По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Храм Воскресения Христова, с. Воскресенское

Адрес: Ярославская область, Любимский район, с. Воскресенское

Сайт: http://obnora.cerkov.ru/

E-mail: o_weniamin@mail.ru

Настоятель — иеромонах Вениамин (Мальцев).


На месте, где сейчас стоит село Воскресенское, на берегу реки Обноры в 14 веке существовал Воскресенский мужской монастырь (отсюда и пошло название нашего села). В 1764 г. при упразднении обители, братия монастыря переведена в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что на Толге. Храмы монастыря стали приходскими. Монастырь относился тогда к Вологодской области. На территории монастыря стояло 3 церкви: Соборная церковь Воскресения Христова; церковь Покрова Пресвятой Богородицы; церковь Сретения Господня . (Основание тому церковная летопись; автор - протоиерей Братановский, год издания 1902.)

Игуменом в обители был ученик Преподобного Сергия Радонежского – Преподобный Сильвестр Обнорский, предание называет его основателем Воскресенского монастыря. Где и когда родился Святой Сильвестр, и кто были его родители; а равно и то, как провел он детство – к сожалению неизвестно. Достоверно только, что он положил начало иноческих подвигов под руководством Преподобного Сергия Радонежского в Троицком монастыре. Здесь, утвердясь в правилах монашеской жизни и возлюбя безмолвие, он пожелал вкусить сладость уединения в собственной пустыни. Уже не молодой инок с благословения Преподобного Сергия Радонежского достиг пустынных берегов Обноры.

На правом берегу Обноры, где стоит наше село, Преподобный Сильвестр водрузил крест и утвердил себе пустынную келью. Однажды один из окрестных жителей, сбившись с пути, наткнулся на келью отшельника. Вышел инок, облаченный в рубище и ужаснулся, ибо никого не видел дотоле в пустыни. Но поселянин развеял его страхи, сказав ему, кто он и откуда, а еще он сказал, что часто видел издали над местом его хижины луч света или облачный столп. На вопрос о том как он одолел голод в такой пустыни? Святой Сильвестр не утаил, что не редко падал в изнеможении, страдая телом, доколе не предстал ему чудный муж и не исцелил совершенно, прикосновением благословенной руки своей.

Но недолго, после прихода путника, Преподобный наслаждался тишиной. Жители этих мест, не находя в среде своих наставников истинной веры и благочестия, возбужденные усердием Святого Сильвестра, начали стекаться к нему во множестве. Преподобный Сильвестр с радостью принимал всех, разрешал селиться возле себя, желающим монашеского подвига. Так мало по малу составилось братство. Видя умножающееся число братии, Святой Сильвестр стал помышлять о построении храма. С благословения Святого Митрополита Алексия Преподобный Сильвестр соорудил в пустыни деревянную церковь в честь преславнаго Вознесения Христова, и устроил здания, необходимые для обители.

Храм, устроенный самим Преподобным, существовал до 16 столетия. В 1539 г. толпа казанских татар, опустошавших пределы Вологодские, проникла в Обнорские леса, напала на Воскресенскую обитель и, разграбив ее, сожгла храм. На месте сожженного храма был построен другой. Он существовал до половины 17 столетия и пришел в ветхость. В 1648 г. был построен третий храм, существовавший 35 лет и оказался неудобным для богослужения. В 1687 г. был построен четвертый храм и существовал до 1822г. Весной 1822г. сломали Воскресенскую и Покровскую (устроенная над гробом чудотворным) деревянные церкви, стоявшие рядом, как обветшавшие, на месте их был заложен каменный храм пятый по счету (на средства купца Кадетова). Во время строения каменного храма богослужение справлялось в Сретенской деревянной церкви, которая находилась в десяти саженях от Воскресенской и Покровской церквей на юго-востоке. В 1825 г. разобрана и теплая деревянная Сретенская церковь, в этом же году каменный пятиглавый храм был освещен

В 2003 году полуразрушенный Воскресенский храм был возвращен Церкви. В Сильвестровском приделе храма, лучше других сохранившемся, вновь, после восьмидесятилетнего перерыва, стала совершаться Божественная Литургия, служиться молебны преподобному. Тогда же было возрождено и ежегодное торжество в день памяти угодника Божия. 8 мая, в Сильвестров день, богослужение с крестным ходом совершается собором духовенства, при большом стечении молящихся.

