Рассказ протоиерея Василия Мозякова, настоятеля Васкресенского собора г. Романова-Борисоглебска, о паломничестве в Сербию, Хорватию и на Корфу в октябре 2019 года.
Прошлой осенью милостию Божией мне вновь довелось сопровождать нашего Владыку Вениамина в его паломничестве – на этот раз в Черногорию и Хорватию и – традиционно − на Корфу. Как обычно, оно было очень насыщено и динамично, мы много увидели, встречались с очень многими замечательными людьми, священнослужителями, иерархами. А главное – все наше паломничество было осенено благодатью и наполнено молитвой. Все побуждало к молитве – посещение храмов, мест подвигов святых, служение литургии, панихиды, молебны на святых местах, многочисленные святыни… По возвращении было чувство сильной физической усталости – перелеты, движение на машине, множество встреч, общений… Но духовно всякий раз после таких паломничеств переживаешь очень сильный подъем, и каждое по-своему обогащает. Когда возвращаешься, понимаешь, что ты − как бы сосуд наполненный…. Я так устроен, что не сразу запоминаю имена, названия мест, даже святыни, у которых приходится бывать, молиться. Для меня важны даже не сами факты − важно прожить событие на том или ином месте.
Вена
Наше паломничество в Черногорию началось со столицы Австрии Вены. Мы прилетели сюда 19 октября, встретил нас наш знакомый Дмитрий Георгиевич, и мы поехали к нему домой − в Братиславу. Этот город находится в Словакии. Дмитрий Георгиевич показал нам Братиславу, старинный замок. Переночевав, утром вернулись в Вену на раннюю литургию в храм Николая Чудотворца – кафедральный собор Венской епархии Русской Православной Церкви. Этот храм был построен в самом конце XIX века как посольский, при этом значительная сумма на строительство была пожертвована императором Александром III…
После литургии нам устроили обзорную экскурсию по Вене, которая оказалась неожиданно очень интересной, и я отметил для себя, что Вена заслуживает большего внимания, полдня − этого недостаточно. Очень красивый город с богатой историей. Да и с духовной точки зрения стоит с ним познакомиться поближе...
Следующую ночь мы провели в Альпах. С утра совершив небольшую прогулку в горы, направились в Черногорию.
Черногория
Будимлянско-Никшичская епархия
На территории Черногории расположена Черногорско-Приморская митрополия Сербской Православной Церкви, которую возглавляет митрополит Амфилохий (Радович). Центр митрополии находится в монастыре в городе Цетине. Наш же путь лежал в Будимлянско-Никшичскую епархию, в город Никшич, где нас уже ждал епископ Иоанникий (Мичович). Резиденция епископа находится в монастыре Джурджеви Ступови (Георгиевские столбы) близ г. Беране, но есть резиденция и в Никшиче − самом крупном городе епархии, − где мы и остановились.
Владыка Иоанникий – выдающийся архиерей, и не только в связи с его богатырским ростом, но и – главное – по своим духовным качествам. Он – духовное чадо митрополита Амфилохия, его воспитанник. Производит впечатление – как сейчас часто говорят – «духовного» архиерея. Хотя, конечно, это не совсем точно, потому что все архиереи должны быть духовными. Точнее сказать – духоносного, молитвенного, благодатного…
Владыка Иоанникий – поборник Православия и верный сын своей Родины. Мы убедились в этом, узнав, что Владыке очень не нравится название Монтенегро, как называют Черногорию в Европе. Он так об этом высказывается: «Кто хочет быть монтенегрийцем, тот пускай им будет, а мы настоящие черногорцы…»
Принимали нас всюду как родных, хотя мы приехали в первый раз и многих людей видели впервые. Вообще в Черногории с искренней любовью принимают верующих из России…
Первая наша литургия в Черногории − в древнем монастыре Косиерево 22 октября 2019 г., в праздник святого апостола Иакова и Святого Стефана Сербского (слепого). Этот монастырь основан в XIV веке, в настоящее время он находится в селе Петровичи, неподалеку от границы с Герцеговиной, в 40 км от Никшича. Сюда он был перемещен в 1966 году из-за устройства искусственного водохранилища на реке Требишнице.
