По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти святителя Тихона (Беллавина)

7 апреля Русская Православная Церковь чтит память святителя Тихона (Беллавина), Патриарха Московского и всея России.

Святитель Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился 19 января 1865 года в семье священника Воскресенской церкви погоста Клин Торопецкого узда Псковской губернии. Отца его звали Иоанн Тимофеевич (1824–1894), мать – Анна Гавриловна (†30 апреля 1904 г.). В семье было еще три сына. В 1869 году отец Иоанн был переведен в Преображенский храм города Торопца.

Василий с детства отличался старательностью и кротостью. В 1874 году поступил в Торопецкое духовное училище. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему: «Ваше Святейшество».

В 1878–1884 годах Василий обучался в Псковской духовной семинарии, а затем в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1888 году одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия. В семинарии у него было прозвище «Архиерей», а в академии – «Патриарх».

По окончании академии Василий Иванович был назначен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия, а несколько позже и французского языка в Псковскую духовную семинарию. 14 декабря 1891 года он был пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского в храме Трех святителей Псковской духовной семинарии. Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген (Добронравин).

На следующий день монах Тихон был рукоположен в сан иеродиакона, а 22 декабря того же года – в сан иеромонаха. Хиротония была совершена в Псковском кафедральном соборе. Некоторое время после рукоположения отец Тихон продолжал преподавать в Псковской семинарии.

В марте 1892 года он был назначен инспектором Холмской духовной семинарии, в июне того же года – ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а спустя менее месяца – ректором Холмской духовной семинарии. Состоял благочинным монастырей Холмско-Варшавской епархии, председателем епархиального Училищного совета, Православного братства и цензором изданий.

19 октября 1897 года архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. Хиротонию возглавлял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев) в сослужении архиепископов Казанского и Свияжского Арсения (Брянцева), Финляндского и Выборгского Антония (Вадковского) и епископа Нарвского Иоанна (Кратирова). Хиротония состоялась в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

14 сентября 1898 года Преосвященный Тихон был назначен епископом Алеутским и Аляскинским. С 7 февраля 1900 года он – епископ Североамериканский и Аляскинский.

Время епископского служения святителя Тихона в Америке было ознаменовано расцветом жизни местной Православной Церкви: открыты десятки новых храмов, была учреждена первая в Америке Духовная семинария в Миннеаполисе (что устранило необходимость присылать священников из России), был основан Свято-Тихоновский монастырь возле города Скрантона, штат Пенсильвания, со школой-приютом для сирот при нем.

В 1903 году святитель Тихон присутствовал на заседаниях Святейшего Синода. За труды на благо Православной Церкви он имел церковные награды.

В 1905 году епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк, где попечением владыки и стараниями протоиерея Алексадра Хотовицкого в 1902 году был выстроен Свято-Николаевский собор в Манхэттене.

5 мая 1905 года Преосвященный Тихон был возведен в сан архиепископа. Православие при святителе Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб. Имели место случаи перехода ряда американцев из инославия в лоно Российской Церкви. Так, в 1905 году бывший священник Епископальной церкви США Нафанаил Иргрэм Ирвин был рукоположен архиепископом Тихоном в Нью-Йорке во пресвитера. В состав епархии вошли 32 общины, пожелавшие перейти из униатства в Православие. Под председательством архиепископа Тихона в Майфильде был созван первый Православный Собор Североамериканской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В правление святителя Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная никаких раздоров, впоследствии начавшихся из-за юрисдикционной принадлежности: был единый архипастырь и единое стадо.

25 января 1907 года владыка Тихон получил назначение на древнюю Ярославскую и Ростовскую кафедру. 13 марта он отбыл из Америки и 11 апреля прибыл в Ярославль. Архиерея встречал на вокзале его будущий викарий епископ Угличский Евсевий (Гроздов). Позднее его викариями были епископы Угличский Иосиф (Петровых) (с 1909 года) года и Рыбинский Сильвестр (Братановский) (с 1910 года).

Святитель Тихон состоял почетным членом Императорского православного Палестинского общества и председателем ярославского отдела того же общества.

Архиепископ Тихон участвовал в строительстве и освящении многих храмов на Ярославской земле. В 1908 году он освятил в Ярославле Тихвинский кладбищенский храм Казанского монастыря и вновь устроенный храм преподобного Андрея Критского; в мае 1912 года – храм в честь Спаса Нерукотворенного образа в селе Кукобой Пошехонского уезда. В феврале 1913 года святитель Тихон освятил только что отстроенный однопутный железнодорожный мост через Волгу в Ярославле.

В октябре 1909 года владыка возглавил торжества по случаю 200-летия преставления святителя Димитрия Ростовского, в мае 1913 года встречал вместе со всем городским духовенством и жителями города Императора Николая II с семьей.

За годы своего архиерейства в Ярославле святитель Тихон привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным. Доступный, абсолютно нечиновный, разумный, ласковый, он снискал всеобщую искреннюю любовь, охотно откликался на все приглашения служить в многочисленных храмах обширной епархии, помнил сельских батюшек по именам, всегда заботился о священнослужителях, особенно при бедных приходах.

