Храм Воскресения Христова, с. Воскресенское
Адрес: Ярославская область, Любимский район, с. Воскресенское
Сайт: http://obnora.cerkov.ru/
E-mail: o_weniamin@mail.ru
Настоятель — иеромонах Вениамин (Мальцев).
На месте, где сейчас стоит село Воскресенское, на берегу реки Обноры в 14 веке существовал Воскресенский мужской монастырь (отсюда и пошло название села). В 1764 г. при упразднении обители братия монастыря была переведена в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что на Толге. Храмы монастыря стали приходскими. Монастырь относился тогда к Вологодской области. На территории монастыря стояло три храма: Соборная церковь Воскресения Христова; церковь Покрова Пресвятой Богородицы; церковь Сретения Господня.
Игуменом в обители был ученик преподобного Сергия Радонежского – преподобный Сильвестр Обнорский, предание называет его основателем Воскресенского монастыря. Где и когда родился Святой Сильвестр, и кто были его родители, а равно и то, как провел он детство – к сожалению, неизвестно. Достоверно только, что он положил начало иноческих подвигов под руководством преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Здесь, утвердившись в правилах монашеской жизни и возлюбив безмолвие, он пожелал вкусить сладость уединения в собственной пустыни. Уже немолодой инок с благословения преподобного Сергия Радонежского достиг пустынных берегов Обноры.
На правом берегу Обноры, где расположено село, преподобный Сильвестр водрузил крест и утвердил себе пустынную келью. Жители этих мест, не находя в среде своих наставников истинной веры и благочестия, начали стекаться к нему во множестве. Преподобный Сильвестр с радостью принимал всех, разрешал селиться возле себя желающим монашеского подвига. Так мало-помалу составилось братство. Видя умножающееся число братии, святой Сильвестр стал помышлять о построении храма. С благословения святого митрополита Алексия преподобный Сильвестр соорудил в пустыни деревянную церковь в честь Воскресения Христова и устроил здания, необходимые для обители.
Храм существовал до 16 столетия. В 1539 году толпа казанских татар, опустошавших Вологодские пределы, проникла в Обнорские леса, напала на обитель и, разграбив ее, сожгла храм. На месте сожженного храма был построен другой. Он существовал до половины 17 столетия и пришел в ветхость. В 1648 году был построен третий храм, существовавший 35 лет и оказался неудобным для богослужения. В 1687 г. был построен четвертый храм, он действовал до 1822 года. Весной 1822 г. были снесены обветшавшие Воскресенская и Покровская (устроенная над гробом чудотворным) деревянные церкви, стоявшие рядом, на месте их был заложен каменный храм, пятый по счету (на средства купца Кадетова). Во время строения каменного храма богослужения совершали в Сретенской деревянной церкви, которая находилась в десяти саженях от Воскресенской и Покровской церквей на юго-востоке. В 1825 г. была разобрана и теплая деревянная Сретенская церковь, в этом же году каменный пятиглавый храм был освящен.
В 2003 году полуразрушенный Воскресенский храм был возвращен Церкви. В Сильвестровском приделе, сохранившемся лучше других, вновь, после восьмидесятилетнего перерыва, стали совершать богослужения. Тогда же возродили традицию празднования дня памяти угодника Божия. 8 мая, в Сильвестров день, богослужение с крестным ходом совершается собором духовенства, при большом скоплении молящихся.
В 2008 году по благословению архиепископа Кирилла были начаты работы по восстановлению храма. На сегодняшний день сделано многое:
— удалены стены и перекрытия советского времени; храму возвращена историческая планировка;
— полностью восстановлена кровля, установлен барабан на четверике, наружные стены четверика оштукатурены;
— восстановлен главный алтарь, снесенный в советское время;
— настелены полы; воссоздана подземная крипта на месте, где покоились мощи святого;
— большей частью оштукатурены внутренние стены.
Восстановлена и часовня, стоявшая с незапамятных времен на границе Заповедной рощи. А колодец-родник, выкопанный святым, и в советские времена не был забыт: местные жители черпали его целебную воду и заботились о его чистоте.Преподобный Сильвестр Обнорский был одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, современником Павла Обнорского и Сергия Нуромского, также учеников Сергиевых, из которых один основал монастырь в 30-ти, другой в 20-ти верстах от Воскресенского монастыря. «Измлада Христа возлюбив» и, под руководством отца иноков, положив начало духовных подвигов, Сильвестр, конечно, по его благословению пошел искать пустынного места для пребывания в безмолвии. Он остановился в глухих лесах на берегах Обноры, водрузил крест, поставил себе келью и посвятил всего себя подвигу поста и молитвы. Здесь, по словам двух древних песнопений, составленных в честь него, он «подвизался подвигом добрым и изнурил свое многострадальное тело».
Предание гласит, что однажды, когда преподобный шел почерпнуть воды из реки Обноры, он имел откровение, что избранное им для подвигов место будет процветать и много иноков соберется к нему. Вскоре после того один из окрестных жителей, проходивший близ того места, где подвизался преподобный, сбился с дороги и увидел келью отшельника. К смущенному путнику вышел пустынник, одетый в рубище, который изумлен был явлением человека в месте пустынном, где никого до того времени не видел. Путник сказал преподобному о себе, кто он, и возвестил, что над тем местом, где жил преподобный, часто видал он или светоносные лучи, или столп облачный.
