По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Шелтомежский Шестоковский Вознесенский монастырь

На сегодняшний день сохранились лишь руины Вознесенского собора, однако здесь теперь ежедневно возносятся монашеские молитвы к Шестоковскому образу Божией Матери, и значит есть надежда на возрождение монастыря.

В Рыбинской епархии, в пределах которой пребывают руины Шестоковской Вознесенской обители, намечают восстановление этого монастыря.  19 марта 2019 года, в праздник чудотворной иконы Божией Матери «Шестоковская», Литургию Преждеосвященных Даров в храме поселка Октябрь, освященном в честь иконы, совершил епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин в сослужении благочинного Некоузского округа иерея Алексия Калинина. По окончании богослужения епископ Вениамин вместе с молившимися за литургией монахинями Мологского Покровского монастыря, а также первыми насельницами возрождаемой Шестоковской обители отправился в Шелдомеж и совершил там молебен перед иконой Шестоковской иконы Божией Матери. В 2020 году в день празднования Шестоковской иконе епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Шестоковской Вознесенской обители.

История:

Название старинного села Шелдомеж, которое, как полагают знатоки этого края, происходит от словосочетания «шел до межи», возможно, указывает на остановку татаро-монгольских войск у некоей естественной преграды. С древней героической историей этих мест «величайшей скорби народа Русского, идеже некогда сила его попрася», связано и почитание Шестоковского образа Богоматери. Богу было угодно, чтобы при церкви учреждена была и женская обитель, в которой бы непрестанно молились за положивших жизнь здесь в 1238 году в битве на реке Сить христиан. В том страшном побоище положил душу свою за веру и отечество и святой благоверный Великий князь Георгий Всеволодович. 

А позднее Шелдомеж стала и местом исторической памяти и новой надежды на помощь и заступничество Божией Матери, Которая избавит и в ХХ веке народ русский от беды и скорби, - «аки из мертвых вокресит».

По молитвам верующих уже в конце ХIХ века этот образ стал являть чудеса исцеления. Икону поместили в величественный Вознесенский собор (в настоящее время от него сохранились лишь небольшие фрагменты), украсили драгоценной ризою и в день прославления образа – 6 марта (19 марта по новому стилю) – совершали с ней крестный ход в соседнее село Божонку. На праздник стекалось множество народа из окрестных деревень и сел. Чествование Шестоковской иконы Божией матери постепенно превратилось из местночтимого почитания в общецерковное. 

Чудотворная Шестоковская икона Божией Матери обретена 6 (19) марта 1770 года в Москве, в доме секунд-майора Николая Дмитриевича Скрипицына. Однажды блаженная девица, проживавшая в его гостеприимном доме, видела во сне, что в печной трубе лежит некий лучезарный свиток. Спустя некоторое время оттуда на шесток холста выпал сверток холста (так возникло и название иконы - «Шестоковская»). Развернув его, домашние увидели дивное изображение Богоматери с Младенцем. В Шестоковской иконе, выполненной в барочной манере живописи, характерной для конца XVIII века, атрибуты державности (короны-венцы, держава и скипетр) подчеркивают статус Богородицы как Царицы Небесной и Богомладенца Христа как Царя царствующих. В этом лучезарном, гармонично-уравновешенном и намоленном образе выражена идея особого заступничества и покрова Божьего над Россией.

Принятая в доме Скрипицыных как драгоценный дар, после смерти владельца икона была передана в церковь села Шелдомеж Кашинского уезда Тверской губернии - родового имения Скрипицыных (второе название Шестоковской иконы — Шелдомежская). Там, в Шелдомежи, 7 февраля 1832 года состоялось освящение каменного храма Вознесения Христова, сооруженного взамен деревянного. В день освящения строитель храма Е.Н. Скрипицын внес Шестоковский образ Божией Матери в новый храм и поставил его за правым клиросом, объявив священникам, что жертвует икону, с согласия братьев и сестер, навсегда в собственность церкви.

