По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Храм Святой Живоначальной Троицы, с. Верхне-Никульское

Адрес: 152741, Некоузский р-н, с. Верхне -Никульское

E-mail: Ilma10@yandex.ru

Настоятель — протоиерей Георгий Захаров.  

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл


Село Верхнее-Никульское Веретейского поселения находится в удивительном по красоте живописном уголке – на берегу Рыбинского водохранилища, с которого открывается шикарный вид на слияние двух рек Ильди и Сутки. В центре села стоит архитектурный шедевр начала 19 века – Троицкий храм, в котором 32 года служил архимандрит Павел Груздев.

Село Верхне-Никульское имеет древнюю историю, которая уходит корнями в глубь веков, когда эти места принадлежали князьям Солнцевым, ведущим свой род от Рюрика. На высоком левом живописном берегу реки Ильди у Солнцевых был большой дом с колоннами, который окружал парк. На правом берегу Ильди жили крепостные крестьяне. К концу 18 столетия последний владелец земель князь Иван Егорович Солнцев разорился и пропал без вести. Среди крестьян ходили разные слухи о его таинственном исчезновении.

В конце 18 – начале 19 века Верхне-Никульское приобрел граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин – первооткрыватель «Слова о полку Игореве», обер-прокурор Священного Синода и Президент Императорской академии художеств. Мусин-Пушкины вели свой род от Рюрика и были в дальнем родстве с писателем Александром Сергеевичем Пушкиным.

Мусин-Пушкин, купив село начал строить в нем новый храм взамен старого деревянного. Когда точно начались строительные работы – неизвестно, зато известно, что уже в 1806 году храм был построен и освящен. В храме было тремя престола – в летнем приделе во имя Святой Живоначальной Троицы, в зимнем в честь святителя Николая Чудотворца и Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Но спустя несколько лет в северной стене зимнего храма появились трещины, которые шли через свод до южной стены. Руководство Росто во-Ярославской епархии поставило графа об этом в известность, и Мусин-Пушкин вместе с городничим города Мологи, попечителем этой церкви Николаем Николаевичем Глебовым, чье имение было неподалеку от села, взялись за капитальный ремонт. Но в 1817 году граф скончался, а 1818 году умер и Глебов. Но дело быстро переняла супруга Мусина-Пушкина Анна Николаевна вместе с сыном Николая Глебова Андреем Глебовым – подполковником, участником Отечественной войны 1812 года.

К весне 1820 года все строительные, отделочные и живописные работы в храме были окончены, и 4 мая состоялось торжественное освящение. Через несколько лет, когда владельцем села стала семейная чета Щепочкиных, владельцев усадьбы Борок вокруг храма была построена массивная каменная ограда в стиле позднего классицизма с коваными решетками. А по обеим сторонам от ворот были возведены две сторожки.

Вот как описывается вид храма в книге «Обозрение архиепископом Иоанафаном Ярославской епархии» в 1881 году: «Церковь каменная, пятиглавая, обнесена каменною оградою, имеет в своем холодном отделении один алтарь во имя Святыя Троицы с приличным по белому фону иконостасом и живописными иконами; ее стены и своды покрыты красивой живописью и уборкой. Церковь вполне достаточно освещена, отчего все здание становится величественным и благолепным. В теплом отделении храма два алтаря с двухъярусным по кармину иконостасом, в которых нижний ряд икон покрыт апликовыми и частию серебряными ризами, иконостасы приличны, но живопись на потолке и стенах очень потемнела».

На языке профессионал, храм имеет органичный архитектурный ансамбль, сочетает в себе элементы московского барокко и классицизма, что редко можно встретить среди сельских храмов. Это редкий пример строго центричного пятиглавого храма, так называемый восьмерик на четверике. Декоративную проработку фасадов можно отнести к «нарышкинскому» барокко.

В 1915 году игумен Иосиф Мраморный – уроженец этих мест подарил Троицкому храму в Верхне-Никульском чудотворную икону Божией Матери «Достойно есть». Эту икону отец Иосиф привез из Греции, со Святой Горы Афон, где нес свое послушание в 1908 по 1913 год. Он получил ее в подарок от наместника монастыря за особо ревностную службу. В подаренной иконе вложены частицы мощей мученика Трифона, священномученика Харлампия и преподобного Нила Синайского. На лицевой стороне иконы надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афон в русском общежительном скиту Святого Апостола Андрея Первозванного».

