По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Веретея

Адрес: Ярославская область, Некоузский район, село Веретея

E-mail: Ilma10@yandex.ru

Настоятель — протоиерей Георгий Захаров. 

Историческим центром Веретейской округи является село Веретея – одно из древнейших поселений Ярославской земли. Само слово «веретея» в древнерусском языке означает «возвышенный и плодородный участок земли». Часто веретеями называли высокие вытянутые гривы на обширных плоских поемных равнинах.

Храмы Ильи Пророка и Покрова Пресвятой Богородицы.

При въезде в село Веретея стоят храмы Ильи Пророка и Покрова Пресвятой Богородицы. Ансамбль храмов – летняя и зимняя церкви – построены на средства прихожан.

Летняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы действовала с 1792 года (габариты 46х18х12). Огромный двусветный четверик несет пятиглавие скорее «тоновских» очертаний, нежели первоначальных, но сам масштаб глав, их компоновка живо напоминают о более давнем, о монументальных группах «пучинистых» и близких им по очертаниям, так любимых еще в 17 веке. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы имеет три придела: средний – во имя Покрова Пресвятой Богородицы; правый – во имя Святого Иоанна Предтечи; левый – во имя Светителя и Чудотворца Николая. Трапезная и колокольня пристроены в 1792-1793 годах. Завершили облик храма Святые ворота, башенки, ограды, кирпичные магазинчики.

Зимняя церковь построена в 1809 году во имя Ильи Пророка (габариты 6х37х22,5) . Перестроена. 1 октября 1873 года освящена. Церковь имеет четыре придела: средний – во имя Ильи Пророка; правый – во имя Богоявления Господня; левый – во имя Царьградской Божией Матери (икона); в трапезе – во имя Святых Бессребников Козьмы и Домиана. Главный колокол весил 350 пудов. Существовал в прошлом позолоченный, редкостный семиярусный иконостас, украшающий большой храм. Особо чтимая икона в с. Веретея – икона Царьградской Божией Матери. В селе Веретея службы проходят в частично отреставрированном храме Ильи Пророка (1809).

Пятикупольный двухстолпный храм Покрова Пресвятой Богородицы (1792 год) – утратил все внутреннее убранство, сохранились лишь фрагменты росписей.

От бывших кирпичных церковных лавок остались руины. Но комплекс из двух церквей, стоящих рядом, выглядит внушительно и гармонично. Храмы стоят на левом берегу речки Северки, которая придает селу особый колорит. На правом берегу сохранился деревянный двухэтажный дом священника.

О том, что уже в 1710 году в центре села Веретеи был свой храм, а при нем большой двор, в котором жила большая священническая семья, свидетельствует архивный документ «Ревизская сказка». Когда храм был построен точно неизвестно, зато есть сведения, что вскоре он обветшал и на его месте в 1738 году был построен новый в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1751 году в двух десятках метров от него перестроен храм в честь Пророка Божия Илии. Таким образом, становится ясно, что уже в начале 18 века в селе было две церкви.

Во второй половине 18 века в стране началось активное строительство каменных зданий, в том числе церквей. Удовольствие это было дорогим и хлопотным, но жителей Веретеи это не смутило и потому в 1782 году они взялись за строительство большого кирпичного храма взамен деревянной Покровской церкви. Строили 10 лет, на средства местных простых крестьян прихожан. 14 октября 1792 года, в праздник Покрова Божией Матери состоялось его торжественное освящение, на котором был Ярославский архиерей. Этот храм считался летним и был на три престола: главный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – во имя Крестителя Господня Иоанна, левый во имя святителя Николая Чудотворца.

Храм был увенчан пятью массивными голубыми куполами с золотыми звездами, а на трехъярусной колокольне были установлены часы. Кстати общий вес колоколов был 555 пудов, или почти 9 тонн в пересчете на современные килограммы. Не каждый даже городской храм мог похвастаться такой звонницей.

Главным украшением внутреннего убранства храма был семиярусный то есть семи этажей икон, вызолоченный червонным золотом иконостас. В храме были древние иконы греческого письма, перенесенные из прежней деревянной церкви. Стены храма украшала живопись. О большом объеме живописных и позолотных работ свидетельствует тот факт, что даже при высокой стоимости рубля в те годы, за исполнение заказа была выплачена довольно крупная сумма – 10 тысяч рублей Санкт-Петербургским мастерам. 

Было в храме три посеребряных паникадила – так называемых больших церковных люстр; а также множество иной ценной утвари – подсвечников, кивотов и так далее.

Это перечисление богатства Покровского храма неслучайно, ведь его строительство от фундамента до маковки и внутреннее наполнение было выполнено исключительно на пожертвования местных крестьян. Правда, немалый вклад внес Мологский купец Стефан Ивонин, уроженец соседней от Веретеи деревни Переслегино. За помощь в обустройстве храма он был награжден Государевой наградой – золотой медалью для ношения на Станиславской ленте.

В начале 1800-ых годов число жителей в Веретейской волости составляло больше 10 тысяч человек, а частые венчания новобрачных, крещение младенцев, отпевание умерших и другие богослужения требовали увеличения церковной площади. А новый Покровский и старый деревянный Ильинский храмы не вмещали в себя всех богомольцев и потому в 1804 году местные жители обратились к архиепископу Ярославскому и Ростовскому Павлу с просьбой старый Ильинский уже обветшавший деревянный храм упразднить, а на его месте построить новый каменный. Так, спустя 5 лет 2 августа 1809 года была освящена каменная церковь в честь Пророка Божия Илии.

