По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Богоявленский храм, с. Николо-Эдома

Адрес: Ярославская обл., Тутаевский район, с. Николо-Эдома.

E-mail: dlvoronov@yandex.ru

Богоявленская церковь построена в 1753 году тщанием полковника Афанасия Ивановича Алябьева и госпожи Евдокии Ивановны Качиковой. Престолы – во имя Богоявления Господня, в честь Сурдегской иконы Божией Матери и во имя святителя Николая. Чтимая икона – образ великомученицы Праскевы. Часовен – две: каменная расположена вблизи церкви, другая, деревянная, находится в деревне Лукинской.

Входит в приходской округ храма Рождества Христова деревни Артемьево.

Святой и подвижник благочестия - Петр Павлович Зефиров


Священномученик Петр родился в 1879 году в семье священника Павла Ивановича Зефирова, служившего в селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда Ярославской губернии. Село было имением Мордвиновых, и вауловские храмы, в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобного Александра Свирского, были бесприходными и содержались владельцами имения. Павел Иванович родился в 1843 году в семье диакона. В 1872 году он окончил Ярославскую духовную семинарию и был определен на священническое место в село Ваулово. В 1881 году, когда Петру было два года, отец Павел овдовел и сам воспитывал троих малолетних детей. По окончании в 1902 году Ярославской духовной семинарии Петр поступил учителем в церковно-приходскую школу в селе Полтеве Ярославского уезда. В 1903 году Владимир Павлович Мордвинов подарил имение протоиерею Иоанну Кронштадтскому, который благословил устроить в имении Успенский скит основанного им в Санкт-Петербурге Иоанновского монастыря. 

Среди зеленой рощи были расположены две белые старинные церкви, белая колокольня и большой барский дом. Местный ямщик, в первый раз везший отца Иоанна Кронштадтского в Ваулово, заметил: «Хорошее имение; хорошо будет здесь монахиням, и колокольня эта замечательная, так в ней колокола подобраны, что „Коль славен“ играть можно. И звонарь такой есть, что играет . Священник редкостный. Не священник, а отец родной! Тридцать шесть лет уже здесь служит. Да как служит-то! И певчих здесь нет, а из других приходов народ к нему идет, потому служит с душой... Постник он и праведной жизни человек», – сказал ямщик об отце Павле. 

Впоследствии отец Иоанн часто бывал в Ваулове. Он писал отсюда супруге 22 мая 1905 года: «В летнее время здесь дивная красота природы. Но в духовном отношении храмы Божии здесь – первая красота. Они и выстроены в доброе старое время весьма архитектурно . Внутреннее изящество храмов – великолепное; порядок во всем образцовый. Я служу ежедневно, причащаюсь и монахинь и мирян причащаю часто. Луга, леса – загляденье, рай земной. Благодарю Господа, даровавшего нам этот земной рай. Монахини все за послушанием; поют стройно и умилительно». С 1903 года вауловские храмы стали относиться к Санкт-Петербургской епархии, и отец Павел перешел служить в соседний, ближайший храм – Богоявленскую церковь в селе Никольском-на-Эдоме Романово-Борисоглебского уезда1 . Тогда же, в 1903 году, Петр перешел преподавать в Николо-Эдомскую церковно-приходскую школу. 

19 октября 1903 года Петр обвенчался с девицей Лидией, дочерью священника Сергея Стефановича Филагриевского, служившего в Благовещенской церкви села Абакумцева. В 1905 году он был рукоположен во священника к Богоявленской церкви на место отца, который вышел за штат. Отец Петр преподавал Закон Божий в местной церковно-приходской школе и в земской Вауловской школе, находившейся в деревне Тарасово. Его попечением в 1906 году было построено здание школы в селе Никольском-на-Эдоме. В 1907 году на Ярославскую кафедру был назначен архиепископ Тихон (Белавин), который при объезде приходов епархии приехал и в Ваулово в гости к отцу Иоанну Кронштадтскому. На сороковой день после смерти отца Иоанна Кронштадтского архиепископ Тихон снова приехал в Ваулово. Здесь он совершил заупокойную литургию. В дачном доме, где летом проживал покойный протоиерей, архиепископ совершил заупокойную литию – в келейной мантии святителя Тихона, Задонского чудотворца, и в епитрахили отца Иоанна, хранящихся здесь. Среди сослужащих был и священник Петр Зефиров. 

В 1909 году отец Петр был избран членом Благочиннического совета. В 1914 году началась Первая мировая война, было много жертв в семьях прихожан отца Петра, и священнику не раз приходилось разделять с ними скорбь по убитым на фронте. 24 февраля 1915 года он писал одному из своих прихожан, Василию Федоровичу Федорову, у которого погиб сын: «...К крайнему моему прискорбию, слухи о смерти на поле брани дорогого Федора Васильевича оказались справедливыми. Не хотелось верить в преждевременную гибель его, но, видно, Господу Богу было угодно призвать его к Себе в самом расцвете жизненных сил, и не нам, людям, вмешиваться в неисповедимые пути Промысла Божия; пусть будет Его святая воля! Перед пожертвованным вашей семьей образом Божией Матери „Скоропослушницы“ мною 1 октября в предстоянии полного храма молящихся был отслужен молебен с акафистом, причем в проповеди, говоря о небесном покровительстве Божией Матери, я счел необходимым разъяснить молящимся смысл и цель пожертвования в наш храм образа Божией Матери „Скоропослушницы“...» Первая мировая война для России закончилась государственным переворотом и приходом к власти большевиков. 10/23 июля 1918 года священник Петр Зефиров был расстрелян. 1 августа брат убитого священника обратился в Наркомат юстиции с просьбой взять его тело для христианского погребения. «10 июля с[его] г[ода] по постановлению Революционного Романово-Борисоглебского суда Ярославской губернии, – писал он, – был расстрелян мой родной брат Петр Павлович Зефиров, священник церкви села Никольского-на-Эдоме. 

Семья покойного, отец его и крестьяне прихода обращались к властям города с просьбой выдать им тело покойного для совершения над ним чина погребения, но обращения оказались безрезультатными, поэтому, как брат покойного, вижу вынужденным обратиться к Вам с просьбой сделать соответствующее распоряжение о выдаче тела брата моего для совершения чина погребения. Со своей стороны должен добавить, что хотя Романово-Борисоглебским Революционным судом не указаны причины [не]выдачи тела, но тем не менее можно с уверенностью сказать, что это не является в достаточной мере основательным, ибо даже согласно практике царского самодержавия за последние годы признавалось, что власть государства распространяется лишь только на живых граждан, мертвые же считались изъятыми из круга компетенции власти. 

Я надеюсь, что Уголовное отделение при Народном комиссариате юстиции придет на помощь осиротелой семье с малолетними детьми и сделает соответствующее распоряжение подлежащим властям о выдаче тела моего брата для погребения...» 6 августа военный комиссар, комендант города Романово-Борисоглебска, на просьбу родственников ответил отказом, чтобы не создавать, как он выразился, «легенды какого-то мученичества». Тело мученика так и не отдали, и его отец, священник Павел Зефиров, совершил отпевание заочно.

Престольные и чтимые праздники: 

  1. 19 января (Богоявление Господне);

  2. 19 декабря и 22 мая (свт. Николая Чудотворца);

  3. 28 августа (Сурдегской иконы Божией Матери);

  4. 23 июля (сщмч. Петра Зефирова).

Духовенство

Валерий Леонтьев
Протоиерей

Валерий Леонтьев