стали священниками. В 1899 году Евгений окончил Задонское духовное училище, вступил в брак с девицей Евдокией и вскоре в их семье родился сын Михаил.
В сложные 1920-е годы Евгений принял священный сан и начал служить священником в Преображенском храме небольшой слободы Ольховатка на юге Воронежской губернии.
В годы обновленческой смуты отец Евгений стойко противостоял обновленческому духовенству, призывая их к покаянию, прихожан же убеждал сохранять верность Православию и церковное единство. В конце 1920-х годов священник овдовел.
В 1930 году отец Евгений был арестован по ложному обвинению «в антисоветской агитации и хранении серебряной монеты» и сослан на три года в Уральскую область. В 1932 году, освободившись из ссылки, после нескольких месяцев странствий, вернулся в село Ольховатка. Преображенский храм был к тому времени уже закрыт, и отец Евгений совершал богослужения в основном в домах верующих, которые поддерживали своего пастыря материальными средствами и продуктами.
12 ноября 1935 года священник вновь был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и приговорен к пяти годам лагерей. 30 октября 1936 года отец Евгений доставлен этапом на Нерехтский (9-й) участок Волголага. В лагере он непродолжительное время работал сторожем на электростанции.
Впоследствии священник был переведен на Рыбинский участок Вологолага, где в августе 1937 года, на волне «большого террора», на него было заведено новое уголовное дело.
Священномученик Петр Григорьев, пресвитер[1]
Петр Федорович Григорьев был земляком священномученика Глеба Апухтина. Он родился в мае 1895 года в городе Обоянь Курской губернии в семье личного дворянина, потомственного гражданина города. Отец служил наблюдателем Курско-Орловского лесничества. В 1916 году Петр окончил Курскую духовную семинарию. Февральская революция 1917 года застала его в Петрограде, где Петр Федорович учился в Духовной академии. Революционные события заставили прервать учебу и вернуться в Обоянь к матери. В 1919 году он начал служил псаломщиком в Смоленской церкви. В том же году повенчался с дочерью курского мещанина Зинаидой Ивановной и был рукоположен в сан иерея к Смоленской церкви.
Во время Гражданской войны, когда Белая армия отступала из города, некоторые из священнослужителей ушли вместе с белыми. Отец Петр остался в Обояни, заявив, что желает остаться с народом, разделить его участь, какова бы она ни была. Ему довелось испить чашу скорбей и страданий с избытком.
Отец Петр оказался предметом пристального внимания органов ОГПУ, как священнослужитель, он был лишен избирательных прав. В 1928 году в семье Григорьевых родилась дочь Ольга.
В феврале 1930 года священник Петр был арестован и заключен в Обоянский дом заключения (домзак), а затем переведен в Курск. В ходе следствия прихожане проявили любовь и преданность своему пастырю. Из показаний свидетелей мы узнаем о том, что к отцу Петру приезжали крестьяне из окрестных деревень, беседовали с ним; в доме у батюшки была устроена молитвенная комната, где служили молебны, читали акафисты. Некоторые акафисты были составлены самим священником.
Во время нахождения отца Петра в Курском домзаке прихожане направили в Курское ОГПУ «заявление-прошение», в котором писали: «...Верующие остались без служителя, нашего доброго человека... Отец Петр против Закона не учил, проповедей против советской власти не говорил, а учил нас подчиняться власти. Был добрым человеком, помогал бедным и последнюю копейку отдавал неимущим. И для нас, верующих, он... является незаменимым наставником». Верующие просили об освобождении своего батюшки из-под стражи с отдачей его им на их поручительство. Под этим прошением поставили подписи более трехсот прихожан.
16 июня следствие по делу отца Петра было прекращено «за недостаточностью материалов для предания суду», и на следующий день он был освобожден, проведя в заключении четыре с половиной месяца: Великий пост, Пасху и Пятидесятницу...
Вскоре после освобождения отец Петр встретился с архиепископом Курским Дамианом (Воскресенским). Вернувшись в Обоянь, батюшка рассказывал, что владыка говорил ему о «терпении, терпении и терпении», а о сроке, до которого нужно терпеть — ничего не сказал. Но это становилось все более ясно — надвигалась новая волна репрессий, и верным предстояло, по слову Христа, «претерпеть до конца» (Мф. 10, 22). И архиепископ Дамиан, и священник Петр сохранили верность Христу до конца своей жизни и оба получили в награду от Бога мученические венцы.
