По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Воскресенский храм и храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Покров

Адрес: 152705, Даниловский муниципальный округ, с. Покров, ул. Мира д.10

E-mail: nikolai.chudotworets@yandex.ru

Настоятель — протоиерей Вадим Могилко.

Из архивных данных мы знаем что село Покров существует уже более 400 лет и «расположено в десяти верстах на северо-восток от уездного града Данилова и в 80 верстах на север от града Ярославля. Жителями села были в основном «государевы крестьяне».

Село Покровское на Лунке, как оно называлось прежде, было родовым имением дворян, принадлежащих к известному русскому роду Дурново. Известно место, где находилась дворянская усадьба Петрушино-Дурново на взгорке в 1-й версте против храма, где была барская купальня на реке Луньке, дно которой было выложено булыжником.

Старики рассказывают о красивых мраморных надгробьях и памятниках на сельском приходском кладбище, которые растащили после разгрома церкви на фундаменты».

В Государственном архиве в Москве сохранилась карта 18 века в которой село Покров было означено следующей надписью: «Покровский погост (бывший Спасский Новый монастырь)», а речка названа Лунька. Последующее документальное упоминание о церкви, которое удалось отыскать в Государственном Архиве Ярославской области, относиться ко второй половине XVIII века. Из архивных источников удалось установить следующее: «Церковь построена в 1789 г., старанием гражданина Полозова в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Другая — теплая, построена в 1843г., старанием прихожан во имя Воскресения Христова. Вокруг зданий находится приходское кладбище, все обнесено каменной оградой. В Покровской церкви три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в честь пророка Илии и великомученицы Параскевы. В Воскресенской — так же три престола: в честь Воскресения Христова, в честь свт. Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери».

До своего поругания и закрытия церковный ансамбль представлял замечательную картину. Храмы принадлежали совершенно разным стилям архитектуры и являли очень характерные черты своего времени. Между ними прямо посередине погоста возвышалась отдельно стоящая шатровая колокольня высотой 30 метров, весь погост был обнесен кирпичной оградой с чугунными решетками, по углам которой находились часовенки. С северной стороны лицом к селу стояли святые врата – вход на погост. По периметру, с северной и восточной сторон, была высажена липовая аллея. Храм находился на возвышенном холме, который спускался на север к реке Лунка, за которой начинался смешанный лес.

Согласно Клировой ведомости 1912 года дома для священника и церковно-священнослужителей на церковной усадебной земле были построены старанием означенных священнослужителей в 1907 году и составляли собственность церкви. Псаломщик имел свой дом.

Известны имена Покровской Церкви священников и служителей:

  • Протоиерей Иосиф (Спасопреображенский) — служил в период до 1830 года;

  • Иерей Евгений (Добротин), матушка Екатерина (просфорня) — служил до 1839 года;

  • Протоиерей Павел (Разумов), матушка Татьяна — служил в 1841 году;

  • Протоиерей Константин (Милославов), матушка Любовь — после 1841 года;

  • протоиерей Георгий (Милославов), матушка Мария — до 1894 года;

  • Убиенный протоиерей Николай (Добронравов), матушка Агния — с 1894 года по 1938г;

  • Диакон Авксентий, матушка Александра — до 1841г.

  • Дьячок Алексей, матушка Екатерина (просфорня) — до 1841г.

  • Дьячок Александр (Орлов), матушка Татьяна — с 1910 г.

  • Пономарь Михаил (Жущиковский) с 1910 г.

  • Псаломщик Петр (Розов), 1910

  • Псаломщик Константин, 1910

  • Псаломщик Арсений с 1911 г.

  • Староста Вячеслав (Фомин) с 1911

  • Староста Сергий (Дурново) до 1911 года.

В 1930-е г церковь в селе Покров была закрыта. Храмовые здания постепенно разрушались и разворовывались. Советская власть делала из них и общежитие, и молокозавод, и склад, не гнушались прятать скотину от жары в полдень. Ограду всю разобрали по кирпичику, а кладбище постепенно превратилось в свалку мусора. И стояли эти поруганные церкви и колокольня посреди села Покров до 1997 года, свидетельствуя о былом Величии Руси и своим разрушением напоминая о ее недавнем печальном прошлом.

