Воскресенский храм и храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Покров
Адрес: 152705, Даниловский муниципальный округ, с. Покров, ул. Мира д.10
E-mail: nikolai.chudotworets@yandex.ru
Настоятель — протоиерей Вадим Могилко.
Село Покровское на Лунке, как оно называлось прежде, было родовым имением дворян, принадлежащих к известному русскому роду Дурново. Известно место, где находилась дворянская усадьба Петрушино-Дурново на взгорке в 1-й версте против храма, где была барская купальня на реке Луньке, дно которой было выложено булыжником.
Старики рассказывают о красивых мраморных надгробьях и памятниках на сельском приходском кладбище, которые растащили после разгрома церкви на фундаменты».
В Государственном архиве в Москве сохранилась карта 18 века в которой село Покров было означено следующей надписью: «Покровский погост (бывший Спасский Новый монастырь)», а речка названа Лунька. Последующее документальное упоминание о церкви, которое удалось отыскать в Государственном Архиве Ярославской области, относиться ко второй половине XVIII века. Из архивных источников удалось установить следующее: «Церковь построена в 1789 г., старанием гражданина Полозова в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Другая — теплая, построена в 1843г., старанием прихожан во имя Воскресения Христова. Вокруг зданий находится приходское кладбище, все обнесено каменной оградой. В Покровской церкви три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь пророка Илии и великомученицы Параскевы. В Воскресенской — так же три престола: в честь Воскресения Христова, в честь свт. Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери».
До своего поругания и закрытия церковный ансамбль представлял замечательную картину. Храмы принадлежали совершенно разным стилям архитектуры и являли очень характерные черты своего времени. Между ними прямо посередине погоста возвышалась отдельно стоящая шатровая колокольня высотой 30 метров, весь погост был обнесен кирпичной оградой с чугунными решетками, по углам которой находились часовенки. С северной стороны лицом к селу стояли святые врата – вход на погост. По периметру, с северной и восточной сторон, была высажена липовая аллея. Храм находился на возвышенном холме, который спускался на север к реке Лунка, за которой начинался смешанный лес.
Согласно Клировой ведомости 1912 года дома для священника и церковно-священнослужителей на церковной усадебной земле были построены старанием означенных священнослужителей в 1907 году и составляли собственность церкви. Псаломщик имел свой дом.
Известны имена Покровской Церкви священников и служителей:
-
Протоиерей Иосиф (Спасопреображенский) — служил в период до 1830 года;
-
Иерей Евгений (Добротин), матушка Екатерина (просфорня) — служил до 1839 года;
-
Протоиерей Павел (Разумов), матушка Татьяна — служил в 1841 году;
-
Протоиерей Константин (Милославов), матушка Любовь — после 1841 года;
-
протоиерей Георгий (Милославов), матушка Мария — до 1894 года;
-
Убиенный протоиерей Николай (Добронравов), матушка Агния — с 1894 года по 1938г;
-
Диакон Авксентий, матушка Александра — до 1841г.
-
Дьячок Алексей, матушка Екатерина (просфорня) — до 1841г.
-
Дьячок Александр (Орлов), матушка Татьяна — с 1910 г.
-
Пономарь Михаил (Жущиковский) с 1910 г.
-
Псаломщик Петр (Розов), 1910
-
Псаломщик Константин, 1910
-
Псаломщик Арсений с 1911 г.
-
Староста Вячеслав (Фомин) с 1911
-
Староста Сергий (Дурново) до 1911 года.
В 1930-е г церковь в селе Покров была закрыта. Храмовые здания постепенно разрушались и разворовывались. Советская власть делала из них и общежитие, и молокозавод, и склад, не гнушались прятать скотину от жары в полдень. Ограду всю разобрали по кирпичику, а кладбище постепенно превратилось в свалку мусора. И стояли эти поруганные церкви и колокольня посреди села Покров до 1997 года, свидетельствуя о былом Величии Руси и своим разрушением напоминая о ее недавнем печальном прошлом.