По прошествии полувека священник Шелдомежи Евфимий Предтеченский решил устроить в честь этой почитаемой иконы придел в Шелдомежском храме. В марте 1884 г. прихожане подали прошение архиепископу Савве о разрешении перестроить трапезу и устроить в ней два придела: один во имя великомученика Георгия, а другой во славу Шестоковской иконы Божией Матери. Причина перестройки трапезной (прихожане) являлось то, что из-за малых её размеров, богомольцы, приходящие из окрестных мест, вынуждены были стоять вне храма. Для осуществления этой цели нашлись средства, пожертвованные разными лицами, в сумме 4300 рублей. Владыка разрешил перестройку трапезы. Освящение храма состоялось 4 декабря 1884 года. 
Устройство придела в честь Шестоковской иконы Божьей Матери в церкви с. Шелдомежи свидетельствовало о том, что святая икона сделалась хранительницей этих мест. 
В Шелдомеже вскоре была создана женская община, позднее преобразованная в монастырь.    

* * *

Чудеса явленной иконы привлекали в село Шелдомеж множество верующих не только из ближних, но и из дальних мест. Некоторые приходили из года в год и желали бы здесь остаться. Все приходившие находили убежище в церковной сторожке, где проживала Неонилла Федорова – глубоко верующая крестьянская девица, которая следила за храмом, чистотой в нем, за поддержанием неугасимой лампады пред чудотворным образом Божьей Матери. 
Вместе с отцом Евфимием богомольцы мечтали об учреждении в Шелтомежском храме обители. И опять, при отсутствии средств, земли, началась работа в поисках возможности устроить обитель. Труды и заботы священника увенчались успехом. В конце ноября 1885 года архиепископу Савве отправили прошение на разрешение устройства женской общины (обители) при приходской церкви с училищем для детей и приютом для престарелых и убогих вдов и девиц. Под прошением подписались крестьяне деревень Павлова, Рудейхи, Глибени, Ботовиц, - подписались лица, жертвовавшие на устройство обители земли: краснохолмская мещанская девица Неонила Федорова (70 десятин пахотной и сенокосной земли), из деревни Горшкова Никита Фомин (5 десятин земли, находившихся в пустоши, хутор), сестры Никоновы (100 рублей и дом деревянный на снос) и другие.

Сестры, желавшие составить женскую Шестоковскую общину при церкви села Шелдомежи, со своей стороны, также составили прошение к владыке Савве о том, что желали бы жить все вместе при храме, в котором находится местночтимая Шестоковская икона Богоматери. 

По собрании всех сведений Тверское епархиальное начальство постановило: ходатайствовать перед Святейшим Синодом об открытии при церкви села Шелдомежи Кашинского уезда женской общины с наименованием Шестоковской, о закреплении за оной 76 десятин земли и дома с землёю в количестве 91 квадратных саженей, жертвуемой Неонилой Федоровой.

Шелдомежская-Шестоковская-Вознесенская женская община Тверской губернии Кашинского уезда (в настоящее время село Шелдомеж Некоузского района Ярославской области), близ села Боженок (в настоящее время село Божонка Сонковского района), «верстах в 70 к северу от города Кашина, при реке Сити учреждена в 1887 г., с училищем для девочек и с богадельней для призрения престарелых и безродных женщин» (1), - свидетельствуют документы Священного Синода.

2 ноября 1887 года последовало разрешение от архиепископа Саввы, Калязинскому архимандриту Антонию поручено было подчинить общину надзору настоятельницы Бежецкого Благовещенского женского монастыря Софье, избрать из сестер «благонадежное лицо» для наблюдения за вновь учреждаемой общиной. 

Так обитель получила основание не по инициативе людей ученых, стремившихся обозначить исторические места вещественными памятниками, а по благочестивому чувству церковных служителей и простых крестьян, хранящих в себе чистоту сердца и стремление к прославлению имени Божьего. 

Для устроения общиною была направлена рясофорная послушница Бежецкого монастыря Ольга (Ольга Мироновна Бочкова), при пострижении получившая имя Леонида. Молодая вдова, 28 лет, взяв малолетнюю дочь Анастасию, ушла в Бежецкий женский монастырь и там занималась сбором, в основном проживая в Петербурге. Раньше бывала в Шелдомежи, чтобы навестить сестру Неонилу Федорову, была знакома с отцом Евфимием, это обстоятельство и послужило потом причиной назначения Ольги устроительницей общины. 