После ареста обоянского благочинного отца Германа Руденко владыка Дамиан благословил отца Петра неформально исполнять должность благочинного. Его ревностное служение вызвало недовольство властей. Из показаний, данных впоследствии свидетелями, ярко вырисовывается нравственный облик человека незаурядных талантов, пастыря-молитвенника: «Григорьев пользуется авторитетом не только в городе, но чуть ли не во всем уезде. Говорил почти каждый день проповеди, касаясь безбожия соввласти и современной молодежи. Убеждал молодежь бросить свои убеждения и вспомнить о Церкви... Из всего духовенства наиболее способный и даровитый отец Петр Григорьев, который может объединить массу на религиозной почве... Григорьев говорил: “Люди, отвергшие Евангелие, ни на что хорошее не способны”... Горожане и жители окрестных сел видели в Григорьеве праведника, человека святой жизни, который может разрешать разные житейские недоумения, и поэтому многие обращались к нему за советами... Любил природу, ценил искусство и сам обладал литературным талантом. Писал акафисты, составлял службы, молитвы и сочинял духовные стихи... Это притягивало к нему людей...»
10 августа 1931 года, на престольный праздник в храм Смоленской Божией Матери, собралось восемь священников и состоялось торжественное богослужение. Вскоре затем, 17–18 октября, в Обояни и Обоянском районе арестовали почти всех священников. Отец Петр был арестован 17 октября на своей квартире.
Все проходившие по делу были искусственно объединены в обоянскую «контрреволюционную церковно-монархическую организацию церковников», руководителем которой был объявлен отец Петр Григорьев. В ходе следствия он был привлечен по еще одному групповому делу – «Ревнителей Церкви».
Полгода священник провел в тюрьме, находясь в строгой изоляции.
В апреле 1932 года отец Петр был осужден на десять лет концлагерей. В мае этого же года он прибыл к месту заключения – Волголаг (7-е отделение Белбалтлага), 4-й лагпункт, 10-я рота, разъезд «Сословец» Мурманской железной дороги. В Белбалтлаге отец Петр пробыл до января 1937 года. В материалах следственного дела находим указание: «Держать в строгой изоляции. Вербовке не подлежит». Несмотря на запреты, в лагере батюшка общался с другими ссыльными священниками и мирянами, наставлял, находил возможность причащать и совершать водосвятие, на Пасху служил. В первое время нахождения отца Петра в лагере матушка Зинаида получала от него письма. В лагерной учетно-статистической карточке указано владение иностранными языками: латышским и греческим, а также сохранилось описание внешности отца Петра: «Рост средний, телосложение среднее, цвет волос рыжий, глаза карие, нос прямой, носит очки, борода окладистая».
В 1935–36 годах он работал водомером-наблюдателем изыскательской партии при Кол-озере, станция Оленья, жил один в 30 км от станции. В январе 1937 года отца Петра перевели в 3-е отделение Волголага, в поселок Переборы под Рыбинском (в настоящее время – микрорайон города). Он работал чертежником при начальнике работ 7-го строительного участка. Здесь отец Петр был арестован и отправлен в лагерный изолятор.
Священники Глеб Апухтин, Евгений Попов и Петр Григорьев были осуждены по общему групповому делу и расстреляны 23 сентября 1937 года.
Все трое были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
В следственных делах священномучеников среди общих «протокольных» обвинений находим драгоценные крупицы свидетельств об их твердом стоянии в вере. Так, отца Петра обвиняли в том, что он «нелегально организовывал коллективное чтение молитв… соблюдал религиозные обряды, как-то: причастие, исповедование и т. д.». В протоколе допроса от лица священномученика звучат слова, созвучные исповеданию мучеников Древней Церкви и всех веков: «Я христианин, верую в Бога и проповедую исповедание христианского направления».
Господь Иисус Христос соединил эту троицу священномучеников на Голгофе и в небесных обителях, к которым они стремились всю свою жизнь – каждый на уготованном ему «месте владычествия Его» (Пс. 102, 22), – евангельски служа Богу и ближним в священническом чине, претерпев страдания и сохранив верность Христу до конца.
На фото:1. Священномученик Глеб Апухтин.
2. Священномученик Евгений Попов.
3. Икона священномученика Евгения Попова.
4. Священномученик Пётр Григорьев.
5. Волголаг.
[1] При составлении использовано изд.: Русин Владимир, священник. Претерпевший до конца. Священномученик Петр Григорьев и обоянская «контрреволюционная церковно-монархическая организация». Изд. Покровского храма села Кунье Курской области, 2013.