По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Храм Успения Пресвятой Богородицы, г. Пошехонье

Адрес: 152850, г. Пошехонье, ул. Войнова

E-mail: mozyackov.evgeny@yandex.ru

Настоятель — иерей Евгений Мозяков.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл


Святая и подвижница благочестия - Анна Шашкина


Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло-Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову), к которому за советом и молитвенной помощью обращались тогда многие ищущие спасения; среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал из них монашескую общину в селе Захарово, которая из-за начавшихся гонений на Церковь существовала сначала под видом сельскохозяйственной артели, а потом коммуны. Как раньше Павло-Обнорский монастырь, так теперь, после его закрытия безбожниками, монашескую общину в Захарове стали посещать верующие, встречаясь здесь с архимандритом Никоном.

В середине тридцатых годов из ссылок и заключения стали возвращаться священники, арестованные в 1929-1931 годах, и начинали вновь служить в храмах; между тем обновленцы, захватившие за это время при поддержке властей православные храмы, с трудом удерживали их, не имея паствы. И тогда они снова призвали советскую власть и НКВД к содействию в борьбе против Православной Церкви.

В начале 1936 года обновленцы города Пошехонье-Володарска писали властям: «В силу крайне осложнившихся обстоятельств… со стороны тихоновской общины при Успенской церкви города Пошехонье-Володарска, каковые выражаются… в открытой борьбе с обновленческой ориентацией… Они… открыто порицают храм, как еретический…

У тихоновцев очень часто бывают нелегальные собрания. 7 января 1936 года Смирнов Алексей Евграфович, как главный руководитель тихоновской общины, вечером собрал у себя гостей, около двадцати пяти человек, в том числе был Петр Богородский, игумения Леонида, много бывших монашек и другие лица, и окончился этот пир далеко за полночь. А почему это не может быть нелегальным собранием? Ведь это неизвестно нам, о чем они вели беседу.

Кроме этого, пользуясь приливом святочных празднеств, клевета и наушничество по-шли во все села данного района с призывом к… бойкотированию всеми силами всех обновленческих служителей культа; совращая темные силы верой в святость Бога лишь тихоновщины… близко все это видя, как гнездо вражды и нелегальности, просим вас передать нам наш храм, во избежание последствий, а равно нежелание иметь таковых соседей, где, кроме религиозных целей, преследуются остатки преж-них царских привычек…

А посему еще раз убедительно просим вас… во избежание всех последствий не только за наш храм, а и район, пресечь в корне развитие этого гнезда нелегальности и передать храм нам, обновленцам».

В конце 1936 года, еще до получения приказа о массовых арестах, сотрудники Ярославского НКВД приступили к арестам духовенства и верующих в области. 10 января 1937 года Анну Васильевну Шашкину вызвали на допрос, и следователь спросил ее, правда ли, что она собирала подписи жителей, желавших принадлежать к тихоновской общине. Анна Васильевна объяснила, что в 1935 году умер сын ее брата, и приходской их священник Петр Богородский отказался участвовать в его погребении, указав, что жители этой деревни не принадлежат к православной общине, и пусть они сначала определятся: в православный ли они будут ходить храм или к обновленцам; тогда она взялась собрать подписи жителей – тех, кто считает себя православными.

– А вы к какой ориентации принадлежите? – спросил ее следователь.

– Я лично принадлежу к тихоновской ориентации.

– Почему же тогда Богородский требовал подписей за тихоновскую общину от всей вашей деревни?

– Я этого пояснить не могу.

В следующий раз следователь вызвал Анну Васильевну на допрос 20 февраля и стал укорять в запирательстве, между тем как известно, что она знакома со старостой храма Алексеем Евграфовичем Смирновым, который давал ей читать книгу Сергея Нилуса «Протоколы сионских мудрецов», и следователь тут же на допросе предъявил эту книгу.

– Почему вы скрывали от следствия сведения о книге Нилуса и контрреволюционные рассуждения по существу ее содержания?

– Я скрывала о книге Нилуса «Протоколы сионских мудрецов» потому, что не хотела выдать Смирнова, который строго наказывал, чтобы мы никогда никому ничего об этом не говорили.

– Значит, вы знали, что книга «Протоколы сионских мудрецов» является контррево-люционной книгой, поэтому и скрывали знакомство с ней от следствия?

– Мне Смирнов говорил, что книга эта запрещенная, но почему, не сказал.

– В связи с переписью населения СССР, среди населения города распространялись контрреволюционные провокационные слухи, исходящие из содержания книги «Протоколы сионских мудрецов» и ваших рассуждений о приходе антихриста, о пе-чати и так далее. Эти слухи распространяли вы с целью срыва мероприятий советской власти по переписи. Подтверждаете вы это?

– Нет, это я отрицаю, никаких контрреволюционных провокационных слухов я не распространяла и об этих слухах ничего не слышала.