Так и жил Верхне-Никульский приход в молитве и трудах. Вокруг села как центра духовной жизни сплотилось 23 деревни в единый приход, в том числе усадьба Борок. В советские годы жители села объединились в колхоз, а храм тронут не был.

Службы в нем совершались регулярно. Этот храм одним из четырех в Некоузском районе, что не закрывались, и сюда приезжали верующие из Брейтовского и Мышкинского районов.

В 1960-м году в село приехал служить отец Павел Груздев – уроженец затопленной водами Рыбинского моря деревни Большой Борок. Он с малых лет рос в монастыре, потом несколько лет был в ссылке в Казахстане, и, вернувшись, принял священство. Этот батюшка известен в современном православном мире как прозорливый старец. О нем и о его жизни в Верхне- Никульском написано множество книг, которые продают в церковных лавках в Москве, Петербурге, Валааме, Соловках и в Греции. Отец Павел 32 года жил в одной из сторожек при храме в Верхне-Никульском. Сегодня на могилку в Тутаев к архимандриту Павлу едут паломники со всей России, равно как ехали к нему сотни людей в советские годы сюда, в Верхне- Никульское. При нем в 1988 году был такой случай. Однажды отец Павел прибирался в летнем приделе храма, и, получив занозу, пошел на улицу ее вытаскивать, а в это время обвалился потолок и крыша храма. Из-за этого обрушения до наших дней не сохранились фрески и старинный иконостас.

Богослужения проводятся регулярно. В дни престольных праздников проводится крестный ход вокруг храма. Храм часто посещают паломники.

О. Павел Груздев

Среди подвижников благочестия прошлого столетия образ архимандрита Павла (Груздева) отличается особым колоритом. Стоит только заглянуть в дневниковые записи великого старца, чтобы понять, что истинная святость не вписывается в узкие рамки каких-либо формул или определений, но являет миру нечто большее – порой непонятную, иногда трудно узнаваемую истинно-христианскую свободу в Духе. И, наверное, для многих из нас составит немало труда распознать в простых заметках батюшки величие христианского духа. На первый взгляд может показаться, что речь идет здесь о вещах, далеких от духовных идеалов:

«1965 год. Картошка гнилая, лук сопрел, помидоры сгнили и рыжков нет, а белые белки сожрали, а огурцы и не цвели… 1967-й. Небывалой год, год изобилия плодов, год прекрасной погоды, а урожай – стопудовой, а картофью, ой, батюшки! поди и не съесть. Ой, а огурцов, а помидор! Дак ведь все на корню вызрели, и ни один не сгнил…».

Еще можно вспомнить песню про колорадского жука, сочиненную батюшкой, его забавные истории, приводившие в восторг тех, кто собирался послушать старца. Тем не менее, веселый, порой даже смешной образ архимандрита Павла никогда не искажал правды, не отвлекал от реальности, но и сегодня продолжает напоминать о главном, напоминать об истинности Евангелия, его актуальности и в нашей обыденной жизни.

Если прислушаться к рассказам отца Павла, то в них можно заметить яркую черту – здесь мы всегда встречаем конкретных людей, здесь нет безликих образов. Чего только стоят лагерные друзья батюшки: отец Анатолий Комков, мать Нина, Шурка Дельцов, Мишка Соутин, Гекзария, Кодрат Федорович… Их истории не вошли в книги, они не совершали героических подвигов, но для батюшки каждый человек, вошедший в его жизнь, даже случайно, мимолетом, всегда обретал конкретные очертания, становился близким и дорогим. Внимания отца Павла хватало для каждого. И это был действительно дар от Бога – всмотреться в лицо каждого человека, встретившегося на жизненном пути, найти для него особое место в памяти и пронести его образ через всю жизнь. Этот урок дорогого батюшки для нас особенно важен: он знал цену человеку, никем не пренебрегал! И к судьбе каждого, обращающегося к нему за помощью, батюшка относился со всей серьезностью, он не брался судить, что для человека мелочь, а что действительно важно, но сопереживал даже в самых обыденных проблемах. Вот и писали архимандриту Павлу письма с самыми разнообразными просьбами, и молился он и о курочках, и о коровке, как о самых важных для жизни вещах. И в этом удивительном внимании к каждому человеку отец Павел был совершенно чужд суетной мелочности, поскольку все творил ради исполнения заповеди Спасителя о любви к ближнему.