А с 27 мая 1997 года началось воссоздание Православной Покровской общины и реставрация храмов. Колокольня, высотой 30 м, отреставрирована в 2010 г.

Богослужения совершаются регулярно. Во время ежегодного Казанского крестного хода верующие посещают храм Покрова пресвятой Богородицы. 


Святой и подвижник благочестия - священномученик Андрей Добрынин

Священномученик Андрей родился 10 августа 1874 года в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая Добрынина. По окончании Ярославской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и впо-следствии служил в храме в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа.

В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы; во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем контрреволюционной повстанческой группы.

21 января 1938 года находившийся под следствием в тюрьме священник, служивший в Даниловском районе, Всеволод Державин написал следователям заявление, что 12 марта 1937 года он был завербован в контрреволюционную группу благочинным протоиереем Андреем Добрыниным, который кроме него завербовал в ту же группу еще шестерых человек. Он показал, что протоиерей Андрей противодействовал мероприятиям советской власти при снятии колоколов с церковной колокольни, «организовал для этого группу верующих, которые оказали сопротивление в момент снятия колоколов в 1936 году, а одна фанатичка из деревни Радово по его указанию взяла у него ключи, заперлась на колокольне, где подняла крик, а сам Добрынин в этот момент скрылся у этой же фанатички в деревне Радово. В вечернее время Добрынин устраивал всенощные, где среди собравшихся верующих вел агитацию в том смысле, что лозунг сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными неосуществим».

28 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Дани-лове. 10 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Уже после приговора тройки, 17 февраля, протоиерей Андрей в первый раз был допрошен.

— Вы арестованы как участник и вдохновитель контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в Даниловском районе. Вы признаете себя в этом виновным? — спросил его следователь.

— Нет, участником контрреволюционной группы я не был и о существовании такой не слыхал, — ответил священник.

— Вам зачитывается показание Державина. Вы подтверждаете это?

— Показание Державина я отрицаю.

— Факт попытки устроить политический эксцесс во время снятия колоколов с колокольни наумовской церкви, использовав для этого религиозную фанатичку, запершуюся в церкви, вы тоже отрицаете?

— Никакой попытки противодействовать снятию колоколов с моей стороны не было, и на оказание сопротивления снятию колоколов я никого не подбивал. Как оказалась гражданка из деревни Радово запертою в церкви, я не знаю. Лично меня во время снятия колоколов в селе Наумово не было.

— А факт устройства вечерних богослужений на квартире у этой же гражданки из деревни Радово, на которых среди собравшихся верующих вы вели антисоветскую агитацию, вы тоже отрицаете?

— Устройство вечерних богослужений я не отрицаю, но антисоветской агитации среди собравшихся верующих я не вел.

— Вам зачитываются показания Софийского. Что вы можете сказать теперь?

— Я не отрицаю того, что я Софийскому высказывал недовольство существующим положением, что жить стало тяжело, доходов в церкви не стало, но антисоветской агитации я не вел и в контрреволюционную группу Софийского не вербовал.

— Вам зачитываются показания Расторгуева. Что вы можете сказать на это?

— Расторгуев показывает на меня ложно.

В тот же день следователи устроили очную ставку между протоиереем Андреем и священником Софийским, который подтвердил данные им на следствии лжесвидетельства. Выслушав их, отец Андрей сказал: «Я подтверждаю, что при встрече с Софийским я действительно высказывал недовольство существующим строем и жаловался на свое плохое материальное положение. Остальные факты, показанные Софийским, я отрицаю».

Протоиерей Андрей Добрынин был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.


Престольные праздники:


  1. 21 февраля - день памяти протоиерея Андрея Добрынина.
  2. 9 июля - день празднования Тихвинской иконе Божией Матери.
  3. 2 августа - день памяти пророка Илии.
  4. 26 сентября - Воскресение Словущее.
  5. 14 октября.
  6. 10 ноября - день памяти мученицы Параскевы.

  7. 19 декабря, 22 мая - день памяти святителя Николая Чудотворца.

Духовенство

Вадим Могилко
Протоиерей

Вадим Могилко

Фотогалерея