По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Отошел ко Господу иеромонах Венедикт (Емеличев)

Утром 22 декабря в Оптиной пустыни в возрасте 77 лет после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу насельник монастыря, наш земляк иеромонах Венедикт (Емеличев).

Будущий священнослужитель Владимир Емеличев родился в тяжелый для страны 1944 год в городе Рыбинске, отец его был военным, а мать — учителем. Владимир Емеличев получил высшее образование в Московском авиационном институте. Ему довелось поработать как инженером конструкторского бюро, научным сотрудником института, так и певчим, старостой храма, псаломщиком, также в течение шести лет он трудился в Толгском женском монастыре в качестве инженера-электрика и эконома.

В 1990 году в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля Владимир Емеличев был рукоположен в сан диакона, затем — во иерея. Первым местом его служения стал храм в честь преподобного Сергия Радонежского в старинном селе Мосейцево в Ярославской области. Следующим местом его назначения стал Троице-Сергиев женский монастырь в Латвии, после чего до самого своего приезда в Оптину пустынь в 2002 году иерей Владимир служил в разных храмах Ярославской области.

Следует отметить, что в нем всегда присутствовало стремление к монашеской жизни, руководствуясь которым, он направился в Оптину пустынь. 28 июля 2020 года, в день памяти своего небесного покровителя, святого равноапостольного великого князя Владимира, наместником Оптиной пустыни епископом Можайским Леонидом иерей Владимир был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Венедикта Нурсийского, в память о почившем наместнике архимандрите Венедикте (Пенькове).

Еще до прихода в обитель, в конце 1990-х и начале 2000-х годов, Владимир Емеличев написал несколько книг: «Одержимые. Изгнание злых духов», «Монашеское делание», «Рассказы о чудесах», «Чудеса в православии». Он собрал поучения святых отцов и подвижников благочестия, посвященные монашеству, в сборник «Монашеское делание». В книге «Рассказы о чудесах» на фоне судьбы православного священника, родившегося в конце войны, приведены краткие рассказы о чудесах в жизни автора и разных людей, первые шаги и дальнейший путь к Богу. Воспоминания самого автора похожи на дневниковые заметки, в которых подробно, анализируя события своей жизни и их восприятие, священник делится с читателем сокровенными воспоминаниями и опытом.

Приведем, к примеру, в сокращенном варианте один из рассказов из книги батюшки:

Чудо красоты

Все годы моей жизни с особенно острым чувством я поклонялся красоте. Вначале я воспринимал красоту, в основном, лишь внешне, но потом, после крещения, по действию благодати Божией, все более стал воспринимать внутреннюю, духовную сторону красоты. Со временем я понял, что вся видимая нами красота есть лишь маленькое отражение бесконечной красоты Творца всякой красоты — Бога.

В сотворенном Богом мире вершина красоты есть человек и, особенно, человеческое лицо, и потому, будучи еще некрещеным, часто заглядывался я на красивые человеческие лица. Но только после крещения стал я понимать, что самое красивое лицо — одухотворенное.

Вот что удивительно: внутренние — доброта, православная вера, молитва, кротость, смирение — и прочие христианские качества и дела всякое лицо, даже от природы некрасивое, делает приятным и красивым. Я знал одного человека, у которого был горб; но при общении с ним мало кто замечал этот природный его недостаток: так привлекательно было его лицо, сиявшее светом православной веры, доброты, любви.

Также удивительно и то, что истинная красота не зависит от возраста, и даже старец может быть красивым. Такую дивную красоту имел, например, приснопоминаемый старец архимандрит отец Таврион — о котором более подробно шла речь в других рассказах — священник Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря, преставившийся в 1978 году.

Когда я был в этой пустыни, он благословил мне свое фото, на котором он запечатлен в возрасте около 70 лет. Лицо его на фотографии необычайно красивое, оно как бы освещается благодатью.

Также приходилось мне видеть фотографии и других православных подвижников, запечатленных в старости, и явственно видно, как украшает их лики Божественная благодать Духа Святого.

Но если добродетели всегда сопровождаются красотой, хотя бы внутренней, то с пороками дело обстоит совсем наоборот. И все порочные люди всегда некрасивы, ибо даже и на красивом от природы лице сугубого грешника всегда лежит печать порока.

По собственному опыту, к стыду своему, говорю: знаю, как обезображивает всякий грех лицо человека. Как мерзко мне было, например, смотреть в зеркало на свое лицо после совершения какого-нибудь большого греха.

Но зато как просвещалось, по дару Божию, мое лицо после долгих молитв в храме и особенно после Святого Причастия. Вот отсюда явственно видно, что добро всегда сопровождается красотой, а зло — уродством.

Но в отношении красоты нужно иметь и немалую осторожность, помнить, что есть диавол и злые духи его, которые стремятся все, сущее в мире сем — и даже красоту! — коварно использовать во зло. Часто лукавый заманивает людей внешней преходящей человеческой красотой и тем приводит их во всевозможные грехи, и особенно грехи блудные. Поэтому за всякой красотой нам надо искать Бога, помнить, что истинная красота — от Бога, и Бог есть Истинная Красота.

По материалам сайта https://www.optina.ru