Исполнилось 170 лет с момента освящения рыбинского Спасо-Преображенского собора. За эти годы настоятелями главного городского храма были выдающиеся «строители тайн Божиих». Они не только сами представляли образец добродетельной подвижнической жизни, но вместе с тем являлись мудрыми кормчими церковного корабля в ответственные исторические моменты. Таков был и протоиерей Иосиф Ширяев. Пролистаем несколько публикаций о нем в газетах.
Иосиф Ширяев родился в 1830 году, его отец Климент Ширяев служил диаконом в селе Георгиевское на Касти Даниловского уезда. Семья была скромная и жила в бедности, несмотря на это отец Иосиф «почерпнул для себя воду живую, извлек драгоценное сокровище»[1], которое украшало всю его жизнь и деятельность. Сокровище это – сердечность и правда. Бедняк от рождения, он всегда был братом бедняку, и добрый, смиренный товарищ богатому. В школьные годы зарекомендовал себя с лучшей стороны, его любили как одноклассники, так и преподаватели. Видимо, он давно уже решил для себя вопрос о своем будущем, после учения в школе продолжил образование в Ярославской духовной семинарии. По окончании курса в семинарии поступил в Московскую духовную академию, «из скромной среды воспитания он имел в своем сердце обильный запас той животворной воды, которая освежала его разум»[2].
– Чем гордиться, когда я из села, – говорил он. – Гордиться разве тем, что я сын отца диакона. Все дальнейшее – дарование Божие.
Это был его постоянный жизненный принцип, усвоенный им от дней ранней юности.
В 1854 году он окончил Московскую духовную академию со степенью магистра богословия. В том же году определен профессором богословских наук в Ярославскую духовную семинарию, в которой служил до 1870 года. Одновременно был преподавателем истории и географии в Ярославском училище девиц духовного звания и Сиротском доме. Он отличался тем, что смотрел на ученика как на себя. И юношеские сердца любили и чтили его.
В 1864 году, оставаясь профессором семинарии и преподавателем в названных учреждениях, принял сан священника и был определен к Ярославской градской Сретенской церкви. Честь и любовь сердца снискали ему расположение прихожан этого храма. Здесь он проявил себя ревностным проповедником слова Христова. Честь и слава его разнеслась по окрестностям.
4 ноября 1869 года на 62 году жизни скончался известный проповедник и духовный писатель протоиерей Родион Тимофеевич Путятин. Нелегко решался вопрос о достойном кандидате на вакантное место настоятеля. На заседании городской думы почти единодушно решили пригласить настоятелем собора священника Сретенской церкви из Ярославля Иосифа Климентьевича Ширяева.
8 июля 1870 года, при служении Его Высокопреосвященства Архиепископа Ярославского и Ростовского Нила, отец Иосиф в Ярославском Казанском монастыре возведён в сан протоиерея и определён в Рыбинский собор. Через три дня в соборе состоялась первая Божественная литургия, где отец Иосиф с амвона с проповедью обратился к прихожанам:
«С благоговейным трепетом я осмеливаюсь возвысить свой учительный голос под сводами этого дивно-благолепного храма, с этого священного места, откуда так недавно лились обильным потоком благоглаголивыя, полные духа и силы речи моего знаменитого предшественника, коего имя всей Православной России сделалось соименной простоте учительского слова. Сознаю, сколь трудно и ответственно для меня будет преемствование ему. Ободряю и укрепляю себя лишь верою и упованием на помощь Небесного Домовладыки, который призвал меня в час сей на делание в вертограде Своем сем. Говорит мне: “– мужайся!” – и ваша долготерпеливая любовь, взыскавшая своим вниманием пастырскую свирель моего благовествования о Христе, которую я вдалеке от вас и еще так недолго и так малоискусно руководил вверенным мне малым стадом на пажити духовного питания и возвращения всяческих во Христа. Эта уверенность в избрании Божием и в долготерпящей любви, взыскавшей мою немощь на служение своим духовным нуждам, дает мне