По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Храм Воскресения Христова, с. Глазово

Адрес: 152062, Ярославская область, Даниловский р-н, с. Глазово

E-mail: sashaopel@yandex.ru

Настоятель: иерей Александр Орлов

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл


Село Глазово древнее, по данным археологов, оно известно с конца XIV - начала XV вв. К сожалению, исторических сведений о тех временах имеется крайне мало. По преданию, в XIV веке на этом месте, на березе, явилась икона Святителя Николая Чудотворца. Увидев в этом знак Божий, люди построили здесь деревянный храм и поместили туда эту икону. Церковь была названа в честь Святителя Николая. Данных об этом событии отыскать пока не удалось.

Самое раннее упоминание о Глазово и церкви относится к временам правления царя Федора Иоанновича, к 1586 году: «сельцо Глазово, а в нем церковь Николая Чудотворца, да в том же поле поповския пашни 10 чети, да не пашенного лесу к реке Соти в длину на версту, поперег на полверсты в бревно и в жердь, сена 100 копен».

Известны упоминания о храме, относящиеся к 1629 и 1630 годам: «на патриаршее земле погост, что было село Глазово, а на погосте церковь Николы древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, а на церковной земле во дворе: поп Данило Яковлев, дьячок Провоторшка Иванов, псаломщик Илейка Олексеев, просвирница Марьица, в келье нищая, пашни паханыя церковные худыя земли 5 чети да лесом поросло 10 чети, сена на реке Соти за Бражниковским лугом 50 копен».

«Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии». Отдел третий для Костромской и Плесской десятин, Москва 1912 г. Стр. 120

После более чем столетнего затишья Глазовский храм вновь появляется в сводках епархиальных ведомостей: «1759 год - Епархия великого господина Преосвященнейшего Дамаскина епископа Костромского и Галицкого Костромской десятины луговой половины церковь Николая Чудотворца села Глазова».

Князьями Мещерскими - отцом Степаном Ивановичем и сыном Петром Степановичем - собственным коштом (на свои средства) в 1779 году на месте старой деревянной церкви Николая Чудотворца построена новая деревянная в честь Обновления храма Воскресения Христова с приделами: Архидиакона Стефана (небесного покровителя Степана Мещерского) и Святителя Николая Чудотворца.

Из прошения князя Петра Мещерского от 17 ноября 1796 года: «Означенная наша приходская церковь деревянная трехпредельная по ветхости старой вновь сооружена общественно мной с покойным родителем моим пример-майором князь Степаном Ивановичем Мещерским и строющим мною со особым положения плана где и предки наши лежащие но единственно коштом нашим построенная и со всей принадлежностью в трех пределах утвари церковной со престольными одежды, а при оныя церкви прихожанина крестьяны мои и госпожи коллежской асессорши Ашитковой и прочих господ соседства моих состоит приходских дворов 126 в них м и ж пола 755 душ».

Через несколько лет после смерти своего отца, Степана Мещерского, Петр Степанович под старость лет (ему было уже за 70) решает построить каменный храм, так сказать, на века. В 1808 году он получает храмоздательную грамоту от Антония Архиепископа Ярославского и Ростовского.

В 1810 году князь на свои средства выстраивает новую каменную церковь с отдельно стоящей каменной колокольней. Благоукрашает и оборудует храм всем необходимым церковным имуществом. В прошении к Архиепископу об освящении церкви он объясняет, что у церкви похоронены его предки - князья Мещерские, а старая деревянная церковь уже ветшает, течет крыша, требуется ремонт.

Храм был освящен 25 сентября 1810 года, главный престол в честь Воскресения Христова, правый - в честь Успения Богородицы, левый - в честь Петра Афонского (небесного покровителя Петра Мещерского). После освящения храма, в том же году, была составлена опись всего церковного имущества.

Храм каменный, холодный, неотапливаемый. Главы храма покрыты чешуей и выкрашены зеленой краской. Крыша покрыта тесом и выкрашена красной краской. Стены снаружи и внутри оштукатурены. Вокруг храма имеется деревянная решетчатая ограда. В алтарях имеются настенные росписи. Иконостас, главный – 4-х ярусный, два других – 2-х ярусные, гладкие, с колоннами и капителями, с позлащенною резью. В списках описи много разных икон, так же имеются облачения, книги и прочая церковная утварь. В храме с западной стороны располагается трапезная. Кроме того, имелась еще церковная утварь в деревянном (теплом) храме для совершения богослужений в зимний период. Летом переходили обратно в каменный (холодный) храм.

