По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Преображенский Геннадьевский мужской монастырь, с. Слобода

Адрес: 152491, Любимский р-н, с. Слобода, ул. Монастырская

E-mail: ttllt@yandex.ru

Сайт: http://www.gennadiev.ru/

Настоятель - игумен Гурий (Соколов).

В середине 20-х годов XVI века преподобный Корнилий Комельский и преподобный Геннадий Костромской, взяв с собой «мало от братии», покинули Корнилиев Комельский монастырь и пришли в «пустыню» на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) озера, близ впадения р. Обноры в р. Кострому.

Иноки, расчистив лес, построили кельи. В 1530 году по настоянию великого князя московского Василия III Иоанновича преподобный Корнилий вернулся в Комельский монастырь, благословив преподобного Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм. Вскоре, вероятно, на средства великого князя Василия, был построен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы.

Погребенный в Преображенском соборе преподобный Геннадий († 23 янв. 1565) к концу XVI века почитался как местночтимый святой. Его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584–1587 годах ученик преподобного Геннадия настоятель Спасо-Геннадиева монастыря игумен Алексий написал его житие.

Первоначально Спасо-Геннадиев монастырь назывался Новая Корнилиева пустынь, с 40-х годов XVI века — Геннадиева пустынь, к началу XVII века — Спасский Геннадиев монастырь.

Спасо-Геннадиеву монастырю покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых. В начале 40-х годов XVI века преподобный Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей.

В Смутное время Спасо-Геннадиев монастырь и его вотчины были разорены. В 1614 году царь Михаил Феодорович Романов освободил Спасо-Геннадиев монастырь на 2 года от всех казенных поборов, в 1615 году избавил от оброка на мед, который собирали в Каргановском бортном лесу, в 1623 году дал монастырю несудимую грамоту, подтверждавшую его судебный иммунитет.

В ходе строительных работ 19 августа 1644 года были обретены мощи преподобного Геннадия, и в том же году по благословению патриарха Иосифа состоялось его всероссийское прославление. Возможно, в честь наследника престола – будущего царя Алексея Михайловича, в Спасо-Геннадиевом монастыре во второй половине 30-х годов XVII века был построен деревянный теплый храм во имя Алексия, человека Божия. С 1644 года в нем временно находился гроб с мощами преподобного Геннадия, который в ноябре 1647 года перенесли в новый Преображенский собор и установили в Благовещенском приделе. Видимо, в XVIII веке мощи были погребены под спуд.

В 1751 году был освящен построенный на месте деревянного каменный Алексиевский храм.

В 1919 году Спасо-Геннадиев монастырь был закрыт, насельники зарегистрировались как приходская община при Преображенском соборе. 28 сентября 1920 года мощи преподобного Геннадия были публично вскрыты и увезены в Ярославский музей, в котором пребывали до середины 30-х годов XX века (к 2005 их местонахождение неизвестно).

В 1928 году Преображенский храм был закрыт, с начала 1930-х в нем находилась конюшня колхоза «Власть Советов». Были разобраны на кирпич ограда со святыми вратами и пять башен, в 1961 году — двухэтажный братский корпус, в 1964 году — пристроенная к Преображенскому собору теплая церковь во имя преподобных Геннадия Костромского и Корнилия Комельского, а в 1965 году — придел преподобного Сергия Радонежского. В Алексиевской церкви до середины 60-х годов располагался склад ядохимикатов.

6 октября 1995 года Спасо-Геннадиев монастырь был вновь открыт, наместником назначен иеромонах Евфимий (Дебабов). Летом 1997 года постройки Спасо-Геннадиева монастыря (за исключением бывшей гостиницы, занимаемой правлением колхоза) были переданы братии. Рядом с колодцем, ископанным, по преданию, преподобным Геннадием, построен деревянный храм во имя Геннадия Костромского, в котором 1 сентября 1999 года архиепископ Ярославский Михей (Хархаров) совершил первый водосвятный молебен, 23 июня 2000 года игумен Евфимий с братией — первую Божественную литургию.

В настоящее время настоятелем обители является игумен Гурий (Соколов).

