По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Храмовый комплекс Рождества Христова и Илии Пророка, с. Арефино

Адрес: Ярославская обл., Рыбинский район, село Арефино

Настоятель — протоиерей Андрей Касицын. 

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл


Храм Рождества Христова

Закладка нового каменного храма состоялась в 1784 году на месте прежде бывшей деревянной Димитриевской церкви, а через пять лет, в 1789 году, строительные работы были закончены. В этом же году состоялось освящение настоятелем рыбинского собора протоиереем Михаилом Сосниным теплого придела во имя великомученика Димитрия Солунского, устроенного в трапезной части нового храма. В приделе был использован иконостас и иконы старого Димитриевского храма. В мае 1793 года последовало разрешение об освящении и главного престола церкви в честь Рождества Христова. При этом ветхую деревянную Рождественскую церковь дозволялось разобрать с употреблением «леса из оной на построение деревянной церковной ограды». Освящение новой церкви, на новом антиминсе, было совершено по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения (Верещагина) в июне 1793 года настоятелем рыбинского собора протоиереем Михаилом Сосниным. Им же была составлена опись новоустроенной церкви, которая нам позволяет сегодня судить о её внутреннем убранстве.

Купола и вся церковь в те годы были покрыты тесом и выкрашены красной краской, железное же покрытие «с опайкой купола» было выполнено только в 1804 году. Довольно поместительный алтарь храма размером 7,1 х 7,1 метра освещался четырьмя окнами, имел над святым престолом сень местами украшенную золоченой резьбой.

Четырехъярусный иконостас имел гладкую основу вызолоченную «по местам двойным золотом» и резные золоченные царские врата с традиционными написанными красками изображениями «Благовещения» и четырех евангелистов. С правой стороны царских врат находилось ростовое изображение Спасителя, с предстоящими в молении преподобными Сергием и Варлаамом. Поля иконы были украшены медным окладом, а образ Спасителя серебряными венцом и цатой. Далее в местном ряде помещался храмовый образ Рождества Христова, украшенный десятью серебряными золочеными венцами и одной цатою. Рядом находилась южная дверь с изображением на ней архидиакона Лаврентия. Завершали местный ряд иконы Иоанна Предтечи с «басебным» серебряным венцом и житийный образ святителя Николая Чудотворца с 13 серебряными венцами и цатою.

С левой стороны царских врат местный ряд продолжал образ Успения Пресвятой Богородицы с тремя серебряными золочеными венцами. Далее помещался образ Иоанна Богослова с медным золоченым венцом и далее северная дверь с изображением на ней архидиакона Стефана. Завершали местный ряд с этой стороны две иконы с изображением на одной из них пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, а на второй — великомученицы Параскевы Пятницы с изображением в клеймах её страданий.

Над царскими вратами была устроена резная сень, в которой находилось изображение Тайной Вечери, по сторонам которой располагались иконы двунадесятых праздников. Над сенью установлены два резных ангела с рипидами.

Третий ярус иконостаса состоял из деисусного чина с изображением апостолов, а четвертый составляли только три иконы пророческого ряда. Кроме центральной иконы Божией Матери «Печерская» здесь находились изображения двух пророков: Соломона и Давида. Выше образа Божией Матери в золоченом клейме был изображен Господь Саваоф, а завершало композицию иконостаса резное Распятие Иисуса Христа с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом, написанных красками. В среднем куполе находилось живописное изображение Коронования Божией Матери.

По обеим сторонам солеи были устроены клиросы столярной работы, выкрашенные красками с двумя заклиросными иконами, помещенными в киоты: «Воскресение Христово» с двунадесятыми праздниками и Казанская икона Божией Матери. 

При строительстве новой каменной церкви, строители и благоукрасители старались всегда украсить новый храм вновь написанными иконами, установить в конечном итоге новые иконостасы и киоты. В таком случае, после упразднения и разборки прежде бывшей деревянной церкви оставалось большое количество старых, нередко обветшавших икон, которые по обычаю устанавливали в новую каменную церковь, размещая их на стенах трапезной и в прочих местах. Потом, по прошествии времени, некоторые из них поновляли и оставляли в церкви или переносили в приходские часовни, а большую часть окончательно обветшавших икон просто помещали в кладовку. Так получилось и при упразднении деревянной Рождественской церкви в селе Арефино, когда старые иконы были установлены в новой каменной церкви, по южной и северной стене в два ряда, а на западной стене в один ряд. Это были иконы апостольского, пророческого и праотеческого рядов старого иконостаса общим количеством 51 икона. В теплой трапезе, которая соединялась с храмом через деревянные двери со стеклянной аркой, находились 12 разных икон.