22 декабря 1913 года указом Святейшего Синода святитель Тихон был назначен архиепископом Литовским и Виленским, а на его место в Ярославль переведен архиепископ Виленский Агафангел (Преображенский). 19 января 1914 года святитель Тихон отслужил прощальную литургию в переполненной народом Крестовой церкви Спасского монастыря. В адресе, преподнесенном ему от Городского управления Ярославля, говорилось: «Никто не уходил от Вас без утешения, ободрения, ласки, благословения; Вашим светлым умом и добрым сердцем Вы легко проникали в самое сложное дело, за разрешением которого к Вам каждый из пасомых шел прямо, не обинуясь, как к истинному отцу и постоянному душевному доброжелателю». Главное, что запомнил Ярославль, – необыкновенную доброту и любовь своего архипастыря. Уже в Литве святитель узнал, что ярославцы избрали его почетным гражданином своего города. В дальнейшем он не забывал ярославскую паству. Уже будучи Патриархом, 16 сентября 1918 года приезжал на освящение Казанского собора в городе Данилове.

19 июня 1917 года на съезде духовенства и мирян Московской епархии архиепископ Тихон был избран на Московскую кафедру.
С 13 августа 1917 года святитель Тихон – митрополит Московский и Коломенский. 15 августа он был избран председателем открывшегося в Москве Священного Собора Российской Православной Церкви.

На Соборе было восстановлено Патриаршество. После долгого перерыва Русскую Православную Церковь вновь возглавил Святейший Патриарх, который был избран из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Зосимовой пустыни Алексием (Соловьевым) перед Владимирской иконой Божией Матери 5 ноября 1917 года после литургии и молебна в храме Христа Спасителя. Им стал митрополит Московский Тихон.

Интронизация нового Патриарха совершалась в Успенском соборе Московского Кремля 21 ноября (4 декабря), в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Спустя три дня после убийства Царской Семьи, на праздник Казанской иконы Божией Матери, в проповеди в московском Казанском соборе святитель Тихон, один из немногих, всенародно осудил этот святотатственный акт новой власти как «ужасное дело, с которым христианская совесть не может согласиться». «Мы должны, – говорил Патриарх, – повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его». В те дни эта исповедническая позиция Первосвятителя, за которую он готов был претерпеть обвинения в контрреволюции, заключение и даже смерть, требовала немалого мужества.

Летом 1918 года большевики потрясли всю страну кровавыми расправами с противниками своего режима в Ярославле. Как раз в это время святитель Тихон посетил Ярославскую епархию. Более двух недель прожил он в Мологском Афанасьевском монастыре, где было относительно спокойно. В августе, на праздник Успения Пресвятой Богородицы, он вместе с Митрополитом Ярославским и Ростовским святителем Агафангелом освящал только что построенный Казанский собор Казанского женского монастыря в городе Данилове.

24 ноября 1918 года Святейший Патриарх был подвергнут домашнему аресту, в его квартире произведен обыск. В сочельник Рождества Христова он был освобожден.

В 1920 году святитель Тихон неоднократно подвергался домашним арестам. Тяжкое гонение на Православную Церковь было воздвигнуто властями в связи с изъятием церковных ценностей. 5 мая 1922 года Патриарх был вызван в суд на процесс московского духовенства. Суд вынес частное определение о привлечении «гражданина Беллавина» к уголовной ответственности за «сопротивление изъятию церковных ценностей». 6 мая Патриарх был заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в Донской монастырь, где содержался под охраной в полной изоляции от внешнего мира. 19 апреля 1923 года он был препровожден во внутреннюю тюрьму ГПУ, где проходили допросы. Одновременно был созван обновленческий собор, принявший решение о снятии со святителя Тихона его сана и даже монашества. Власти готовили приговор о его расстреле. Но 8 мая был озвучен ультиматум министра иностранных дел Великобритании лорда Дж. Керзона. Одним из требований ультиматума было остановить преследование духовенства под угрозой расторжения договора с Россией 1921 года. Агентурные сведения о настроении православного народа подтвердили его готовность к протесту в случае постановления о расстреле Святейшего.
21 марта 1924 года Политбюро приняло решение отложить принятие этого постановления на неопределенный срок. Святейший Патриарх был освобожден 23 июня, следственное дело на него прекращено.

В 1923 году он еще раз был тайно вывезен на Лубянку, где подвергся «обработке» следствием, принуждавшим его написать «раскаяние». Понимая лежащую на нем ответственность за судьбу Церкви, ее служителей, святитель Тихон согласился написать требуемый документ, считая: «Пусть погибнет мое имя в истории, лишь бы Церкви была польза». Православный народ и русские эмигранты быстро поняли, что «раскаяние» было выбито следствием и не означает изменения позиции Патриарха.

9 декабря 1924 года была совершена попытка нападения на помещение, где находился Святейший Патриарх. По случайности был убит его келейник Яков Анисимович Полозов.

Скончался Патриарх Тихон 7 апреля 1925 года в 23 часа 45 минут в лечебнице Бакуниных на Остоженке в Москве. Не исключена вероятность его отравления. На погребении святителя Тихона присутствовало 59 епископов, количество людей, пришедших проститься с ним, исчислялось многими сотнями тысяч. Патриарх Тихон был погребен в Малом соборе Донского монастыря в Москве. В 1992 году обретены его святые мощи, которые ныне почивают в большом Донском соборе.

Патриарх Тихон стал первым прославленным новомучеником Русской Православной Церкви – он прославлен в лике святых 9 октября 1989 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви[1].

На фото:
1. 
Архиепископ Тихон и Император Николай в Спасо-Преображенском монастыре г. Ростова 21 мая 1913 года.
2. Освящение церкви в Кукобое, май 1912 года.
3. Святитель Тихон и Николай II на Соборной площади Ростова Великого, 1913 год.


[1] Текст жития составлен, главным образом, по кн.: Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 3.

Фотогалерея