Богослужения проводятся регулярно. В дни памяти преп. Геннадия совершается Божественная литургия, проводятся торжественные мероприятия, посвященные преподобному.

В монастырь организованы паломнические поездки (к колодцу преп. Геннадия).

При монастыре есть пасека. 

Святой и подвижник благочестия - Прп. Геннадий Костромской

Преподобный Геннадий подвизался в XVI в. Он принадлежал к знатному литовскому роду, в крещении получил имя Григорий.

С детства святой отличался большой любовью к богослужениям и Церкви, любил общество простых людей и крестьян и нередко проводил ночи в их лачугах, говоря им о Боге и святых, невзирая на запреты и упреки родителей. Мать c отцом хотели, чтобы сын довольствовался внешними признаками благочестия, и говорили: «Довольно c тебя ходить в церковь, а остальное время будь дома и в общении c людьми нашего звания». Ребенок уверенно отвечал, что пустые развлечения детей его возраста и людей его звания ему неинтересны, но он хочет идти по пути, начертанному Святым Духом.

С этого времени Григорий желал оставить земли, в которых господствовало католичество, и уйти на Русь, в православные края, где никто не будет мешать ему служить Богу. С большим трудом он добрался до Москвы и обрел там духовного друга – молодого человека по имени Феодор, который тоже хотел стать монахом. Тогда они вместе пришли к прп. Александру Свирскому († 1533). Святой посоветовал Григорию уйти в Комельский монастырь, а Феодору – остаться в миру.

В Комельской обители Григорий принял постриг и получил имя Геннадий. Он стал любимым учеником прп. Корнилия (19 мая) и быстро возрастал, подражая добродетелям духовного отца: смирению, братолюбию, упорству и усердию в молитве, избеганию всякого лицемерия. В конце жизни прп. Корнилия они вместе отправились строить Любимский монастырь близ Сурского озера. Прп. Корнилий сделал Геннадия игуменом нового монастыря, а сам вернулся в Комельскую обитель.

Прп. Геннадий служил братиям примером смирения и получил от Господа дар прозорливости и силу чудотворения. Сам царь Иван Грозный относился к святому c глубоким почтением и сделал его воспитателем своей дочери. Прп. Геннадий почил в мире 23 января 1565 г.

Святой и подвижник благочестия - прп. Корнилий Комельский

Среди многочисленного сонма святых подвижников Вологодского края преподобный Корнилий занимает одно из самых первых и видных мест как по строгости жизни, по трудности и высоте своих подвигов, так и по тому огромному влиянию, которое он имел на современников, особенно на иноков: он воспитал множество святых учеников, бывших впоследствии основателями монастырей и распространивших в них его устав – единственный письменный памятник, дошедший до нас из трудов вологодских чудотворцев.

Житие преподобного Корнилия написано вскоре после его кончины одним из его подвижников, хорошо знавшим великого старца и бывшем очевидным свидетелем многих его подвигов.

Преподобный Корнилий происходил из знатного рода Крюковых. Во время княжения Василия Васильевича Темного род Крюковых был одним из первых в Ростове по своему богатству и знатности. Еще в молодости он переехал к своему дяде, служившему при великокняжеском дворе, в Москву. С раннего возраста начало в нем развиваться влечение к жизни созерцательной, отшельнической. Когда его дядя Лукиан оставил придворную службу и постригся в Кириллове, за ним туда же последовал и двадцатилетний Корнилий.

Приняв иночество и пройдя все послушания, Корнилий вышел из монастыря, чтобы в других обителях видеть труды и подвиги мужей, опытных в духовной жизни. Побывал он в новгородских и тверских землях и пришел, наконец, в вологодские пределы, в Комельский лес, на высокий берег реки Нурмы. Это было уже при державе великого князя Ивана III в 1497 году.

Мало-помалу стали приходить к нему люди, желающие разделять с ним пустынные труды. Пустынники сначала молились каждый в своей келье, а когда их число умножилось, они стали просить Корнилия устроить церковь. Вскоре церковь была построена. В 1501 году ее освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сам же старец Корнилий был рукоположен митрополитом Симоном во священника и определен настоятелем возникающей обители.