мужество теперь же сказать и предреканию о мне, ещё живущему во граде сем: братия, потерпите мне: в открывающемся моем служении, в начинающемся моем хождении пред лицем вашим – и моей и вашей Христианской любви представляется широкое поприще для ея упражнения в подвиге высоком – немощи немощных носите и не себе угождати, но ближнему – к созиданию во благое! Мои достоинства слишком ничтожны для того, чтобы я мог ими прикрыть свои слабости и недостатки. Те и другие будут пред лицем всех, потому что я доселе не мог научиться трудному для меня искусству скрытности и притворства. И умоляю как любовь, ко мне радеющую, так и пререкающих о мне, умоляю всех любовью Божией ко всем нам, – быть не строгими только, но и любовно-терпящими судиями моих первых усилий к достойному хождению в новом моем звании и в новой, почти совершенно безвестной, для меня среде. Как обыкновенно бывает со всяким во всяком новом деле, и мне, конечно, придется быть жертвой ошибок неопытности в начальствовании, не дальнозоркости, нетерпеливости и проч. Я уже давно предвидел этот тяжкий труд и эту борьбу; о них я уже сокрушался; но не на покой я и обрекал себя, когда отдавался званию призывавших меня на служение во граде сем.
Да будет же от всех нас, всегда и во всем благодарение Богу, - и Он, даяй семя сеющему и изводяй делателей на нивы Своя, да возращает в обилии жита правды нашея, да богатимся во всяку простоту и незлобие(2 Кор. 9, 10, 11), и кротость наша да будет разумна всем человеком. Мир и Божие благословение да приосеняют всех нас на открывающемся теперь новом для меня поприще совокупного с вами соделывания своего спасения о Христе! Аминь»[3].
Проповедь отца Иосифа, всегда глубоко прочувствованная, литературно обработанная, блистала безупречностью слога и была исполнена особенной силы и выразительности. Кто видел его на кафедре в пышный расцвет его проповеднической деятельности, в период семидесятых годов, у того сохранилась в памяти его величавая фигура, тот помнит и этот вдохновенный проникающий взор и то надолго неизгладимое впечатление, которое оставалось после его убежденного слова и восторженной речи. Не было, кажется, ни одного более или менее знаменательного события в жизни Рыбинска. Деятельность отца Иосифа на церковном поприще в Рыбинске отличалась в то же время и высокопросветительным значением и, наряду с тем, носила характер плодотворного общественного служения.
В этом же году он был избран председателем комитета Николаевской богадельни, состоявшей под покровительством Императорского человеколюбивого общества. С октября он был избран директором Рыбинского тюремного отделения.
Председательствующий директор Рыбинского отделения тюремного комитета ходатайствовал о награждении протоиерея Иосифа Ширяева за примерный труд. На сем отношении последовала резолюция Его преосвященства: «За многолетнюю примерную и безвозмездную деятельность по Рыбинскому тюремному Комитету, изъявить Протоиерею Иосифу Ширяеву признательность и благодарность Епархиального Начальства со внесением оных в формулярный его список, и сию его, Протоиерея Иосифа Ширяева, заслугу тюремному Комитету иметь ввиду при представлениях к срочным наградам лиц Духовного ведомства»[4].
Отец Иосиф был утверждён благочинным над градскими церквами и сотрудником духовного попечительства. О деятельности и участии отца Иосифа в жизни города и о его высоком духовном авторитете говорят благодарственные письма от городской думы, награды по духовному ведомству:
20 марта 1872 года за усердную службу награждён наперсным крестом.
19 июля 1874 года утверждён членом Уездного училищного совета, а 23 августа 1875 – законоучителем мужской гимназии. 1 апреля 1879 году за отлично усердную службу по Духовному ведомству награждён орденом Святой Анны 3-й степени.
1 апреля 1879 года получил знак Красного Креста в память войны 1876-1877 гг.
10 февраля 1882 года определён благочинным собора. За отличную усердную службу награждён орденом Св. Анны II степени.