На евангельский пример такого отношения к ближним в свое время указывал митрополит Антоний Сурожский в толковании Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого. Владыка, в частности, обращал внимание на «замечательную черту во Христе», когда «Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание». Этот евангельский урок вполне усвоил старец, явив миру образ истинного исполнения заповеди о любви к ближнему.

«Спасибо тюрьме!» – приговаривал отец Павел. Для нас эта фраза может показаться совсем непонятной, к тому же, если речь идет о советских лагерях, где погибло столько подвижников благочестия. Но в жизни будущего старца лагерные годы оставили особый след. Из рассказов самого отца Павла мы видим, что тюрьма научила его единственному – ценить главное, во всех обстоятельствах находить средство для спасения человека, возможность приблизиться к его душе. Он научился не бояться жизненной грязи, не обращать внимания на внешние обстоятельства, форму, но все преодолевать чистотой истинной цели – всегда стремиться к Богу, остальное – не страшно. Это и есть евангельская простота – преодоление страха перед миром с помощью страха Божия. Это долг каждого христианина, запечатленный в апостольском приветствии: «Радуйтесь!». Нам бы веру сохранить, а мира чего бояться.

Слова отца Павла воспринимались совершенно по-разному: кого-то его ответы шокировали, кому-то речи батюшки показывались дерзновенными, даже самоуверенными. Старец любил повторять: «А я всех люблю, верующих и неверующих – всех под одну гребенку!». В его рассказах и поучениях можно встретить и коммуниста, который «жил по Христу», и священников, которых батюшка строго предостерегал: «Попы, не кощунствуйте!». Но во всем этом проявлялось не человеческое своеволие или гордое самомнение. В речах старца, в его образе миру являлась истинная свобода в Духе. Для нас же этот пример христианской свободы тем более важный, что свои силы он черпал в Церкви, в Ее Таинствах! Ведь именно эти моменты – когда им, узникам лагеря, удавалось приобщиться Тела и Крови Христовых, отец Павел вспоминал с особым трепетом, заключая: «…уж теперь хоть и на расстрел – приобщились Святых Христовых Таин». Нам же порой приходится слышать немало упреков в сторону Православной Церкви, что Она «убивает свободу», «углубилась в мертвую букву закона» со своими правилами и предписаниями. Как бы в ответ на эти обвинения звучит ласково-шутливый голос истинного пастыря: «Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь»!..

Перечислив урожай «небывалого» 1967 года, отец Павел на той же странице раскрывает смысл своих наблюдений:

«Как ни живи, а умирать обязательно надо. Приведи, Господи, умереть христианской кончиной, и чтобы помянули добрым словом. Да я сроду никому не желаю плохого, а Церковь с детства люблю как родную мать, а кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».

В этих словах нам является пример истинной веры. Отец Павел верил в Бога, Который ради нашего спасения претерпел Крест, и любовь Которого к нам неизмерима. А значит, все необходимое для нашего спасения Господь дал нам в нашей жизни, какой бы она ни была. Нам не нужно куда-то бежать, где-то искать, все важное рядом с нами, стоит просто быть внимательным, стоит верить в Бога, Любящего нас! Батюшка жил именно этой, ближайшей обыденной жизнью, всецело доверяясь Богу, воспринимая все жизненные обстоятельства как дар Божий, и Господь не посрамил его веру, обильно наделив старца дарами прозорливости, исцеления, рассудительности. Внимательный старец простотой веры преодолевал обыденную суету и в каждом встречном человеке видел целую историю жизни, достойную уважения, в каждом факте усматривал действие Промысла Божия и умел благодарить Творца за самые маленькие радости. Он, вдохновляясь тем, что Господь посылал ему в жизни, всегда вдохновлял ближних. И с удивительной силой убедительности и сегодня для нас звучат его слова, выражающие его путь ко Христу: «Не живи, как хочется, а живи, как Бог велит».

Престольные праздники:

  1. Троица

  2. 19 декабря и 22 мая (свт. Николай)

  3. 4 ноября и 21 июля (Казанская)

  4. 13 января (преставление о. Павла)

  5. 19 ноября (именины о. Павла)

Духовенство

Георгий Захаров
Протоиерей

Георгий Захаров

Фотогалерея