Отмечаем, что в храме много мужчин, возраст молящихся средний – моложе чем у нас. Хотя в этот день был праздник, но, с другой стороны, − будний день, многие работают… Благодатная простота − несколько отличная от красоты наших торжественных богослужений. Там нет такой торжественности, витиеватого пения, но есть какая-то другая трогательная красота…
В этот день в монастыре совершалась молитвенная память мучеников − членов вучедольской бригады JWUO, которые в этот день в 1944 году были убиты на поле Граха коммунистами. Владыка Вениамин вместе с епископом Иоанникием в сослужении духовенства епархии совершили Божественную литургию в церкви святого апостола Луки, где похоронены останки погибших. Поле литургии − панихида, поминали погибших на поле Граха, а также и всех пострадавших в эти годы в окрестных землях.
На панихиде епископ Иоаникий произнес слово, которое запомнилось. Он рассказал, что многие останки мучеников, погибших на поле Граха, остались незахороненными, под зданиями, которые после войны были возведены на этом месте. Вспомнил и о русских святых и особенно о святых новомучениках XX века, отметив, что епископ Вениамин принес с собой их благословение и любовь, и это для них очень дорого. Русские и сербы очень близки не только по вере, но и по общим культурным корням, общей истории; сербский народ с благодарностью помнит покровительство России в прошедшие века…
В тот же день, 22 октября, в сопровождении владыки Иоанникия, мы посетили Пивский монастырь, расположенный на берегу озера Пиво. Раньше он располагался в поселке Старый Плужине, оказавшемся в зоне затопления при строительстве плотины Мратине. Чтобы спасти главный храм монастыря, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, его разобрали по камням и аккуратно перенесли на новое место, на 3,5 километра выше. Вспомнились наши затопленные святыни: Молога, Леушино, многие другие святые места – к сожалению, мы не смогли их спасти…
Город Котор
На следующий день, 23 октября была намечена поездка в город Котор. Отправились с утра на машине. Это древний город, по архитектуре и планировке напоминающий старый Иерусалим. Церковь Святого Николая − единственная православная церковь Котора, в которой богослужения совершаются ежедневно. Здесь расположена ризница Сербской Православной Церкви, где хранятся иконы, архивные документы, рукописные и первопечатные книги. Есть библиотека и древлехранилище.
В Которе нас встретил протоиерей Михаил Бацкович. Отец Михаил является Президентом Братства православной молодежи Черногории и не раз приезжал в Россию. Он показал нам город. У храма нас встретил настоятель протоиерей Момчило Кривокапич − проповедник, педагог, психолог, частый гость передачи «Спрашивайте священника» на радио «Светигор», один из самых известных и любимых священников Черногорско-Приморской митрополии… Владыку также пригласили на радио Светигор, где он имел случай рассказать черногорцам о святынях и святых Рыбинской епархии, о праведном воине Феодоре Ушакове, хорошо известном и почитаемом в Черногории, о восстановлении храма на его родине – храма в котором святой крестился…
В тот же день мы побывали в городе Баре. В храме Йована Владимира, построенном в последние годы, привлекают внимание росписи стен, напомнившие нам по стилю и световой гамме фрески нашего храма священномученика Вениамина в Романове-Борисоглебске… На стенах изображены мужчины в светских костюмах начала XX века, стриженные, с маленькими бородками – новомученики. В Черногории знают и чтут русских святых XX века, у них много и своих новомучеников…
В Острожском монастыре помолились у мощей святителя Василия Острожского – святого XVII века, одного из наиболее почитаемых в Сербии…
В 15 км от Острожского монастыря, по дороге из Никшича в столицу Черногории Подгорицу расположен город Даниловград… Это название нас заинтересовало, потому что и у нас в Рыбинской епархии есть город Данилов, основанный князем Даниилом Московским (†1303). И второй титул епископа Рыбинского − Даниловский… В Черногории был свой князь Даниил, который, по преданию, основал этот город в средние века…
Цетинский монастырь
24 октября, в день празднования памяти апостола Филиппа, мы отправились в город Цетине, в монастырь в честь Рождества Богородицы – резиденцию черногорских митрополитов. Главные святыни этой древней обители XV века – св. мощи святителя Петра Цетиньского, а также ковчежец с десницей Св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего Креста Господня – святыни, вместе с иконой Божией Матери Филермской до 1919 года находившиеся в Гатчинском соборе. На следующий день в Русской Православной Церкви празднуется память перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя… С виду случайное совпадение, то в подобных паломничествах, как и вообще в жизни верующих людей, ничего не бывает случайного…
В тот же день мы побывали в соборном храме Воскресения Христова в столице Черногории городе Подгорице.