Вызвав в следующий раз на допрос Анну Васильевну, следователь стал добиваться от нее, чтобы она сказала, как давно она слышала об архимандрите Никоне и от кого, но она на этот вопрос отвечать отказалась.

4 марта 1937 года следователь снова вызвал ее на допрос и снова стал спрашивать об отце Никоне: как давно и как близко она была с ним знакома, но и на этот раз она ничего не ответила, и в тот же день следователь объявил ей, что она арестована как подозреваемая.

15 августа 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило Анну Васильевну к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с первым этапом в Северо-Восточные лагеря НКВД. Анна Васильевна Шашкина скончалась 11 мая 1940 года в больнице отдельного лагерного пункта Мылга в одном из Северо-Восточных лагерей НКВД и была погребена в безвестной могиле.

Святая и подвижница благочестия - Мария Корепова

Преподобноисповедница Мария (Мария Андреевна Корепова) родилась в 1877 году в деревне Маурино Вологодской губернии в крестьянской семье. В 1919 году она стала монахиней Спасо-Преображенского Севастиановского Сохотского женского монастыря Пошехонского уезда и подвизалась в нем до его закрытия в 1927 году. Вероятно, Мария — ее монашеское имя, данное при постриге. После закрытия монастыря она была вынуждена переехать в город Пошехонье-Володарск и поселиться в одном доме с другими изгнанными монахинями. Сначала мать Мария работала по найму батрачкой, а незадолго до ареста ей удалось устроиться санитаркой в районную больницу.

Матушка была арестована в ноябре 1936 года. Ее обвинили в участии в контрреволюционной группе «тихоновской» ориентации. На всех допросах мать Мария вела себя самоотверженно и твердо, категорически отрицая участие в антигосударственной деятельности и не оговорив никого.

15 августа 1937 года она была осуждена к пяти годам заключения в концлагере и отправлена в бухту Нагаево Севвостлага. По окончании срока заключения в мае 1942 года матушка была освобождена. В справке 1949 года Пошехонского-Володарского РО МГБ она значится умершей. Точная дата ее смерти и место захоронения неизвестны.

Святой и подвижник благочестия - Петр Богородский

Священномученик Петр родился в 1878 году в селе Ильинское-на-Югу в семье диакона. В 1885 году окончил Духовное училище и Ярославскую певческую школу. С 1896 по 1903 годы был псаломщиком в селе Старо-Петровское Пошехонского уезда Ярославской губернии. С 1903 по 1906 годы нес послушание псаломщика Троицкого собора в городе Пошехонье Ярославской губернии. С 1906 года в течение 10 лет Петр Николаевич работал учителем в сельских школах. С 1916 по 1918 годы он состоял письмоводителем, а в 1918 году возвратился к церковному служению в должности псаломщика Успенской кладбищенской церкви в Пошехонье, где служил до 1926 года. В 1926 году рукоположен в священника к Сохотскому женскому монастырю, а после его закрытия переведен в село Федоринское.

31 января 1931 года он был осужден по статье 58-10 УК РСФСР. Приговор — ссылка в Северный край. В ссылке жилось очень тяжело, голодно, часто приходилось питаться одной травой: многие болели тифом и умирали. Отец Петр ссылку пережил, и, оказавшись на свободе, стал помогать материально оставшемуся там духовенству, старался поддержать и духовно — в частности, епископа Стефана (Виноградова).

В 1933 году, возвращаясь из ссылки, шел пешком 500 километров. Поселился в городе Пошехонье-Володарске. Помогал верующим разобраться в обновленческом движении и освободить от обновленцев Успенскую кладбищенскую церковь. Отец Петр по возвращении служил священником в селе Давыдовское, затем в Успенской церкви Пошехонья. Он поддерживал «тихоновские» общины в Пошехонье-Володарском районе, никогда не отказывал в совершении необходимых треб, крестил «взрослых» детей (в возрасте от 1 до 13 лет). Все это было поставлено ему в вину.

11 ноября 1936 года отец Петр был арестован и обвинен в организации контрреволюционной группы церковников, распространении террористических настроений, проведении нелегальных сборищ, противодействии снятию колоколов, помощи ссыльному духовенству, антисоветских проповедях. Участие в контрреволюционной деятельности священник категорически отрицал. Он был осужден 15 августа 1937 года на 8 лет исправительно-трудовых лагерей, заключен в Севвостклаг (Дальний Восток, Магадан, бухта Нагаева). Скончался священномученик 6 ноября 1938 г. в лагере.

Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 года) по представлению Ярославской епархии. День памяти – 24 октября/6 ноября.

Престольные праздники:

  1. 28 августа;

  2. 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи);

  3. 11 мая (Анна Шашкина);

  4. 1 сентября (Мария Корепова);

  5. 6 ноября (Петр Богородский);

Духовенство

Евгений Мозяков
Иерей

Евгений Мозяков

благочинный Пошехонского округа

Владимир Мозяков
Протоиерей

Владимир Мозяков

Евгений Хаджиогло
Иерей

Евгений Хаджиогло

Фотогалерея