По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти священноисповедника Михаила Розова

21 января Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Михаила Розова.

Священноисповедник Михаил (Михаил Петрович Розов) родился 19 марта 1889 года в селе Покровское-на-Лунке Даниловского уезда в семье псаломщика Петра Федоровича Розова. В 1910 году он окончил Ярославскую духовную семинарию по 2-му разряду, служил псаломщиком Троицкой церкви на Волчьих горах Даниловского уезда. Михаил Петрович женился на Ольге Николаевне, дочери священника храма Михаила Архангела села Архангельского-на-Касти (ныне деревня Григорково) Даниловского уезда. 5 декабря 1910 года он был рукоположен во иерея и назначен настоятелем храма, где ранее служил его тесть. Преподавал Закон Божий в местной земской школе. В Архангельском храме отец Михаил прослужил без малого двадцать лет – до своего последнего ареста.

В 1923 году священник был арестован по навету: его обвиняли в «оскорблении личности председателя волисполкома». В течение трех месяцев он содержался под стражей.

Отец Михаил был человеком многосторонне образованным. В 1928 году он посещал двухнедельные курсы по сельскому хозяйству и животноводству, которые проводил приехавший из Ярославля лектор. Помогал своим прихожанам не только духовными советами, но оказывал и практическую помощь – медицинскую и ветеринарную. Так годами созидлся тот крепкий приход и собирались вокруг священника верующие, которые в последующие тяжелые годы до конца стояли и за храм, и за богослужение, и за своего пастыря...

Личного хозяйства у батюшки не было – семью выселили из дома и лишили имущества («раскулачили»), пришлось снять временно квартиру в соседней деревне Пасынково. Семья священника жила очень скудно, земли не было даже под огород. Продавали мебель, часто оставались без хлеба. Дети отца Михаила весной драли ивовое корье и сдавали в сельпо[1], летом собирали грибы и ягоды.

В конце 1920-х годов прихожане начали сбор денежных средств по четыре рубля с дома для уплаты налога за церковь. В это же время местные власти проводили кампанию по самообложению[2]. А поскольку у крестьян свободных денег было мало, то церковные сборы были расценены властями как акция противодействия самообложению, что квалифицировалось как контрреволюционная деятельность. Это стало поводом к последующему закрытию храма и аресту священника.

23 февраля 1930 года отца Михаила арестовали и поместили в Даниловский дом заключения. Прихожане Архангельской-на-Касти церкви пытались защитить священника, они написали заявление в следственные органы, уверяя, что отец Михаил, служа в их храме с 1910 года, занимался исключительно своими пастырскими обязанностями и никогда и нигде никакой агитации против советской власти не проводил, аккуратно и исправно платил все налоги. Семь деревень прихода, кроме Архангельского-на-Касти, составили протоколы своих собраний в защиту арестованного священника. Эти документы повезла в Данилов жена отца Михаила Ольга Николаевна Розова. Она просила разрешить ей свидание с мужем, но была сама арестована и помещена в Даниловский дом заключения. Отец Михаил просил окружного прокурора освободить жену, поскольку в деревне Пасынково остались слепая теща семидесяти пяти лет и двое детей – восьми и десяти лет.

Матушку обвиняли в организации подписей за освобождение ее мужа. Ольга Николаевна, отвечая на вопрос следователя, говорила: «У нас сейчас все отобрали, отобранного мы не жалеем и не ропщем». Некоторые сельчане, убоявшись, стали на сторону обвинения. Но многие старались как могли отстоять и защитить священника и его супругу, свидетельствуя, что Розовы никогда не высказывали обиды на притеснения со стороны властей, что отец Михаил всегда был отзывчивым на скорби крестьян, многим беднякам и нуждающимся помогал продуктами, хотя сам бедствовал. Самые верные своему пастырю, а через него и Христу, верующие старались отвести предъявляемые ему ложные обвинения, утверждая, что на уплату налога по просьбе старосты собирали сами прихожане, без участия священника. Эти ходатайства, а паче молитвы и любовь прихожан, возымели действие – отец Михаил был освобожден после семи месяцев тюрьмы. Но ненадолго.

Властям нужно было под любыми предлогами оторвать священника от народа, лишить его возможности какой-либо деятельности – просто потому, что он был священником, и само его присутствие обличало неправду строителей «нового мира». Им нужно было во что бы то ни стало «поразить пастыря», дабы «рассеялись овцы» (Мф. 26, 31). Преуспев в этом на земле, они не могли превозмочь Промысл Божий, который уготовлял для рассеявшейся паствы крепкого молитвенника и заступника на Небе. По слову Господа: «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит...» (Ин. 12, 24).

1 декабря 1930 года отец Михаил вновь был арестован вновь по тем же ложным обвинениям. Прихожане, как ни усердствовали, не смогли спасти ни церковь, ни своего батюшку. Храм был закрыт, а отец Михаил 31 января 1931 года  был осужден на три года лагерей и отправлен в Северный край.

Он отбывал срок в Архангельске. Заключенные жили на островах, выкатывали, а зимой выкалывали бревна из Северной Двины. Дважды его навестили мать с дочерью. Осиротевшая семья жила очень трудно. Замучили частые обыски по ночам и угрозы выслать на Соловки. В конце концов их выселили из дома. Люди не бросали семью чтимого пастыря, помогали, кто чем мог, приносили молоко, картошку.

Освобожденный в 1935 году, отец Михаил приехал в Ярославль. Служить в церкви он не мог, как бывший заключенный, пытался найти работу. Но его нигде не брали. Спустя некоторое время удалось устроиться дворником на Московском вокзале, а потом поступить на работу в психиатрическую больницу. Годы тяжких лишений, неправедных гонений и каторжных работ сильно подорвали здоровье еще не старого священника. В сентябре 1940 года получил инвалидность и был уволен с работы, а через несколько месяцев, 21 января 1941 года, скончался. Место захоронения священноисповедника Михаила неизвестно. Ольга Николаевна на сорок лет пережила мужа и скончалась в 1980 году.

Священноисповедник Михаил Розов был прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Архиерейском соборе в 2000 году.

На обложке – Архангельская (Казанская) церковь в д. Григорково (Архангельское-на-Касти), 2018 год.

На фото:
1. 
Собор Любимских новомучеников и исповедников, в их числе – священноисповедник Михаил, пресвитер.
2. Григорково, вид из Казанской церкви.


[1] Сельпо ‒ сельское потребительское общество, а также сельский магазин-кооператив, через который можно было реализовывать излишки домашнего хозяйства.

[2] Самообложение ‒ это сбор средств с населения на местные социально-культурные нужды и благоустройство. В данном случае речь идет о кампании по обязательному самообложению, проводимой советским правительством в 1928‒1929 гг.

Фотогалерея