Пустынная обитель Корнилиева была небогата, не имела ни сел, ни угодий, ни иных удобств, по своим постройкам далеко уступала другим монастырям. Но несмотря на все это отовсюду стремились сюда люди, искавшие иноческой жизни. Число братии увеличивалось с каждым годом.

Как постриженник Кириллова монастыря и современник Нила Сорского, преподобный Корнилий не чужд был его духа и во многом усвоил себе его взгляды на монашество. И это не всем нравилось, ибо и в среде братства были люди, которые пришли в монастырь не столько для поста и молитвы, сколько для довольствия и покоя. Тогда старец решил сам удалиться в другое место, поручив управление обителью 12-ти старшим ученикам.

Прп. Корнилий КомельскийВместе со своим учеником Геннадием преподобный обосновался в костромских лесах на берегу Сурского озера, в 70-ти верстах от Комельского монастыря. Зимой 1529 года Комельский монастырь посетил великий князь Василий Иванович по пути в Кириллов монастырь на богомолье для испрошения чадородия. Братия со слезами просила великого князя принудить Корнилия вернуться в свою обитель. Однако преподобный объяснил князю, что его дряхлость требует покоя и безмолвия и просил отпустить его в пустыню.

Но и в костромских лесах к преподобному Корнилию стали стекаться люди. Когда собралось до шести иноков, старец решил построить здесь церковь. С этой целью в 1531 году он отправился в Москву просить государя и митрополита о дозволении построить храм. Однако великий князь Василий Иванович отказал Корнилию в его просьбе и объявил, что он должен возвратиться в Комельский монастырь и по-прежнему управлять братией. Старец не смел более противиться воле великого князя, принял ее за волю Божию и возвратился в свой монастырь.

Вся жизнь преподобного Корнилия была одним непрерывным служением Богу и ближним, как светильник, поставленный на свещнице, он светил современникам своими добродетелями. 19 мая 1538 года, будучи более 80 лет от рода, он преставился. Многотрудное тело преподобного было погребено близ церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Великий подвижник своим примером и наставлениями воспитал много мужей высокой духовной жизни, бывших в последствии основателями других обителей. Преподобные Кассиан и Лаврентий – игумены Комельские, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Симон Сойгинский, Геннадий Любимский, Филипп Ирапский, Адриан Пошехонский, Даниил Шужгорский были его постриженниками и учениками.

В 1600 году патриарх Иов установил память преподобного Корнилия праздновать повсеместно – 19 мая (1 июня по новому стилю).

Святой и подвижник благочестия - Александр Свирский

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору – первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз – на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому – не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» – преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины – а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

Краткое житие преподобного Александра Свирского чудотворца.

Составил монах Афанасий. 1905 г. Июля 12 дня. Александро-Свирский монастырь Олонецкой губернии.

Преп. Александр Свирский чудотворец Родился прп. Александр 15 июня 1448 года в селе Мандера на реке Ояти на земле Новгородской, против Островского Введенского монастыря. Назвали его Амосом. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне, детям своим они дали христианское воспитание. Когда Амос пришел в возраст, родители захотели его женить, он же помышлял только о том, чтобы оставить мир ради спасения своей души. Рано узнал он о Валаамском монастыре и часто вспоминал о нем и, наконец, по воле Божией, встретил валаамских иноков. Долго длилась беседа их о святом монастыре, об уставе их, о трех родах жизни монашествующих. И вот, воодушевленный этой беседой, задумал он идти на «северный Афон». Перейдя реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобный услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на сем месте он создаст обитель. И свет велий осенил его. Когда он пришел на Валаам, игумен принял его и постриг с именем Александр в 1474 году. Было ему тогда 26 лет. Ревностно новоначальный инок начал подвизаться в трудах, послушании, посте и молитве. Тут пришел на Валаам разыскивавший его отец; Преподобному удалось не только успокоить раздраженного отца, но и убедить его постричься в монахи вместе с матерью. И родители послушались сына. Стефан постригся с именем Сергий, а мать – с именем Варвара. Могилы их и доныне почитают в действующем Введено-Оятском монастыре.