Восскорбел Сильвестр, что тайное и уединенное место подвигов его стало известным. По просьбе путника Сильвестр сказал ему свое имя, поведал, что уже немалое время живет в пустыне, питается травами и кореньями и умолял никому не говорить о месте своего пребывания.
Но довольно было одному видеть святого подвижника, чтоб узнали о нем многие. Окрестные жители стали приходить к нему за духовными советами и благословением, и некоторые изъявляли желание быть с ним. Преподобный Сильвестр охотно соглашался на их желание и велел им строить келлии. Когда число желавших подвизаться под его руководством умножилось, и построены были келлии, преподобный возымел мысль о построении храма. Это было во времена святителя Алексия, к которому и пошел старец просить благословения на создание храма и на основание монастыря. Митрополит преподал ему благословение и дал ему антиминс для будущего храма, самому же вверил настоятельство над собравшейся братией. По благословению святителя Алексия, Сильвестр построил деревянный храм в честь Воскресения Христова и устроил монастырь. Это была первая обитель на Обноре: Сергий и Павел пришли в те места гораздо позже Сильвестра.
Со времени устроения Воскресенского монастыря посещения людей, искавших у преподобного Сильвестра духовного утешения, умножились. Говорят, что князья и бояре приходили к преподобному, и что простой народ, почитая в нем угодника Божия, не отходил от его келлии. Преподобный скорбел о том, что уединение его нарушается и ради безмолвия удалялся временами в дремучий лес. То глухое место, где он уединялся для молитвы, сохранило доныне название заповедной рощи, которую преподобный запретил рубить. В середине этой рощи ископал он три колодца, а четвертый - на склоне горы к самой реке Обноре. Последний до сих пор источает струи чистой воды, с благоговением черпаемой богомольцами. Но так как народ жаждал видеть святого старца, то преподобный Сильвестр исходил из пустынного убежища, и то место, где беседовал он с народом, ознаменовано издавна часовней, к которой ежегодно в день кончины преподобного совершается крестный ход из бывшего Воскресенского монастыря.
Приближаясь к смерти, преподобный Сильвестр собрал братию и преподал ей духовное наставление. На свитке, находящемся в руках преподобного, изображенного на иконе XVII века, сохранилась часть завещания его братии; тут написаны вязью следующие слова: «Внемлите, о братия моя возлюбленная: Бога бойтеся и страх Его в сердце своем имейте, и заповеди Господня сохраняйте, и святых церквей не отлучайтеся, и святительский и весь освященный и монашеский чин честно соблюдите, и в нынешнем веце, братия моя, потерпите мало, и причастницы будете царствию Божию и венцы получите». Поучив братию, скорбевшую о разлуке с своим отцом и наставником, преподобный Сильвестр почил о Господе 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.
Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Поучительно чудо, совершившееся в 1645 году. Иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.
Мощи преподобного покоились под спудом в храме Воскресенского Обнорского монастыря, позже преобразованного в приходскую церковь. До самой революции к ним притекало множество паломников и из Любима, и из более отдаленных мест. В двадцатые годы прошлого столетия была сделана попытка вскрытия и осквернения мощей, но кощунники промыслом Божиим не добрались до подземного склепа, скрывавшего тело святого. В обители хранился покров с ростовым изображением преподобного, вышитым шелком и с надписью: "7172 (1664) года дал в дом Сильвестру Чудотворцу покров черный старец Сильвестр на Обнору реку при себе и родителях" (ныне находится в Эрмитаже).
Священники: Соловьев Иоанн Павлович (1861-1866), Братановский Алексей Ксенофонтович (1860-1871), Орлов Валентин Никанорович, настоятель (1865-1877), Кудрявцев Алексей (1877), Благовещенский Иоанн (1877), Успенский Николай (1913 - заштатный протоирей), Соколов Александр (1905-1913), Заварин Константин, благочинный (1913), Ракобольский Александр Валерианович (1912-1913), Заварин Сергей Константинович, протоиерей, до 1927.
Среди других: Воскресенский Иван, пономарь (1861), Софийский Александр Павлович, дьячок (1861-1867), Донский Петр, псаломщик (1877), Викторов Петр, псаломщик (1877), Радижевский Ефим, пономарь, испр. должн. псаломщика (1877), Покровский Алексей, пономарь (1877 - сверхштатный), Софийский Константин, дьячок (1877 - сверхштатный); диакон (1913).
Престольные и чтимые праздники:
-
19 января - праздник Крещения Господня.
-
29 августа - день празднования Феодоровской иконе Божией Матери.
-
27 сентября - праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
-
22 мая и 19 декабря - дни памяти святителя Николая Чудотворца.
-
27 сентября и 26 ноября - дни памяти святителя Иоанна Златоуста.
-
20 августа - день памяти священномученика Петра Токарева.