По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина
Ксения Рыбинская (Красавина)

Ксения Рыбинская (Красавина)

Старица Ксения родилась в небольшой деревеньке Ларионовское, недалеко от уездного города Мышкин Ярославской губернии. Точная дата рождения старицы неизвестна. Одни источники указывают на 1856 год, другие – на 1848. В деревне не было своей церкви, так что крестили младенца в соседнем, более крупном, селе Архангельском. Отец старицы Ксении, Степан Якимович Красавин, и мать, Епистимия Николаевна, были простыми крестьянами, зарабатывали себе на хлеб земельным трудом. С раннего детства, как и подобает в крестьянской семье, ребенка брали на поле, приучая к земельному труду. Уже тогда скромная Ксения отличалась особой чистотой души, любовью к молитве и всему церковному.

Когда девице Ксении исполнилось 19 лет и пришло время подыскивать жениха, блаженная Ксения оставляет родной дом и уходит в лес «спасать душу и тело».

Причина, по которой молодая Ксения избрала для уединения именно лес, а не монастырь, очевидно, заключается в особом быте тех мест, где большое распространение получил образ жизни «келейниц», или как их еще называли «векоуш». Это были «мирские монашенки», посвятившие себя Богу, и проживавшие в окрестностях местных деревень, в своих келейках, обычно рядом друг с другом. В этом тихом лесу, среди диких зверей, старица Ксения прожила более тридцати лет. Здесь происходило ее духовное возрастание «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13), и так как сама старица скрывала от остальных свои духовные подвиги, то и об этом сокровенном периоде ее жизни мало что известно. Питалась она в лесу чем придется: ягодами, грибами и прочей растительностью. Уже за три года до кончины старицы, в 1937 году, обмывавшая ее родственница, Нина Алексеевна Красавина, заметила на ее теле шрамы, как от железа. А старица лишь усмехнулась: «Железко и есть... вериги-то ведь железные!» Очевидно, именно в лесу старица начала носить вериги, изнуряя свое тело. Сохранилось упоминание и о сопровождавших ее лесную жизнь различных видениях. Бесовские видения и страхования в изобилии являлись всем святым пустынножителям-подвижникам, достигавшим высот духовных. Так и о лесном подвиге старицы можно судить по их житиям. Так писал об этом святитель Игнатий (Брянчанинов): «В общежитии борются с бесами, как с голубями, а в затворе, как с тиграми».

Уже в лесном затворе к старице стал стекаться простой народ за духовным советом, с просьбой о молитве. Здесь ее дважды посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский, одобривший и благословивший ее праведный путь.

После долгих лет затвора старица совершенно лишилась зрения, и, очевидно, именно это обстоятельство послужило ее возвращению из леса обратно в родное село, уже ослепшей пожилой старицей, но с открывшимся зрением духовным. Простой народ знал о прозорливости старицы Ксении еще при ее жизни в лесу, а теперь стал еще больше тянуться к ней. В народе старицу прозвали просто Аксиньюшкой, и ей было очень приятно это именование.

С этого времени начался старческий подвиг старицы Ксении, ее Апостольская проповедь в условиях разраставшегося безбожия и разложения. Образ старчествования ее был схож с образом преподобного Амвросия Оптинского. Говорила старица обычно иносказательно, любила подшутить, да еще, бывало, и «дураком» обозвать, как бы юродствуя. Над ответами ее нередко приходилось подумать, чтобы разгадать истинный их смысл. Но когда дело касалось серьезных вопросов, старица всегда говорила прямо и открыто, а нередко и сразу называла незнакомого собеседника по имени и отчеству, чтобы этим укрепить его веру. Случаи прозорливости старицы Ксении были бесчисленны, и в большинстве дошли до нас в воспоминаниях уже послереволюционного времени, когда по крестьянству пронеслась волна «раскулачиваний», и измученный народ спешил к своей старице с просьбами о помощи.

Известно, что авторитет старицы Ксении к этому времени стал столь велик, что за советом к ней в эти послереволюционные годы обращались первоиерархи и видные деятели Российской Церкви: митрополиты Кирилл Казанский и Иосиф Петроградский, Протоиерей Сергий Мечев, писатель-богослов Михаил Новоселов... Очень почитал её митрополит Ярославский Агафангел. Но самые теплые и близкие отношения сложились у нее с архиепископом Серафимом Угличским (Самойловичем), которого она ласково называла «сыночком». Высокие иерархи Российской Православной Церкви – епископы и митрополиты - желали соприкоснуться с ее простым и искренним народным пониманием событий и укрепить свои измученные размышлениями души ее незамутненной, неколебимой светлой и радостной верой. И уходя от старицы, они несли в душе ясное понимание непременного следования своей судьбе, неизменного служения Господу Богу, какие бы тяжкие испытания, и даже смерть, не завершали этот путь.

Несколько раз Ксения была арестована, последний — в 1934 году. На допросах 80-летнюю старицу снова пытают, угрожают, обещают заморить в тюрьме. Ее признают «виновной» и отправляют в заключение в концлагерь. Кроме слепоты, немощная Старица уже тяжело болела и сильно теряла слух. Даже в лагере люди «с сожженной совестью», безбожники, удивлялись, как могла больная и слепая старушка попасть в эти жестокие условия заключения, на скорую верную смерть? В лагере старица Ксения привлекала общее внимание - все слышали о ней, как о прозорливой. Видя всеобщий интерес к «антисоветскому элементу», начальник лагеря, большевик и безбожник, решил пред всеми высмеять святую, доказать что прозорливость ее – сплошной обман, но увидав несомненное подтверждение ее прозорливости, высказал ей свое сочувствие об ее великой беде – страдать в тюрьме в столь преклонные годы. Но старица спокойно отозвалась: «Да беда-то не у меня, а у тебя. Иди-ка скорее домой!» Начальник в тревожном ожидании поспешил домой, а там его ждала скорбная телеграмма о скоропостижной смерти жены. Потрясенный всем происшедшим, он принялся хлопотать, чтобы ее освободили. И – воля Божия, к его словам прислушались, и старица возвратилась на родину, сперва в город Рыбинск, а потом в свою деревню, к великой радости всех добрых людей.

О своем исходе из этой жизни старица Ксения знала заранее. Перед смертью она много молилась, затем попросила, чтобы ее вымыли и одели во все чистое. Отойти в мир иной она желала в одиночестве и в последние мгновения попросила свою келейницу сходить на колодец принести свежей водички. Та поспешила скорее исполнить ее просьбу, но когда вернулась, душа старицы уже разрешилась с этим миром. Скончалась старица 1/14 августа 1940 года на праздник мучеников Маккавеев.

Существует рассказ о последней беседе с блаженной, как та сказала близким, что скоро ей уходить ко Господу. А на горестные их вопросы, кто же их тогда наставлять будет, кто поможет и утешит в трудную минуту, спокойно и твердо отвечала, чтобы приходили к ней на могилку и с молитвой обращались к ней. «Помогу вам, сколько могу – помогу. Только с молитвой приходите! С настоящей верой в Господа Бога! Помните об этом».

В день памяти старицы Ксении Красавиной в Троицком храме села Архангельское Мышкинского района епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершает Божественную литургию  в сослужении духовенства Переславской и Рыбинской епархий