Александр же продолжал подвизаться на Валааме, изумляя суровостью своего жития самых строгих Валаамских иноков. Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, и провел там 10 лет. На Святом острове доселе сохраняется узкая и сырая пещера, в которой с трудом может поместиться только один человек. Сохранилась и ископанная преподобным Александром для самого себя могила. Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное ти место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году. Там он нашел «бор красен зело, место сие было леса и озеро исполнено и красно отовсюду и никтоже там от человек прежде живяше». Хижину свою Преподобный поставил на берегу Рощинского озера. На полверсты от него находится озеро Святое, отделенное от него Стремниной горой. Здесь он провел в полном уединении несколько лет, питаясь не хлебом, «а зелием зде растущим». Бог открыл свой светильник боярину Андрею Завалишину, а через него потом и многим людям. Обитель стала возрастать, а слава о даре прозорливости и врачевания недугов телесных и духовных, данном ее настоятелю, облетела вскоре все окрестные земли. Народ православный еще при жизни ублажил Александра Свирского как святого.

Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому

На 23 году поселения Преподобного в пустыни большой свет явился в его храмине и он увидел трех мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».

На месте явления Бога-Троицы впоследствии была построена часовня, и до наших дней на этом месте содрогается душа человеческая, помышляя о близости Божией к людям Своим. В Житии преподобного Александра поражает то, что при великом изобилии поданных ему божественных посещений, он всегда оставался смиренным иноком, желающим во всем послужить братии и приходящим в обитель простым поселянам.

За несколько лет до кончины Преподобного Бог вложил ему в сердце благую мысль создать каменную церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою. И вот однажды ночью, когда уже закладка была совершена, по окончании обычного молитвенного правила Преподобный увидел необыкновенный свет, озаривший весь монастырь, а в основании Покровской церкви, на алтарном месте в царственной славе сидела на престоле Пречистая Богородица с Предвечным Младенцем, окруженная сонмом бесплотных сил небесных. Преподобный пал лицем на землю пред величеством Славы Ея, так как не мог созерцать сияния этого невыразимого света. Тогда Пречистая Владычица повелела ему встать и утешила обещанием быть неотступною от Обители и помогать во всех нуждах живущим в ней как при жизни Преподобного, так и по смерти его.

«За год до кончины своей Преподобный, призвав к себе всю братию и объявив им, что скоро наступит время преставления его от временной сей прискорбной и многопечальной жизни в другую вечную, безболезненную и всегда радостную жизнь, назначил после себя четырех священноиноков: Исайю, Никодима, Леонтия и Иродиона для избрания кого-либо из них во игумена. Затем до самой кончины не переставал поучать свою братию богоугодному житию. Скончался же преподобный Александр 30 августа 1533 года 85-ти лет от рождения и, согласно предсмертному завещанию его, погребен был в отходной пустыни, близ церкви Преображения Господня, по правую сторону алтаря. В 1547 году он был причислен к лику святых.

Все, имевшие различные недуги, приходя к честному гробу его и с верою припадая к нему, получали обильно исцеления: слепые прозревали, расслабленные укреплялись в членах, страдавшие другими болезнями получали совершенное выздоровление, из бесноватых прогонялись демоны, бездетным подавалось чадородие.

Дивный во Святых Своих Всеблагий Бог наш, прославляющий Угодника Своего во временной жизни сей, творя рукою его знамения и чудеса, благоволил и по смерти нетленное, честное и святое тело его, как великое светило, положить в Церкви Своей, чтобы оно осиявало там своими преславными чудесами».

Престольные праздники:

  1. 19 августа;
  2. 5 февраля и 1 сентября (прп. Геннадия);

  3. 30 марта (Алексия человека Божия);

  4. 1 июня (Корнилий Комельский);

  5. 30 апреля и 12 сентября (Александр Свирский).

Духовенство

Савва (Баев)
Иеродиакон

Савва (Баев)

Павел (Гусаков)
Иеромонах

Павел (Гусаков)

Геннадий (Морозов)
Иеромонах

Геннадий (Морозов)

Мефодий (Феткулин)
Иеродиакон

Мефодий (Феткулин)

Гурий (Соколов)
Игумен

Гурий (Соколов)

Нестор (Синягин)
Игумен

Нестор (Синягин)

Фотогалерея