27 марта 1882 года за отлично усердную службу, засвидетельствованную Священным Синодом, награждён орденом Св. князя Владимира IV степени.
Указом Правительствующего Сената по Департаменту герольдии он лично и его дети причислены к потомственному дворянству и записаны в 3-й части родословной дворянской книги 11 июля 1887 года[5].
В 1875 году, когда открылась рыбинская классическая прогимназия, протоиерей Иосиф Ширяев из любви к делу просвещения юношества занял место законоучителя. В течение 16 лет был на этой должности в прогимназии, а затем и в рыбинской мужской гимназии. По воспоминаниям гимназистов это был человек очень умный и очень сердечный. Гимназисты его любили, вероятно, потому, что он сам любил детей. Старался формировать в юном сознании гимназистов положительные качества личности, такие, как доброта, добродушие, веселость, оптимизм. Отец Иосиф принципиально не ставил ни четверок, ни тем более троек по Закону Божиему, был примером в нравственном смысле и для учеников, и для преподавателей.
В 1884 году побуждаемый той же самой любовью к юношеству, он принял на себя безвозмездно обязанности председателя педагогического совета в Рыбинской женской гимназии. За время своего наставничества в мужской и женской гимназиях протоиерей Иосиф Ширяев был педагогом в лучшем значении этого слова. И настолько привлекал к себе сердца детей и внушал им любовь к преподаваемому предмету, что бывали случаи, когда воспитанники, окончившие курс в гимназии, оставляли дальнейшее светское образование и шли в духовную академию.
Иосиф Климентьевич Ширяев за время своего служения в Рыбинске был не только примерным служителем алтаря и талантливым проповедником слова Божия, но и истинным радетелем о нуждах народного образования и образцовым общественным деятелем. Он не был лишь партийным сторонником одной церковной приходской школы, но стоял вообще за широкое народное образование. Девизом его всю жизнь были слова: «Откуда бы свет истинного учения ни сиял, только бы сиял. Чрез кого бы этот свет не прорывался в народные темные массы, чрез духовного или светского наставника – это не важно, лишь бы сильнее прорывался и ярче сиял»[6].
Он с амвона во всех благовременных и удобных случаях своим красноречивым словом всегда призывал к щедрой благотворительности своих слушателей, будил в них чувства, склонял их сердца к добру, к взаимной любви в христианском значении этого слова. Возникновение многих благотворительных обществ тесно связано с именем священника Иосифа Ширяева. В одном он был учредителем, в другом – деятельною силою среди членов совета, в третьем – председателем правления. Все эти общества, вызванные к жизни по его инициативе, развивались и процветали. В летописях насаждения и развития благотворительности в Рыбинске отец Иосиф занимает видное и почетное место.
Отец Иосиф скончался 21 мая 1899 года, 24 мая по желанию прихожан был погребен в притворе малого Никольского собора, рядом со своим приснопамятным предшественником протоиереем Родионом Путятиным.
Чин погребения был совершен в Рыбинском Преображенском соборе, Божественная литургия отличалась особой торжественностью, в ней принимали участие 39 священников, в том числе профессор богословия Демидовского юридического лицея протоиерей Н. А. Тихвинский, а также преподаватель Ярославской духовной семинарии Г. Н. Преображенский, начальник Ярославской губернии гофмейстер Высочайшего двора Б. В. Штюрмер и многочисленное количество верующих города Рыбинска.
[1] ЯЕВ №23 от 8 июня 1899 г. С. 343.
[2] ЯЕВ №23 от 8 июня 1899 г. С. 344.
[3] ЯЕВ №29 от 22 июня 1870 г. С. 246.
[4] ЯЕВ №4 от 23 января 1880 г. С. 26.
[5] ГКУЯО ГАЯО, г. Рыбинск. Ф. 182. Оп. 1. Д. 372.
[6] ГКУ ЯО ГАЯО. Северный край. 1899. №168. С. 3.