Хорватия
На следующий день, 25 октября, нам предстояло расставание с гостеприимной Черногорией − с утра на машине мы отправились в Хорватию. Ехали по территории Боснии и Герцеговины. По пути встречались православные храмы, некоторые из них несли на себе следы разрушений… Здесь в 1992−1995 годах, после распада Югославии, шла война, погибло много православных сербов…
Город Пакрац − центр Славонской епархии Сербской Православной Церкви, располагающейся на территории Хорватии. У соборного Троицкого храма нас встречал владыка Иоанн (Чулибрк), по приглашению которого мы и приехали в Хорватию. Было уже темно. Храм во время войны находился на линии обстрела, и штукатурка на его стенах до сих пор выщерблена от пуль, снарядов. Мы видели эти следы войны. Храм оштукатурен с одной стороны, а с другой, с которой велся обстрел, установлены леса.
Епископ Славонско-Пакрацкий Иоанн – в прошлом военный, парашютист, он несколько раз приезжал в Рыбинск поклониться местам, связанным со св. воином Феодором Ушаковым, почтить его память. Владыка дружит с мэром города Рыбинска Денисом Валерьевичем Добряковым… С большим трепетом относится к книгам, у него большая библиотека при епархии, есть хранилище, книги систематизированы. В здании недалеко от храма, несколько залов, есть старинные книги. Показал нам все, что для него особо дорого...
Следующий день, 26 октября, выпал на субботу. Он начался для нас литургией в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ясеноваце. Во время Второй мировой войны здесь был лагерь смерти – самый крупный из созданных фашистами-усташами и немецкими оккупантами на территории Хорватии. Недалеко граница с Боснией и Герцеговиной, проходящая по реке Саве. Место массовых убийств заключенных находится на другой стороне реки, на территории Боснии и Герцеговины. Обреченных на смерть людей переправляли через Саву на баржах и паромах и там убивали. Чтобы не было слышно выстрелов, обычно убивали ножами.
Православный храм Рождества Иоанна Предтечи в Ясеноваце раньше был монастырским. Монастырь, основанный в XVIII веке, был разорен в 1941 году, и на его территории расположился концентрационный лагерь Ясеновац. После Второй мировой войны был восстановлен храм Рождества Святого Иоанна Предтечи – сначала как приходской. В настоящее время при нем организована женская община, возрождается монастырь.
Отслужив литургию, мы отправились на место захоронений. Там сейчас мемориальное кладбище − ухоженное поле. На этом поле − колоссальное количество захоронений времен Второй мировой войны… Огромная территория, где погребено около 600 − 700 тысяч человек, среди них около 83 тысяч сербов. Мы прошлись тропинкой и на ходу служили панихиду…
В этот же день мы отправились в Белград, чтобы оттуда самолетом вылететь на Корфу. В воскресенье молились за литургией в соборе святого Саввы Сербского. Попрощались с Дмитрием Георгиевичем – он поехал домой, а мы с Владыкой полетели на Корфу.
Корфу
На Корфу мы задержались лишь на два дня. Нам посоветовали посетить монастырь Божией Матери Кира (что в переводе означает «Господа Ангелов») на юге острова, где живет один монах – отец Иаков, духовное чадо известного нам настоятеля монастыря «Кассиопитра» архимандрита Поликарпа (Зервоса). Отец Иаков − русский по корням, говорит на русском, некоторое время подвизался на Афоне.
Раньше здесь был женский монастырь, где подвизалась почитаемая в Греции праведница Анастасия Босоножка. Она скончалась не так давно − 22 сентября 1979 года, перед кончиной приняв схиму. Могилка Анастасии была почитаема и по молитвам старицы совершались чудеса. Недавно ее останки были обретены. В Греции обретение мощей не связано с прославлением, и сейчас останки Анастасии обследуются, они располагаются в отдельном помещении, куда попасть не просто – ключей нет даже у отца Иакова. Сохранилась старая олива с дуплом в человеческий рост, куда человек свободно заходит. Точнее, это даже не дупло, а помещение в виде беседки в стволе старого дерева. Анастасия там молилась, и во время ее молитвы из дупла исходил свет.
На следующий день мы навестили отца Поликарпа, и отец Иаков подъехал к нам. Вместе мы беседовали. Батюшка уделил нам много времени, дал возможность обо всем поговорить.
На Корфу я дважды служил Божественную литургию в храме святителя Спиридона, и вечером мы молились там.