В 2008 году по благословению архиепископа Кирилла были начаты работы по восстановлению храма. Он на глазах обретает утерянное великолепие. На сегодняшний день сделано многое:

— удалены стены и перекрытия советского времени; храму возвращена историческая планировка;

— полностью восстановлена кровля, установлен барабан на четверике, наружные стены четверика оштукатурены;

— восстановлен главный алтарь, снесенный в советское время;

— настелены полы; воссоздана подземная крипта на месте, где покоились мощи святого;

— большей частью оштукатурены внутренние стены.

Восстановлена и часовня, стоявшая с незапамятных времен на границе Заповедной рощи. А колодец-родник, выкопанный святым, и в советские времена не был забыт: местные жители черпали его целебную воду и заботились о его чистоте.

Богослужения в Воскресенском храме проводятся по воскресным дням и в праздники. Если вы желаете посетить храм в будний день, необходимо предварительно сообщить о своем намерении. Просьба учитывать, что восстанавливающийся приход пока не в состоянии обеспечить паломников ночлегом.  В престольные праздники проходит Крестный ход.

Святой и подвижник благочестия - Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сильвестр Обнорский был одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, современником Павла Обнорского и Сергия Нуромского, также учеников Сергиевых, из которых один основал монастырь в 30-ти, другой в 20-ти верстах от Воскресенского монастыря. «Измлада Христа возлюбив» и, под руководством отца иноков, положив начало духовных подвигов, Сильвестр, конечно, по его благословению пошел искать пустынного места для пребывания в безмолвии. Он остановился в глухих лесах на берегах Обноры, водрузил крест, поставил себе келлию и посвятил всего себя подвигу поста и молитвы. Здесь, по словам двух древних песнопений, составленных в честь его, он «подвизался подвигом добрым и изнурил свое многострадальное тело».

Предание гласит, что однажды, когда преподобный шел почерпнуть воды из реки Обноры, он имел откровение, что избранное им для подвигов место процветет, и много иноков соберется к нему. Вскоре после того один из окрестных жителей, проходивший близ того места, где подвизался преподобный, сбился с дороги и увидел келью отшельника. К смущенному путнику вышел пустынник, одетый в рубище, который изумлен был явлением человека в месте пустынном, где никого до того времени не видел. Путник сказал преподобному о себе, кто он, и возвестил, что над тем местом, где жил преподобный, часто видал он или светоносные лучи, или столп облачный.

Восскорбел Сильвестр, что тайное и уединенное место подвигов его сделалось известным. По просьбе путника Сильвестр сказал ему свое имя, поведал, что уже не малое время живет в пустыне, что питается травами и кореньями и умолял никому не говорить о месте своего пребывания. На вопрос изумленного пришельца, как мог он преодолеть голод в такой глухой пустыне, преподобный ответил, что прежде нередко изнемогал он от голода и от изнеможения сил падал на землю, но что ему явился некий чудный муж, который, прикоснувшись к нему рукою, укрепил его, и с тех пор он безбедно пребывает в пустыне. Вскоре пришелец нарочито посетил преподобного и принес ему запас хлеба и муки.

Святой и подвижник благочестия - Святитель Алексий, митрополит Московский

Но довольно было одному видеть святого подвижника, чтоб узнали о нем многие. Окрестные жители стали приходить к нему за духовными советами и благословением, и некоторые изъявляли желание быть с ним. Преподобный Сильвестр охотно соглашался на их желание и велел им строить келлии. Когда число желавших подвизаться под его руководством умножилось, и построены были келлии, преподобный возымел мысль о построении храма. Это было во времена святителя Алексия, к которому и пошел старец просить благословения на создание храма и на основание монастыря. Митрополит преподал ему благословение, и дал ему антиминс для будущего храма, самому же вверил настоятельство над собравшеюся братиею. По благословению святителя Алексия, Сильвестр построил в Обнорской пустыне деревянный храм в честь Воскресения Христова и устроил монастырь. Это был первый монастырь на Обноре: Сергий и Павел пришли в те места гораздо после Сильвестра.