Композиция церкви Рождества Христова традиционно ориентирована по оси «запад-восток». Квадратный в плане четверик имеет с востока алтарь со скругленной восточной стеной. С запада к четверику пристроена небольшая, безстолпная трапезная и квадратная в плане ярусная колокольня. Южный и северный фасады четверика имеют почти равные им по ширине сильно выступающие ризалиты. Завершенные треугольными фронтонами, они вызывают ассоциации с портиками, придавая постройке некоторую торжественность. Четверик венчает широкая световая ротонда, перекрытая сферическим куполом. Желание строителей и прихожан сохранить традиции древнерусской архитектуры в сооружаемом храме, выразилось в необычном сочетании купольной ротонды эпохи классицизма с традиционным пятиглавием. Центральную главу на световом барабане здесь дополняют установленные по краям купола ещё четыре луковичных главки на высоких тонких барабанах. Такая композиция выглядела необычно и несколько наивно, но в провинции это был не единичный случай, правда, в Рыбинском уезде подобных примеров больше не было.

Нижний ярус колокольни был оформлен с трех сторон двухколонными портиками тосканского ордера. Прорезанный открытыми арками второй ярус колокольни имел кубическую форму со скромным оформлением, а вот третий ярус, где размещались колокола, привлекал внимание не только своей восьмигранной формой, но и необычной граненой кровлей, увенчанной сложной композицией из восьмигранного барабана и луковичной главы на тонкой шее с перехватом. В целом весь архитектурный ансамбль церкви Рождества Христова представлял собой довольно любопытную картину несколько наивного сочетания в одной постройке форм, характерных для разных стилей.

При освящении церкви в 1793 году на колокольне было шесть колоколов, из них самый большой весил всего 560 килограмм, но в последующие годы колокольный набор пополнялся новыми колоколами. В 1863 году на средства, пожертвованные петербургской купчихой 1-й гильдии Екатериной Поповой, был отлит в память её мужа купца Григория Попова, самый большой из них, весом в 4223 килограммов. Всего на колокольне церкви в 1919 году было семь колоколов полным весом 7,52 тонны.

Из документов следует, что церковь Рождества Христова имела в теплой трапезной только один придел, а ранее намечавшийся к постройке придел Иоанна Предтечи не был устроен из-за тесноты трапезной. В 1824 году при переделке пола в трапезной церкви придел был перенесен с левой стороны на правую (южную) сторону. При этом был изготовлен и установлен новый иконостас, престол и жертвенник. В декабре 1885 года в приходе села Арефино было создано церковно-приходское попечительство, задачей которого стал сбор средств для ремонта приходских церквей.

В январе 1886 года на общем собрании попечительства обсуждали вопрос ремонта церкви Рождества Христова и уже в феврале этого же года, была объявлена подписка, по результатам которой в приходе было собрано 933 рубля. На эти средства был произведен ремонт интерьеров церкви. Заново был выкрашен светло-голубой краской главный иконостас, на нем была заново позолочена резьба, иконные рамы, а колонны отделаны под светло-голубой мрамор. Кроме этого были заново позолочены заклиросные киоты, напрестольная сень в алтаре и поновлены с позолотой иконы иконостаса. Так же в летней церкви был заменен чугунный пол деревянным, с уборкой под ним лишнего мусора и устройством для вентиляции специальных продухов. Была полностью уничтожена старая стенная живопись, и церковь была заново расписана с покраской стен голубым колером и масляными белилами оконных рам и дверей.

Церковь Илии Пророка

Как мы уже отмечали выше, в приходе существовала деревянная летняя церковь великомученика Димитрия Солунского, упраздненная за ветхостью, на месте которой в 1784 году была заложена новая каменная церковь Рождества Христова. Сегодня трудно определить время построения той деревянной церкви, но можно предположить, что это событие произошло в конце XVII века и не факт, что это была первая деревянная церковь на этом месте.

При вновь выстроенной каменной церкви, как мы помним, был устроен теплый Димитриевский придел, освященный в 1789 году, богослужения в котором проводились в зимнее время. По прошествии времени и увеличения численности прихода этот придел стал тесен для многочисленных молящихся и в 1842 году священнослужителями и прихожанами было подано прошение о разрешении в их селе построить новую каменную теплую церковь во имя святого пророка Илии. В июне этого года разрешение было получено и надзор за построением новой церкви поручен местному прихожанину господину Сабанееву, а в строительный сезон 1843 года все работы по возведению храма были уже закончены.