Этот храм вышел невысоким, скромным, но вместительным, его размеры 44 на 22 метра – почти тысяча квадратных метров. В 1860-х годах к нему были пристроены боковые приделы: правый в честь Богоявления Господня, левый в честь Цареградской иконы Божией Матери – особо почитаемого образа жителями села, а в трапезной в честь святых бессеребренниковКосьмы и Дамиана. Правда недостатком храма была слабая освещенность из-за малого количества окон для такой большой площади.

Как гласят «Ярославские епархиальные ведомости» - никогда на богослужения меньше трех-четырех тысяч богомольцев и не собиралось. А по праздникам – на Пасху или на Покров приходил почти каждый житель Веретейской округи, а жило там, например, в конце 19 века больше 10 тысяч человек.

Территория обоих храмов была огорожена большой каменной оградой с шикарными коваными воротами. Вокруг было кладбище, на котором по сей день, сохранились захоронения аж начала 18 века.

В конце 1930-ых годов в село пришла страшная весть – уездный город Мологу с семью сотнями окружных сел и деревень решено стереть с лица земли – создать на их месте рукотворное море Рыбинское водохранилище. Благо зона затопления не доходила до Веретеи, однако в село и близлежащие деревни хлынули переселенцы. Количество жителей в Веретее возросло до двух тысяч человек. 

Коренным веретейцам пришлось тесниться – у кого-то отбирали земельные наделы в пользу переселенцев, к кому-то в дом подселяли чужие семьи.

В 1930-ых уникальную библиотеку-читальню реорганизовали, а в ее стенах открыли клуб с песнями и плясками.

30 мая 1937 года в клубе была назначена лекция «Классовая сущность религии, ее происхождение и о том, как попы нас обманывают». Для чтения лекции прибыл представитель из Мологи. К 9 часам вечера народу в клубе собралось больше 300 человек.  Лекция уже началась, а люди все шли и шли, потому что все знали – в этот вечер будет решаться вопрос о закрытии Веретейской церкви. После лекции людям было зачитано специальное постановление «Просить райисполком церкви в селе Веретее закрыть, а в освободившихся зданиях сделать очаг культуры». На этом собрании выступил последний священник за всю историю Веретейской церкви Казаков. Его просьба не была принята во внимание. Обсуждение вопроса о закрытии церкви шло непростым голосованием, а от колхозников потребовали поставить подписи под постановлением. На этом собрании представитель из Мологи резко критиковал коллектив учителей Веретейской школы за слабую атеистическую пропаганду среди местного населения в борьбе с пережитками прошлого. Учителей на собрании было 22 человека. Чтобы отдать Веретейский храм Покрова Пресвятой Богородицы на разорение, никто из них сказать не решился. Собрание закончилось в 12 часов ночи, а люди не расходились до утра. Женщины украдкой плакали, прощаясь с Веретейской церковью. Очаг культуры в храме не сделали – все это оказалось блефом, зато шустро вывезли ценную утварь. А вскоре и вовсе в стенах Покровского храма разместили зерносклад, а в стенах Ильинского зернодробилку.

Когда стены храма опустошили, колокола сбросили, новые власти стали срезать кресты на куполах. Сначала полез один, уже опытный в этом деле «делец», но сорвался и разбился насмерть, даже не успев до креста доползти. Послали второго, и тот тоже упал и разбился. Так и бросили эту глупую затею, и потому кресты на храме Покрова Пресвятой Богородицы стоят по сей день, возвышаясь над Веретейской округой.

Вскоре Мологский район в связи с затоплением упразднили и Веретея стала рядовым селом теперь уже нового Некоузского района Ярославской области.                 

В 1997 году оба храма – Покровский и Ильинский в разоренном, разворованном и плачевном виде – без окон, полов и дверей вернули в лоно Русской православной церкви. Тогда для того чтобы хоть как-то привести храмы в порядок и очистить стены от полутораметровой зерновой пыли пришлось нанимать пожарную машину. 

В 2005 году между храмами был установлен поклонный крест в память жертв Волголага занимавшихся подготовкой Молого-Шекснинской низменности к затоплению водами Рыбинского моря; в память безвременно ушедших детей блокадного Ленинграда, эвакуированных в Веретею в 1942 году; и в память жертв веретейского крестьянского мятежа в 1918 году.

В том же 2005 году старейшую веретейскую школу закрыли по причине крайне малого количества учащихся в ней, а взамен в стенах школы на базе бывшего школьного музея создали историко-культурный центр «Молога». Одной из заслуг центра стала организация ежегодной сельскохозяйственной Мологской ярмарки, по примеру тех ярмарок, что были здесь сто и двести лет назад.

В 2006 году в связи с Федеральным законом о делении районов было образовано Веретейское сельское поселение с административным центром в поселке Борок.

Кое-где еще остались фрески, но состояние храма сейчас таково, что заходить внутрь опасно. Богослужение проводится раз в месяц.

Престольные праздники - 2 августа, 8 мая (Цареградская).

Фотогалерея