По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня, г. Тутаев

Адрес: 152302, РФ, Ярославская область, город Тутаев, улица Крестовоздвиженская, 47а

E-mail: frt_romanov@rambler.ru

Настоятель — игумен Антоний (Таньков).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ:


Соборный храм в  честь  Воздвижения  Креста Господня расположен в левобережной  части города  Романова- Борисоглебска.

Каждый  древнерусский  город начинался со своего кремля, называемого детинцем. В этом удивительно ёмком древнерусском слове заключен поразительный смысл. «Детинец», детство, начало жизни, истоки. В детстве закладывается основа последующей жизни, её характер и направление, туда мы возвращаемся мыслями  спустя долгие годы. Детинец остается неким фокусом, где сходятся все лучи жизни как государства Российского с его детинцем - московским Кремлем, так и небольшого древнерусского Романова – Борисоглебска (с 1918 года – Тутаев) с остатками его собственного древнего кремля, крепостными валами, высоко стоящими на берегу Волги. Крепостные стены детинца служили боевыми доспехами, защищая самое его сердце. Он должен был сохранить то, что не должно погибнуть, даже если будет потеряно всё остальное. Этим сердцем детинца всегда был соборный храм, который являлся выражением соборного единства как горожан Романова, так и  всего древнерусского государства в целом.

Так, около 1283 года, после "соборнего советования", по свидетельству Супоневской летописи,  была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки, "супротив" Борисоглебской слободы". По преданию, первостроителем кремля был угличский князь, благоверный Роман Владимирович Святой (1261-1285гг).

Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены детинца.  Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор. За свою историю детинец выдержал не одну осаду, поскольку Волга всегда была удобным путем для перемещения разного рода "добытчиков" чужих богатств. Годы 1371 и 1385 отмечены нападениями на Романов новгородских "ушкуйников".

Смута XV века, разгоревшаяся из-за споров о великом княжении между князем московским Василием Темным и его сродниками Василием Косым и Дмитрием Шемякой, прошлась и по Ярославскому княжеству. Тогда же был разрушен, видимо, и романовский детинец. Поэтому летописный свод 1497 года, знаменуя его восстановление, отмечает: "В лето 6976 (1468 г.) срубиша на Волзе городок Романов".

Последняя осада романовского кремля произошла во время событий войны 1612 года. В сражениях и от эпидемий погибла одна треть посадских людей, защищавших детинец. Но дух народа остался жив. Этот дух соборного единения, собравший «вкупе» русских иконописцев и зодчих, воплощался  в подлинных шедеврах архитектуры  и  иконописи.

При ростовском митрополите Ионе Сысоевиче (1652-1691 гг.) в Романове начинается возведение каменного собора. К 1658 году он имел два каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и два придела: северный – Введения во храм Пресвятой Богородицы и южный – в честь Смоленской иконы Богоматери. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-хх. годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным, названным впоследствии одним из исследователей "последним великим художником Древней Руси". Так создавалось одно из драгоценных звеньев «Золотого кольца»  России.

Проходили годы, десятилетия, роспись храма, да и сам храм стали требовать капитального ремонта.

После революции община денег на него собрать не смогла, и в 1930 году советская власть храм закрыла. Еще раньше, в 1918 году, город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевом.

В советское время в здании храма размещался краеведческий музей (1946), позднее – склад (1962).

В 1992 году собор возвращен Русской Православной Церкви, а с 2000 года он является действующим храмом и обрел своего настоятеля - игумена Антония.

 В последнее время известно, что город был основан не в 1283, а в 1266 году.

Здесь проводятся регулярные богослужения в воскресные и праздничные дни. Крестовоздвиженский собор – единственный храм в городе, где поют знаменным распевом XVI века. Еще одна особенность храма - во время богослужений ектинии исполняет не только клирос, но и прихожане, это позволяет каждому члену прихода быть более внимательным к богослужению.
 

Настоятель и прихожане Крестовоздвиженского собора пытаются возродить русские, православные традиции: празднование православного женского дня в Неделю Жен-мироносиц; в день памяти святых Петра и Февронии – День любви, семьи и верности,- служится особый молебен.

На территории собора был дважды проведен фестиваль исторической реконструкции «На валах Романова», в котором участвовали клубы исторической реконструкции из Ярославля, Рыбинска. Цель подобных мероприятий – через увлечение русскими традиционными единоборствами воспитывать молодое поколение на традициях воинской доблести святых воинов, таких, как Александр Невский, Дмитрий Донской.     

В 1916 в Крестовоздвиженский собор был определен для служения после рукоположения священномученик Николай Александрович Розов, пресвитер Романово-Борисоглебский. Через год он был переведен в Воскресенский собор.

Николай Александрович Розов (1892 - 1938), протоиерей, священномученик

Память 10 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Ростово-Ярославских святых

Родился в 1892 году в селе Воронье Костромской губернии в семье почтового служащего.

После окончания Ярославской духовной семинарии служил псаломщиком, а в 1916 году был рукоположен во иерея к Крестовоздвиженскому собору города Романов-Борисоглебска Ярославской губернии (ныне г. Тутаев Ярославской области). Через год перешел служить в Воскресенский собор.

В 1930 году был награжден саном протоиерея.

Арестован 29 апреля 1938 года.

Обвинялся в "сильном влиянии" на прихожан, чем "добился большой посещаемости" храма. Действительно, авторитет священника был очень велик и не умалился после ареста. Староста Воскресенского собора, предупрежденный о том, что дальше работать в церкви опасно, ответил, что "его духовник - духовный отец Розов (бывший настоятель собора) завещал не оставлять собор до его закрытия, и это завещание он должен выполнить как верующий человек, никакие репрессии его остановить не могут, чтобы он оставил свой пост". Кроме того, отец Николай обвинялся в подрывной деятельности, состоявшей в произнесении проповедей, обличавших безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в "привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины", "отвлечении от всего советского", в "призывах ко крещению", в распространении церковной литературы, воспитанию детей в религиозном духе, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий и так далее. Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов квалифицировалось как антисоветский выпад; совершение треб на дому - как "действенное оружие против безбожия и коммунизма"; молитва о дожде рассматривалась как "использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии"; посещаемость храмов доказывала работу по разложению колхозов.

26 сентября 1938 года Особым Совещанием при НКВД СССР за "участие в антисоветской церковно-монархической организации г. Ярославля"по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР приговорен к 8 годам лагерей.

В октябре 1938 года прибыл в лагерь в поселке Катомыш под Соликамском. Скончался 23 декабря того же года. Погребен в братской могиле Катомышского лагпункта.

Реабилитирован 30 января 1959 года президиумом Ярославского облсуда.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. 

Престольные праздники:

  1. 27 сентября (Воздвижение Святого Животворящего Креста Господня);
  2. 4 декабря (Введение во храм Пресвятой Богородицы);

  3. 10 августа (Смоленской иконы Божией Матери);

  4. 16 февраля (благоверного князя Романа Угличского).

Духовенство

Антоний (Таньков)
Игумен

Антоний (Таньков)

Фотогалерея