Новая Ильинская церковь, сохраняя традиционное трехчастное членение архитектурных объемов, имеет фасады, оформленные в стиле позднего классицизма. Западный фасад, в центре которого располагался парадный вход, имеет четырехколонный тосканский портик с треугольным фронтоном. Стены трапезной и прямоугольного алтаря рустованы и прорезаны высокими окнами с полуциркульными перемычками. Кубической формы четверик основного объёма двухсветный, с одинаковыми северным и южным фасадами. В композиции каждого из боковых фасадов доминирует большое полукруглое окно «второго света» в филенчатом обрамлении. Верхние углы четверика имеют круглые ниши, в которых размещались росписи. Под полукруглым окном расположена ниша с тремя окнами нижнего света, разделенными тосканскими пилястрами, при этом над центральным окном расположен сандрик на кронштейнах, а над боковыми окнами — продолговатые ниши. Любопытно завершение купола на низком глухом барабане, выполненное в виде стилизованной главы, посаженной на декоративный световой фонарик кубической формы.

Прежде бывший в летней церкви зимний Димитриевский придел был перенесен в новый зимний храм, где уже размещался не в трапезной, а в алтарной апсиде, рядом с главным алтарем.

Помещения церкви отапливались тремя изразцовыми печами, имели выбеленные стены и своды, а в 1861-1862 годах Ильинский храм был расписан стенной живописью на церковные средства и пожертвования петербургской купчихи Екатерины Поповой. Работы были исполнены иконописцем Пошехонской Адриановой слободы Александром Семеновичем Брусняковым. Им же был перекрыт другим колером и фон иконостаса и поновлена его резьба. В 1884 году иконостас главного алтаря весь заново вызолочен червонным золотом вместе с резьбой, а иконостас придела великомученика Димитрия Солунского также капитально отремонтирован и выкрашен с очисткой и позолотой резьбы. При этом поновлены иконы обеих иконостасов с позолотою фона.

В 1884 году усердием и средствами церковного старосты крестьянина Алексея Синицина были поновлены обе церкви и устроена новая церковная ограда с угловыми башнями, отмеченными печатью романтизма. Прежде вокруг кладбища и церквей находилась ограда с деревянным палисадником на кирпичных столбах.

Церковной земли при церквях села Арефино значилось 36 десятин, из которых 33 десятины были заняты пашней и покосом, и вся она, была обозначена на общем плане крестьянских дач вотчины помещиков Мамоновых. Качество земель члены причта оценивали как весьма скудное, но более всего беспокоило отсутствие леса, из-за чего дрова приходилось покупать, или заготовлять с помощью коллективных «помочей», «которые по расходам почти равнялись их покупке». Ежегодно по селениям прихода, которые располагались на расстоянии до 10 верст от церкви, собиралась новь в виде ржи и овса, в количестве 10-15 четвертей. В 1863 году в арефинском сельском правлении, под надзором волостного старшины была открыта школа, где обучались дети крестьян вышедших из крепостной зависимости графа Мамонова. На средства крестьян и содержалась школа, в которой обучали чтению, письму, закону Божию и отчасти арифметике. Для жительства причта были выстроены два церковных дома, где проживали священники, а у диакона и псаломщиков дома имелись собственные.

Расположенный около главной торговой площади крупного села, архитектурный ансамбль церквей включал не только культовые постройки, но и часть зданий, отдаваемых по приговору крестьянского общества в наем с передачей дохода в пользу церкви. Среди них были деревянные торговые лавки на площади у церковной ограды, две каменные кузницы на окраине церковной земли, и, особая «красильная изба» для покраски тканей.

В советское время новой властью были изъяты 11 920 рублей церковного и причтового капитала, национализированы церковные дома и изъяты церковные ценности общим весом более 12 килограммов серебра. Церковь Рождества Христова была закрыта в 1930-е годы, а зимняя Ильинская церковь — в 1941 году. В последующие годы арефинские храмы, несмотря на просьбы общественности, не сохранили церковную ограду, утратили колокольню и долгие годы использовались для нужд детского интерната под столовую и спортивный зал. В 1996 году церкви были переданы религиозной общине и, началось их постепенное восстановление силами местного населения и средствами благотворителей.

В храме проходят регулярные богослужения и беседы с верующими, выставки и концерты в честь церковных праздников и чтимых святых.


Престольные праздники:

  1. 7 января - Рождество Христово.
  2. 2 августа - день памяти пророка Илии.

  3. 8 ноября - день памяти великомученика Димитрия Солунского.

Духовенство

Андрей Касицын
Протоиерей

Андрей Касицын

Фотогалерея