По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Поучения протоиерея Родиона Путятина. Проповедь в Неделю Крестопоклонную

Разное
Протоиерей Родион Путятин (1806-1869) — единственный рыбинский проповедник, поучения которого много раз были изданы в дореволюционной России. Священник был настоятелем Спасо-Преображенского собора, как благочинный церквей города Рыбинска освятил несколько рыбинских храмов. Известны и опубликованы более трехсот его проповедей. Одну из них, посвященную Неделе Крестопоклонной Великого поста, мы публикуем сегодня.


Начиная мое слово к вам, я сделал на себе крестное знамение. Так и вы, слушатели-христиане, при различных случаях делаете. Мы так привыкли с детства к этому обычаю, что редко когда обращаем на него должное внимание. И потому рассмотрим теперь, что это значит, что мы делаем на себе крестное знамение, и для чего мы его делаем.
     Крест с того времени, когда Иисус Христос был распят за нас на кресте, сделался неотъемлемой принадлежностью Иисуса Христа. Посему, когда мы делаем на себе знамение крестное, то этим показываем и как бы говорим о себе: я христианин, я Христов, я во Христа верую, я на Христа надеюсь и уповаю, я Христу служу, последую, я Христом себя украшаю, я во Христа облекаюсь. Таким образом, по знамению крестному, которое мы на себе делаем, всякий может узнать, что мы христиане. Знамение крестное есть внешний отличительный знак христианина.
     Для чего мы делаем на себе крестное знамение? Мы делаем знамение крестное на себе, или крестимся, во-первых, для того, чтобы знамение это на нас видел Бог. Да, слушатели, Бог видит, когда мы крестимся, когда делаем на себе знамение крестное. А из вас некоторые крестятся кое-как, поспешно, небрежно, без всякого внимания? Грешно так креститься; надобно креститься со вниманием, с мыслью, с благоговением; клади крест, как святыню, как Христа Самого. Скажешь, сила не в кресте? Нет, в кресте сила, и сила большая, когда ты крестишься надлежащим образом, с верой, с мыслью, с благоговением.
     Крестное знамение есть тот знак, по которому Бог обращает Свое милостивое внимание к нам, за который Он изливает спасительную благодать Свою на нас. Крестное знамение есть та печать, с которой Бог принимает прошение от нас. По крестному знамению Бог узнает, чью молитву слушать и исполнить. Молиться с крестным знамением – значит молиться, просить от имени, от лица Иисуса Христа. Я не сам пришел, меня Иисус Христос послал к Тебе, Господи, и что действительно так, вот на мне печать Его – крестное знамение.
     Если же, по твоему понятию, сила не в кресте, то для чего же ты крестишься? Или уж вовсе ты не делай на себе крестного знамения – и тогда все будут знать, что ты не христианин; или делай, как должно, без поспешности, с благоговением, с вниманием, с мыслью.
     Итак, мы крестное знамение делаем для того, чтобы привлечь к себе внимание Божие, благодать Божию. Мы делаем крестное знамение еще и для того, чтобы видел это лукавый, враг наш диавол. Да, слушатели, и лукавый пусть видит, когда мы делаем на себе крестное знамение, потому что он не любит этого знамения. Как боится лукавый Иисуса Христа, так он боится и знамения Христова – креста. Крест – самое верное орудие против врага, самая крепкая защита от него, самый острый меч для него. Оградить себя крестным знамением – значит охранить себя силой Христовой от всех нападений лукавого. И не лукавый только бегает от крестного знамения; крестное знамение от всего нам враждебного, неприязненного охраняет, защищает нас. Где знамение крестное полагается, там Ангел Христов защитником остается, хранителем. Бес бежит от крестного знамения, а Ангел притекает на крестное знамение. Да, знамение крестное есть знак, по которому Ангелы видят, кого им защищать, охранять; а злые духи видят, от кого им надобно бежать, отступать. И потому твори крестное знамение с мыслью, со вниманием, как некий щит, охраняющий тебя, как некий меч, поражающий врага твоего.
     Наконец, мы делаем на себе знамение крестное и для того, чтобы перед другими исповедовать Иисуса Христа, распятого на кресте. Да, пусть и люди видят, кого мы исповедуем, в кого мы веруем, на кого мы надеемся, кого любим, кого почитаем. А ты иногда стыдишься сделать крестное знамение! Знаешь ли, какой ты через это грех делаешь? Стыдясь креститься, ты стыдишься, что ты христианин; стыдишься, что ты Христу принадлежишь, во Христа веруешь, на Христа надеешься, Христа почитаешь, любишь! Нет, бойся стыдиться при людях делать крестное знамение; не стыдись признаваться, что ты Христов, иначе Иисус Христос постыдится признать тебя Своим на Страшном Суде и откажется принять в Царство Небесное.
     Итак, вот для чего мы крестимся: чтобы показать, что мы христиане, и чтобы его видел Бог, видел бы Ангел хранитель, видел бы и лукавый, и чтобы люди видели, что мы христиане.
     Заключу слово мое о кресте словами св. Кирилла Иерусалимского. Да не стыдимся исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукой знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чаше, из которой пием. Да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов. Аминь.

Святые и святыни

Протоиерей Родион Путятин

Известный всей России и за ее пределами духовный проповедник родился в 1807 году в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губернии. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии, в 1835 году он был рукоположен во иерея и преподавал словесность в Ярославской семинарии. В 1845 году отец Родион был переведен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор с назначением протоиереем и благочинным всех церквей г. Рыбинска.