С о. Афанасием
После службы зашли в расположенный рядом Предтеченский храм. Здесь служил еще в сане иеромонаха известный в России архиепископ Никифор Феотокис, Корфу − это его родина. Затем он потрудился в России в сане архиерея и скончался в Даниловом монастыре в Москве в 1800 году. Там он и похоронен. Греки чтут своего соотечественника, и у них возникла теплая дружба с братией Данилова монастыря. В этом храме нам показали могилу одного из воинов св. Феодора Ушакова. Настоятель храма протопресвитер Афанасий Коккинопулос рассказал нам, что по преданию, погиб он, защищая св. Феодора Ушакова от нападения злоумышленнников. На надгробной плите в ограде надпись: «Российского флота капитан-лейтенант Савицкий».
Под водительством новомучеников
После возвращения из этого паломничества я сразу же должен был ехать в Санкт-Петербург на торжества по случаю 190-летия со дня рождения св. прав. Иоанна Кронштадтского. И тут пришлось вновь вспомнить о погибших героях − моряках, защищавших родину. Торжества проходили в Кронштадте, в Морском Никольском соборе, которые был построен как храм-памятник погибшим морякам. На его стенах запечатлены имена моряков, погибших на службе с 1796 по 1917 годы: 12000 имен на черных мраморных досках. А на мраморных белых досках в алтаре выбиты фамилии четырнадцати священнослужителей, погибших при исполнении своих обязанностей.
По окончании торжеств мне пришлось задержался в Санкт-Петербурге по делам – ожидая, пока закончат реставрацию иконы, чтобы забрать ее. И мы с матушкой, воспользовавшись свободным временем, побывали на Пискаревском мемориальном кладбище, где в блокаду были похоронены тысячи погибших людей – как бы в продолжение паломничества по местам, связанным с массовыми репрессиями XX века, начавшегося в Черногории… А еще раньше мы с Владыкой были в Казахстане – на месте страдания тысяч узников Карлага. Мы посетили музей, который располагается в бывшем здании администрации лагеря...
Эти все переживания собираются воедино, и я еще не осмыслил до конца, для чего Господь дает мне возможность прожить все это вместе, так концентрированно… Вся наша Русская земля полита кровью и христианских мучеников, и воинов − защитников нашей Родины в годы Великой отечественной войны и в прежние годы и века… По сути воины − это были те же христиане, подвижники, готовые, по Евангелию, отдать жизнь за други своя, ихже имена Ты, Господи, Сам веси…
Осень выдалась насыщенная именно такими событиями и впечатлениями, связанными с трагическими событиями прошлого века и подвигом многих людей. Все паломничества совершались как бы под водительством новомучеников...
Россия все еще в свете
Владыка Иоанникий как-то напомнил нам пророчество сербского святителя Мардария Ускоковича, который в 30-х годах прошлого века, в темноте большевизма, пророчески говорил о России, что она все еще в свете, и что она воскреснет…
Трудно, наверное, было поверить в это тогда, трудно и сейчас, когда − все это чувствуют − давление зла все усиливается. Но святые имели основания так говорить, они видели этот свет своим внутренним зрением. Этот благодатный свет тихо струится от возрождаемых из руин святынь, из глубин верных Господу сердец и сейчас, как и во все времена…
В течение нашей поездки в Черногорию, Хорватию и на Корфу было много встреч, бесед, и всякий раз, конечно, вставал болезненный вопрос о церковной ситуации на Украине. Все, с кем мы встречались, поддерживают каноническую Украинскую Церковь. Отец Поликарп заметил, что враг настолько завладел умами человеческими, что они умудряются таким образом стравить верующих, устроить раскол – в результате одного необдуманного решения. Один поступок − и столько вреда… Все этим обеспокоены, все молятся, чтобы был мир, чтобы было принято правильное решение, найден выход…
В современном мире войны ведутся на листе бумаги, в социальных сетях, в компьютере. Кто умеет красивее описать ситуацию, кто завладел умами, кто сумел убедить, тот и победил. Но, к счастью, народ еще чувствует, где подлинно, а где ложь… И дай Бог, чтобы и здесь глаза не закрывались…
Вспоминаются подобные же мысли, высказанные и епископом Иоанникием, и нашим владыкой Вениамином. Они оба отмечали, что и русский, и сербский народы в глубине души сохранили православную веру. И хотя сейчас нас всячески стараются отклонить от традиционного пути, религиозное чувство народа остается в глубине неповрежденным. Сбывается слово учителя Церкви Тертуллиана о том, что кровь мучеников − это семя для новых христиан. Мы испытываем на себе это слово − новомученики помогают нам в нашем современном служении. А мы, священнослужители, призваны в первую очередь проповедовать Слово Божие… Мы ощущаем это особенно тогда, когда восстанавливаем разрушенные храмы − всегда особенно благодатным бывает восстановление храмов, в которых служили святые новомученики и исповедники…