Со времени устроения Воскресенского монастыря, посещения людей, искавших у преподобного Сильвестра духовного утешения, умножились. Говорят, что князья и бояре приходили к преподобному, и что простой народ, почитая в нем угодника Божия, не отходил от его келлии. Преподобный скорбел о том, что уединение его нарушается и ради безмолвия удалялся по временам в дремучий лес. То глухое место, где он уединялся для молитвы, сохранило доныне название заповедной рощи, которую преподобный запретил рубить. В середине этой рощи ископал он три колодца, а четвертый на склоне горы к самой реке Обноре. Последний и до сих пор источает струи чистой воды, с благоговением почерпаемой богомольцами. Но так как народ жаждал видеть святого старца, то преподобный Сильвестр исходил из пустынного убежища, и то место, где беседовал он с народом, ознаменовано издавна часовней, к которой ежегодно в день кончины преподобного совершается крестный ход из бывшего Воскресенского монастыря.

Приближаясь к смерти, преподобный Сильвестр собрал братию и преподал ей духовное наставление. На свитке, находящемся в руках преподобного, изображенного на иконе XVII века, сохранилась часть завещания его братии; тут написаны вязью следующие слова: «Внемлите, о братия моя возлюбленная: Бога бойтеся и страх Его в сердце своем имейте, и заповеди Господня сохраняйте, и святых церквей не отлучайтеся, и святительский и весь освященный и монашеский чин честно соблюдите, и в нынешнем веце, братия моя, потерпите мало, и причастницы будете царствию Божию и венцы получите». Поучив братию, скорбевшую о разлуке с своим отцом и наставником, преподобный Сильвестр почил о Господе 25 апреля 1379 года.

Священники: Соловьев Иоанн Павлович, 1861-1866 Братановский Алексей Ксенофонтович, (1860-1871) Соловьев Иоанн, 1861-1866 Орлов Валентин Никанорович, настоятель, 1865-(1877) Кудрявцев Алексей, (1877) Благовещенский Иоанн, (1877) Успенский Николай, (1913 - заштатный протоирей) Соколов Александр, (1905-1913) Заварин Константин, благочинный, (1913) Ракобольский Александр Валерианович, (1912-1913) Заварин Сергей Константинович, протоиерей, до 1927

Среди других: Воскресенский Иван, пономарь, (1861) Софийский Александр Павлович, дьячок, 1861-1867 Донский Петр, псаломщик, (1877) Викторов Петр, псаломщик, (1877) Радижевский Ефим, пономарь, испр. должн. псаломщика, (1877) Покровский Алексей, пономарь, (1877-сверхштатный) Софийский Константин, дьячок, (1877- сверхштатный); дьякон (1913)

Дополнительная информация: Воскресенская церковь. В 1878 году село входило в состав объединенного Обнорского прихода наряду с селом Вознесенским.

Преподобный Сильвестр Обнорский, первый из подвижников Любимской земли, был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского (+ 1392; память 25 сентября и 5 июля). После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство.

В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе.

Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. . Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре к нему начали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним.

Когда собралась братия, преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия (1354 - 1378; память 12 февраля) благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название "заповедной рощи", так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый - на склоне горы у реки Обноры, он сохранился по сей день. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение.

Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. "Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, - говорил им в утешение преподобный, - на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моемотшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого". Преподобный скончался 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.

Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Поучительно чудо, совершившееся в 1645 году. Иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.

Мощи преподобного покоились под спудом в храме Воскресенского Обнорского монастыря, позже преобразованного в приходскую церковь. До самой революции к ним притекало множество паломников и из Любима, и из более отдаленных мест. В двадцатые годы прошлого столетия была сделана попытка вскрытия и осквернения мощей, но кощунники промыслом Божиим не добрались до подземного склепа, скрывавшего тело святого. В обители хранился покров с ростовым изображением преподобного, вышитым шелком, и с надписью: "7172 (1664) года дал в дом Сильвестру Чудотворцу покров черный старец Сильвестр на Обнору реку при себе и родителях" (ныне находится в Эрмитаже).

Престольные праздники: 

  1. 19 января;

  2. 29 августа (Феодоровская);

  3. 27 сентября (Крестовоздвижение);

  4. 22 мая и 19 декабря (свт. Николай);

  5. 27 сентября и 26 ноября (свт. Иоанн Златоуст);

  6. 20 августа свщмч. Петр Токарев.

Духовенство

Вениамин (Мальцев)
Иеромонах

Вениамин (Мальцев)

Фотогалерея