Вскоре после учреждения в Шелдомежи женской общины (1889 г.) монахиня Леонида принялась ремонтировать обитель. Были перебраны полы, поставлены новые печи, крыша покрашена медянкой, отремонтирован дом священника, для храма приобретен колокол весом в 205 пудов, а в самой церкви появилась стенная живопись. 
Затем началось строительство помещений для прибывавших в общину сестер. За 13 лет было выстроено 6 двухэтажных деревянных домов, 5 одноэтажных, 2 скотных двора, 3 сарая, 2 амбара и несколько дровяников. Обитель скоро выросла – в ней было 176 сестер.

Одним из выдающихся первоначальных деяний монахини Леониды было устройство при общине церковно-приходской школы (2). До устройства общины школ при селе Шелдомежи не было. Обучение детей велось частным образом в доме священника Евфимия Предтеченского. Поэтому, имея нужду в просвещении, прихожане села Шелдомежи просили учредить при церкви училище для детей. Монахине Леониде пришлось много потрудиться, чтобы церковно-приходская школа была устроена. В первое время обучение в школе вели сестры из женской общины. Через два года школу перевели из сторожки (где она сначала помещалась) в специально отстроенное здание. Обучение стала вести девица Казанская, состоявшая в женской общине и работавшая за послушание, но имевшая по своему образованию права учительницы начальной школы. По истечении четырех лет учительнице А. Казанской было назначено жалованье Святейшего Синода.
Обеспечение школы отоплением, освещением, учебниками, письменными принадлежностями всецело лежало на общине. Число мальчиков и девочек, обучавшихся в церковно-приходской школе, увеличивалось с каждым днем. Первоначально их было 40 человек. Причем в школу общины приводили детей не только жители Шелдомежи, но и обитатели других сел, так как Шелдомежская школа зарекомендовала себя с хорошей стороны. 

Сознавая просветительную миссию общины, монахиня Леонида не только не отказывала в приеме детей, приводимых в школу из других приходов, но и всячески старалась сделать удобным обучение в Шелдомежской школе. Для этого при школе было открыто общежитие, в котором приезжие дети получали ночлег, стол монастырской трапезы, чай. 

Школа находилась в том же здании, что и кельи сестер, поэтому необходимо было строить специальное школьное здание. Без посторонней помощи это сделать было невозможно. Монахиня Леонида, хорошо знакомая с Петербургом по Бежецкому монастырю, обратилась к Синодальному Обер-Прокурору К.П. Победоносцеву с ходатайством о пособии на постройку отдельного здания для церковно-приходской школы. Ходатайство было удовлетворено, и из сумм Училищного совета при Святейшем Синоде монахиня Леонида получила на постройку школы 2000 рублей. Но, т.к. количество учеников в школе возросло до 100 человек, этой суммы оказалось недостаточно, поэтому к расходам на новое здание пришлось добавить столько же из доходов общины. 

Новая школа была выстроена в 1896 г. вблизи общины. Это было двухэтажное, на каменном фундаменте, крытое железом здание. В нижнем этаже помещались классы, в верхнем - школьное общежитие, квартиры трех учительниц и келья для послушниц, обслуживавших учеников в школе (уборщицы, повариха). Школа находилась в ведении Кашинского уездного отделения Тверского Епархиального Училищного совета. 
Заведующим школой состоял один из священников. Помимо обычных школьных занятий девочек обучали рукоделию (шитью, вязанию, вышивке). На Рождество детям устраивали ёлку, раздавали подарки. 
По окончании школы каждому выпускнику в благословение от попечительницы дарили Святое Евангелие или Псалтырь, Молитвослов. Монахиня Леонида также состояла попечительницей ещё двух церковно-приходских школ - в селах Горки и Задорье. К заботе о просвещении монахиня Леонида с первых лет существования Шестоковской обители приложила заботу о престарелых и неимущих вдовах и девицах из окрестных мест.  Ею была устроена богадельня, помещавшаяся в одном из монастырских домов. 

