В епархиальной библиотеке в отдельный подраздел собраны проповеди священнослужителей Русской Православной Церкви. В преддверии великого двунадесятого праздника Крещения Господня предлагаем читателям сайта проповедь митрополита Иоанна (Вендланда) – выдающегося иерарха, церковного дипломата, ученого-геолога, духовного писателя и проповедника. Митрополит Иоанн в течение семнадцати лет управлял Ярославской и Ростовской епархией, а последние пять лет жизни пребывал здесь на покое. Отошел ко Господу 25 марта 1989 года, похоронен в ограде Федоровского собора в Ярославле. Проповеди митрополита Иоанна были изданы в Ярославле в 1995 году. Они отличаются богословской глубиной и одновременно простотой изложения, понятны простым прихожанам. Современные священнослужители часто берут их за образец в своих проповеднических трудах.
Предлагаемое Слово, включенное в упомянутый сборник проповедей, публикуется по книге: «Крещение Господне. Слова. Поучения. Проповеди» (Издательство Московской Патриархии, 1998). Книга имеется в библиотеке Рыбинской епархии. В нее вошли также поучение из Пролога и Слова на Крещение следующих проповедников:
-
Святителя Амвросия, епископа Медиоланского
-
Митрополита Платона (Левшина)
-
Митрополита Филарета (Амфитеатрова)
-
Святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского
-
Святого праведного Иоанна Кронштадтского
-
Протоиерея Алексия Мечева
-
Святейшего Патриарха Пимена (Извекова)
-
Архиепископа Серафима (Соболева)
-
Митрополита Леонида (Полякова)
-
Митрополита Антония (Блюма)
-
Протоиерея Родиона (Путятина)
-
Протоиерея М. Поторжинского
-
Священника М. Д. Смирнова;
-
а также статьи С. В. Булгакова и игумена Георгия (Тертышникова).
Митрополит Иоанн (Вендланд)
Слово на праздник Крещения Господня. О святой воде
19 (6) января 1989 года
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Тридцать лет Господь наш Иисус Христос ничем себя не проявлял – жил домашней жизнью.
В это время особое движение совершалось в народе – теперь бы мы это назвали массовым крещением. Тогда люди приходили к Иоанну Крестителю и получали от него обрядовую сторону крещения, т. е. погружение в воду. Святой Иоанн Креститель предупреждал людей о том, что его крещение не является таинством: «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф.3:11).
Он пророчествовал о Христе и говорил, что Христос вместе с крещением совершит и полное перерождение человека: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11).
Господь силен возродить человека и без помощи воды, но Он избирает воду как необходимое вещество.
Может быть, это происходит потому, что вода с самого начала творения служила Божию домостроительству. Вспомним, что в начале мироздания «Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2).
И вот Христос приходит на Иордан, где было много людей, много воды и где люди принимали крещение от Иоанна. Как будто подражая этим людям, крестился и Христос. Но происходит нечто совершенно иное: когда Христос выходил из воды, разверзлись Небеса, Дух в телесном виде, как голубь, сходил на Него, и глас был с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мк.1:11). Поэтому праздник Крещения Господня еще называют Богоявление. Последствия его были огромны. «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поеден был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни» (Лк.4:1–2). Происходит борьба с дьяволом и победа над ним. Дьявол, убедившись в том, что побежден, «отошел от Него до времени» (Лк.4:13).
Христос Спаситель открыто являет Себя народу: благовествует, исцеляет, совершает чудеса. При этом Христос указывает на то, что и нам в деле спасения нужна благодатная вода: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие» (Ин.2:5). В этих словах есть иносказание, но есть и указание на действительную воду. Возрожденный человек сам становится источником благодатной воды: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева поткут реки воды живой» (Ин.7:38).
Недаром Церковь так любит совершать освящение воды. Оно приносит радость, очищение и укрепление. Одновременно происходит видимое и невидимое. Спаситель поощряет нашу любовь к святой воде и говорит: «Кто жаждет, иди ко мне и пей» (Ин.7:37).
Приведем еще пример сильного образа действия святой воды, взятый из Ветхого Завета: Ангел показал Пророку Иезекиилю Храм и город при нем. Далее к востоку располагалась как бы проклятая Богом пустыня. Там были города Содом и Гоморра, там было Мертвое море; и вся эта местность располагалась гораздо ниже Иерусалимских высот, так что вода, текущая с этих высот, обязательно пошла бы в ту пустынную местность. В своем видении Пророк увидел такое орошение пустынной местности, которого на самом деле еще не бывало. Потом Ангел обратил внимание Пророка на то, что «из-под порога храма течет вода на восток». Ангел пошел по течению воды на восток, «в руке держал шнур и отмерил тысячу локтей, и повел меня по воде; воды было по лодыжку. И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: видел, сын человеческий? И повел меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришел назад, и вот, на берегах потока много было дерев по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет поток, все будет живо там… У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а литься на врачевание» (Иез.47:1–12).
Видите, дорогие братья и сестры, как в нашей жизни образы указывают на реальность и сам реальность не может быть выражена полностью без образа. Поэтому будем с благоговейным трепетом присутствовать на водоосвящении, принимать святую воду и стараться жить той духовной жизнью, которая «скачет в жизнь вечную» (из ектении на Великое водоосвящение).
Аминь.