Колокольня оштукатурена, купол выкрашен зеленой краской. На звоннице располагались 5 колоколов. Самый большой из них 27 пудов 33 фунта (445 кг), другой - 8 пудов 13 фунтов (135 кг) и три малых, оставшихся от старой церкви.

При церкви имеются пашенные и сенокосные земли, всего 36 десятин (70 га). На 1810 год в приход входит 115 дворов, мужчин – 463, женщин – 571, всего 1034.

В 1822 году рядом с новым храмом еще стоит ветхая деревянная церковь. В этом же году строится каменная ограда вокруг храма и кладбища.

В 1829 году в ведомостях епархии упоминается только каменный храм, деревянную церковь, видимо, уже разобрали и на ее месте поставили небольшую кирпичную часовенку. В 1850 году храм преобразился, была произведена настенная роспись главного придела летнего храма.

В епархиальных ведомостях имеется запись, датированная 1851 годом: «во именование Обновления Храма Воскресения Христова, приделов пять – в холодной: Обновления Храма Воскресения Христова, Успения Божией Матери и Преподобного Петра Афонского. В теплой полуциркульной трапезе – по правую сторону Федоровской Божией Матери и по левую сторону – Святителя и Чудотворца Николая». В каком точно году были устроены эти приделы, неизвестно. Можно предположить, что сразу после того, как разобрали деревянный (зимний) храм. В новом храме были сооружены перегородки, отделявшие от летней части, в стенах устроены печи. Тем самым, весь храм был поделен на две части: летнюю (холодную) и зимнюю (теплую) церковь.

В 1877 году по проекту губернского архитектора Андрея Михайловича Достоевского (брата писателя Ф.М. Достоевского) расширили теплую церковь, соединив ее с колокольней. В 1878 году в зимнем храме были расширены алтари за счет установки нового общего иконостаса. В этом же году во владении церкви появилась половина водяной мельницы о трех мукомольных поставах на реке Соть, отдаваемой причтом в арендное содержание крестьянам. Вырученные деньги зачислялись храму в число недостающих душ в приходе. В 1887 году, при священнике Петре Успенском, мастером Меркурием Долбешкиным сооружены новые главы храма.

За 1888-1893 годы была поправлена обветшавшая церковная каменная ограда с постановкою железной решетки и железных ворот и калиток. На 1890 год в приходе имеется три часовни в деревнях: Посирово, Копнинское, Бражниково.

9 ноября 1893 года при служении священника Петра Успенского открыта церковно-приходская школа: «…в нарочно устроенном для этого деревянном 2-этажном доме под железною крышею исключительно на изысканные священником средства и застрахована в 1000р в страховом обществе Ярославского губернского земства. В сем доме квартира для церковного сторожа». Там учатся детишки из всех окрестных деревень и даже из других приходов. В 1905 году обучалось 45 детей (27 мальчиков, 18 девочек).

В 1895 году был перезолочен иконостас с поправкою всех святых икон и поправлена живопись в летнем храме. В 1899 году произведена живопись в зимнем храме. В 1910 году мастером Петром Ковалевским были расписаны боковые приделы летнего храма. Храм воскресения Христова не прекращал свою деятельность на протяжении всего советского периода в истории нашей страны.

После службы часто организуются различные культурные мероприятия- хоровое пение, толкование писания. заканчивается богослужение традиционным крестным.ходом вокруг храма.

Действующая церковь Воскресения Христова имеет пять престолов: во имя Обновления храма Христа Бога нашего, во имя Успения Божией Матери, во имя преподобного Петра Афонского, во имя Федоровской Божией Матери и во имя Святителя Николая. Храм построен в 1810 году прихожанином церкви князем Петром Степановичем Мещерским на месте бывшего деревянного.

Имеется ограда с южными воротами. Липовая аллея.

При церкви села Глазова существовала церковно–приходская школа, ее здание сохранилось. Резные наличники, пояски, карнизы, метеллические фигурные сливы, балкон. Рустовка стен первого этажа выполнена с помощью деревянных равновеликих накладок.

Престольные праздники:

  1. 26 сентября;
  2. 19 декабря;

  3. 22 мая (свт. Николай);

  4. 28 августа (Успение);

  5. 29 августа (Феодоровская);

  6. 25 июня (прп. Петра Афонского).

Духовенство

Максим Масловский
Иерей

Максим Масловский

Фотогалерея