А с 27 мая 1997 года началось воссоздание Православной Покровской общины и реставрация храмов. Колокольня, высотой 30 м, отреставрирована в 2010 г.Богослужения совершаются регулярно. Во время ежегодного Казанского крестного хода верующие посещают храм Покрова пресвятой Богородицы.
Священномученик Андрей родился 10 августа 1874 года в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая Добрынина. По окончании Ярославской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и впо-следствии служил в храме в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа.
В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы; во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем контрреволюционной повстанческой группы.
21 января 1938 года находившийся под следствием в тюрьме священник, служивший в Даниловском районе, Всеволод Державин написал следователям заявление, что 12 марта 1937 года он был завербован в контрреволюционную группу благочинным протоиереем Андреем Добрыниным, который кроме него завербовал в ту же группу еще шестерых человек. Он показал, что протоиерей Андрей противодействовал мероприятиям советской власти при снятии колоколов с церковной колокольни, «организовал для этого группу верующих, которые оказали сопротивление в момент снятия колоколов в 1936 году, а одна фанатичка из деревни Радово по его указанию взяла у него ключи, заперлась на колокольне, где подняла крик, а сам Добрынин в этот момент скрылся у этой же фанатички в деревне Радово. В вечернее время Добрынин устраивал всенощные, где среди собравшихся верующих вел агитацию в том смысле, что лозунг сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными неосуществим».
28 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Дани-лове. 10 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Уже после приговора тройки, 17 февраля, протоиерей Андрей в первый раз был допрошен.
— Вы арестованы как участник и вдохновитель контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в Даниловском районе. Вы признаете себя в этом виновным? — спросил его следователь.
— Нет, участником контрреволюционной группы я не был и о существовании такой не слыхал, — ответил священник.
— Вам зачитывается показание Державина. Вы подтверждаете это?
— Показание Державина я отрицаю.
— Факт попытки устроить политический эксцесс во время снятия колоколов с колокольни наумовской церкви, использовав для этого религиозную фанатичку, запершуюся в церкви, вы тоже отрицаете?
— Никакой попытки противодействовать снятию колоколов с моей стороны не было, и на оказание сопротивления снятию колоколов я никого не подбивал. Как оказалась гражданка из деревни Радово запертою в церкви, я не знаю. Лично меня во время снятия колоколов в селе Наумово не было.
— А факт устройства вечерних богослужений на квартире у этой же гражданки из деревни Радово, на которых среди собравшихся верующих вы вели антисоветскую агитацию, вы тоже отрицаете?
— Устройство вечерних богослужений я не отрицаю, но антисоветской агитации среди собравшихся верующих я не вел.
— Вам зачитываются показания Софийского. Что вы можете сказать теперь?
— Я не отрицаю того, что я Софийскому высказывал недовольство существующим положением, что жить стало тяжело, доходов в церкви не стало, но антисоветской агитации я не вел и в контрреволюционную группу Софийского не вербовал.
— Вам зачитываются показания Расторгуева. Что вы можете сказать на это?
— Расторгуев показывает на меня ложно.
В тот же день следователи устроили очную ставку между протоиереем Андреем и священником Софийским, который подтвердил данные им на следствии лжесвидетельства. Выслушав их, отец Андрей сказал: «Я подтверждаю, что при встрече с Софийским я действительно высказывал недовольство существующим строем и жаловался на свое плохое материальное положение. Остальные факты, показанные Софийским, я отрицаю».
Протоиерей Андрей Добрынин был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.- 21 февраля - день памяти протоиерея Андрея Добрынина.
- 9 июля - день празднования Тихвинской иконе Божией Матери.
- 2 августа - день памяти пророка Илии.
- 26 сентября - Воскресение Словущее.
- 14 октября.
-
10 ноября - день памяти мученицы Параскевы.
-
19 декабря, 22 мая - день памяти святителя Николая Чудотворца.