По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Феномен христианства

Ни одна религия мира не распространялась в таких условиях жутких гонений со стороны государства как христианство. Логика подсказывает: то, что христианство не уничтожили в момент его появления, и оно распространилось в таких неблагоприятных условиях – невероятно! В чём же феномен распространения христианства?

Сопоставляя христианство с другими религиями, Энгельс писал: «Христианство, едва возникнув в пределах Римской империи, вошло в резкое и непримиримое противоречие со всеми остальными религиями». Что в этом удивительного? Всё дело в том, что Римская империя проводила политику пантеона, т. е. «боги» завоеванных народов свозились и выставлялись для поклонения под одной крышей. В Риме можно было проповедовать всё что угодно – никаких преследований. Полный религиозный плюрализм со стороны государства. Так почему же не ужилось христианство? Да, христиане не почитали иные божества и не приносили им жертвы; также не почитали они божественность императора. Казалось бы, их можно было обвинить в религиозной нетерпимости, но почему тогда иудеев, поклонявшихся исключительно Единому Богу и также не чтивших божественность римского императора, никто не гнал, не обвинял в религиозной нетерпимости? Очевидно, причину противоречия надо искать в другом.

Чему учил людей Основатель христианства – Иисус Христос? Добру, жертвенной взаимной любви, справедливости… Исцелил многих больных. Нёс людям духовное благо. Как Он закончил свой земной путь? Самая страшная, мучительная и позорная смерть на кресте. Люди от Него ждали другого: что Он освободит Иудеев от римского владычества, даст людям материальное благополучие и изобилие. Даже Его ученики-апостолы втайне надеялись, что когда их Учитель станет царём-освободителем Израиля, то они займут при Нём почётное положение. И вот их надежды на то, что Христос – Спаситель, казалось бы, пошатнулись. Учителя казнили. Удивительно правдиво, не скрывая человеческой немощи, Евангелие повествует об учениках: «В тот же первый день недели (после распятия – здесь и далее прим. авт.) вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев…», они боялись, что и их распнут, как учеников Христа. После своего Воскресения Христос неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности своего Воскресения. И даже укорял их в неверии. Ученики, не обладая учёностью, не всегда правильно понимали слова своего Учителя. «И тогда (Христос) отверз им ум к уразумению Писаний и сказал им: так написано (в пророчествах), и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день… вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечётесь силою свыше (от Бога).

И вот, на пятидесятый день после Пасхи, в праздник Пятидесятницы (в народе его сейчас называют ещё Троицей или Троицыным днём), апостолы получили обещанную божественную силу – благодать. И произошло нечто удивительное: некогда боязливые ученики, разбежавшиеся в момент ареста Христа, запиравшиеся из-за боязни иудеев в доме, с трудом верившие в Воскресение Христа, выходят на улицы и проповедуют Евангельское учение, Воскресение Христа. «Слыша это они (иудейские старейшины) разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же …некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом… сказал: мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать: ибо незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за какого-то великого, и к нему пристало около четырёхсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли…И ныне говорю вам, отстаньте от людей сих (апостолов) и оставьте их: ибо если это предприятие – от человек, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его…(Деян.5: 33 – 39).

Кто по своему происхождению были ученики Христа? В основном бедные рыбари, не отличавшиеся ни своей учёностью, ни богатством (по сравнению с современными миссионерами с Запада, основателями сект). Они проповедовали миру спасение от рабства страстям. Это-то и не понравилось миру. Римская империя была языческой. Что такое язычество? Это культ страстей! В язычестве человеческие страсти возводились в идеал, и им покланялись. Взять, к примеру, культ Диониса (бога вина) – этот культ связан с пьянством; культы Молоха (Ваала) и Астарты, олицетворявшие мужское и женское начала в человеке, связаны с развратом. Астарте приносилось в жертву девство; Молоху бросали в его раскалённое медное чрево грудных младенцев, как правило, первенцев (в наше время бросают в это бездонное чрево и еще не родившихся на свет младенцев, принося их в жертву всё тем же страстям и блудной похоти). Современное новое мышление, формируемое средствами массовой информации, возводит страсти если уж не в идеал, то в норму: «Права человека!», «Уважать права всякого рода меньшинств!», «Человек – это звучит гордо!» Точно в сказке про голого короля: все хвалят мнимые наряды, боясь прослыть у окружающих глупым. И только мальчик возразил: а король-то голый! Вот этим мальчиком и явилось христианство, которое предлагает бороться со страстями, исцелять эти духовные недуги. Вот почему весь мир во главе с императором ополчился на христианство. Начиная с момента апостольской проповеди в первом веке и до Миланского эдикта императора Константина Великого 312 года идут почти непрерывные гонения на христиан, их хватают на улицах, в катакомбах, бросают ко львам на аренах колизеев, зверски истязают, заставляя отречься от Христа. Христианская религия объявлена запрещённой. Самые страшные гонения, направленные на полное уничтожение, были при Декии Трояне. Многие из мучителей, видя веру и стойкость христиан, с которой они переносили мучения, сами бросали орудия пыток и объявляли себя христианами. Нетрудно догадаться, что за этим следовало. Христианство уничтожить не удалось.

Если вспомнить совсем недавнюю историю Русской Православной Церкви, то перед нами предстанет уменьшенная копия ранней истории христианства. После октябрьской революции 1917 года начались гонения на Церковь. Многие священники, монахи и епископы были сосланы, расстреляны; священнослужителей распинали в храмах на Царских вратах, заливали в рот расплавленный свинец и многое другое, о чём тяжело писать. В 1932 году Союз воинствующих безбожников принял пятилетний план, в котором намечал в первой год добиться закрытия всех духовных школ, во второй – провести массовое закрытие храмов, запретить написание религиозных сочинений, в третий год – уничтожить всех священнослужителей, и т. д. Но вновь Православие возродилось. Открываются и реставрируются храмы.

Ни одна религия мира не распространялась в таких условиях. Любая религия или секта распространялись достаточно спокойно, в естественных условиях. Либо это учение импонировало человеческим страстям, как язычество, либо – основатель культа пользовался уважением общества, как Будда, или играли роль серьёзные капиталовложения, как у современных новоявленных культов сектантского типа (с другой стороны, у человека, втянутого в секту, формируется сознание своей исключительности и гордости). Но когда размышляешь над феноменом распространения христианства, всегда встают вопросы: как двенадцать некнижных рыбаков и их последователи, не обладая знатностью происхождения, какими-то значительными материальными средствами, в условиях жесточайших гонений, проповедуя то, что идёт вразрез со всем тем, чем живёт мир, смогли распространить христианство? Как смогла выжить Русская Православная Церковь в эпоху страшных гонений? Если христианство – человеческое измышление, то почему оно несёт в себе силу Воскресения? Так и приходит на память вышеприведённая цитата из Деяний Святых апостолов: «И ныне говорю вам: …если это предприятие – от человек, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его…».

Настоятель Крестовоздвиженского собора

игумен Антоний (Таньков)