Долгое время сестры обители довольствовались храмом церкви села Шелдомежи, который уже не вмещал всех православных, иногда приходивших помолиться издалека. Скудость средств не позволяла взяться за строительство нового храма. Но мысль эта - постройка храма - не покидала настоятельницу и стала её заветной мечтой. Весной 1895 года монахиня Леонида обратилась с прошением к архиепископу Савве о разрешении на постройку храма. Владыка благословил. Вскоре после архипастырского благословения монахиня получила благословение на построение храма от всеми почитаемого отца Иоанна Ильича Сергиева, Кронштадтского пастыря, который, вручив матушке Леониде 20 рублей, сказал: "Вот тебе от меня первая жертва на храм, строй храм новенький, а старый не трогай (сначала был проект расширить приходской храм), чтобы не обездолить тебе священнослужителей». 

Так началось дело построения соборного храма Живоначальной Пресвятой Троицы, с приделами во имя Шестоковской иконы Божией Матери и святого благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича.. 
12 мая 1896 года была совершена закладка основания собора. Громадная постройка с бесконечными расходами легла на плечи настоятельницы. Нужен был для бута булыжник, большие камни для цоколя. Пришлось камень добывать верст за сто, известь приходилось привозить также издалека. С кирпичом повезло больше. Кирпичный завод построили в пяти верстах от обители, на земле, принадлежавшей ей. Милосердием Богоматери через 12 лет храм был сооружен. Это случилось бы и раньше, если бы не пожар в ночь с 8 июля 1900 года, когда вся община была уничтожена пожаром. Сгорели почти все строения, уцелело лишь школьное здание. 

Отстроенный храм был внутри отштукатурен. Он имел две калориферных печи и две печи в среднем алтаре. Иконостас для всех трех алтарей был петербургской работы, иконы главного алтаря также, а придельный иконостас написан сестрами обители, в основном певчими. Достопримечательностями храма были копия с чудотворной Шестоковской иконы Божией Матери, пребывавшей в храме с. Шелдомежи, в серебряно-вызолоченной ризе, выполненной на средства кн. В.В. Волконского в Петербурге; икона Успения Божией Матери, написанная бежецким живописцем Н.Г. Яковлевым; Владимирская икона Божией Матери, пожертвованная петербургской благодетельницей А.А. Ветошкиной;  икона Божией Матери "Споручница грешных" в серебряно-вызолоченной ризе с бирюзой и дорогими камнями, пожертвованная А.А. Ветошкиной. 
Кроме того, в храме пребывала частица Святых мощей святой благоверной Великой княгини Анны Кашинской. 

17 декабря 1906 года Шестоковская обитель праздновала освящение нового соборного храма. Совершил его архиепископ Тверской и Кашинский Алексий. Тогда же был объявлен указ Святейшего Синода о переименовании Шестоковской женской общины в "монастырь" с тем же наименованием, т.к. обитель была учреждена при церкви села Шелдомежи ради чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Шестоковскою. Святейший Синод, признавая за общиною большое значение для местного населения в религиозно-нравственном отношении, и принял такое решение. 26 ноября 1908 г. обитель праздновала освящение второго придела в соборном храме в честь Шестоковской иконы Божией Матери, совершенное архиепископом Алексием. Таковы были дивные пути Промысла Божия в судьбе Шестоковской обители, выросшей за 20 лет из общины. Всего к этому моменту сестер в монастыре и подворьях было 210: 18 - постриженных в мантию, 42 - в рясофор, 141 - живущих на испытании. 
Характер внутренней жизни сестер отличался усердием к делу и молитве. В монастыре имелись чеканная, живописная, рукодельная, сапожная мастерские. Все сестры принимали участие в хозяйственных и огородных работах. В монастыре было собрано немало свидетельств об исцелениях от святой иконы Божией Матери.

В 30-е годы ХХ века монастырь был разрушен богоборческой властью. Следы чудотворной иконы затерялись в 60-х годах. В памяти людей осталась дивная красота монастыря, образ святой Шестоковской иконы Божией Матери, благие деяния игуменьи Леониды и её сподвижниц.

(1)   Отчет 06. Прок. св. Синода за 1887 г., с. 167; Coбp. узак. и распор. правит., 1888 г., № 13, с. 111.

(2)   Шляпников С.Б. История почитания Шестоковской иконы Божией Матери в селе Шелдомеж. Доклад на XI Опочининских чтениях. Мышкин, 2000.


Фотогалерея