По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

В Рыбинске почтили память пострадавших во время кампании по изъятию церковных ценностей

Одним из этапов гонения на Церковь в XX веке стала кампания по изъятию церковных ценностей. Массовое изъятие святынь проходило в 1922-1923 году, и поводом этому послужил массовый голод, разразившийся в 1921-1922 годах в городах Поволжья. 23 февраля 1922 года ВЦИК издал Декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих», согласно которому местные власти должны были изъять из храмов все изделия из золота, серебра, драгоценных камней и передать их в Центральный фонд помощи голодающим. После издания Декрета Патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием от 28 февраля 1922 года:

«Мы нашли возможным разрешить церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления… Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах, по отношению к духовным руководителям Церкви, 13 (26) февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды и прочие богослужебные церковные предметы.

С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства, и мы священным нашим долгом почли выяснить взгляд Церкви на этот акт, а также оповестить о сем верных духовных чад наших… Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской церкви и карается Ею как святотатство, мирянин – отлучением от Нее, священнослужитель – извержением из сана…»

Полномасштабная кампания по изъятию святынь развернулась и в Рыбинской губернии. В марте 1922 года к верующим обратился епископ Рыбинский Борис (Соколов): «Нет никакого греха в том, если мы заменим золото и бриллианты стеклом и деревом, не все ли равно, с какими предметами совершать богослужения?».

Однако Рыбинск, как и множество других городов страны, показал глухое неприятие верующими и духовенством проводимой кампании. Иногда протестующих было немного, но бывало и по-другому, когда комиссии по изъятию церковных ценностей сталкивались с более серьезным противодействием. Так, из документов комиссии следует, что конфликт возник в Спасской церкви г. Рыбинска, «где первоначально же церковный совет не пожелал считаться с мнением Комиссии, а посему работа была остановлена и часть членов совета вместе с настоятелем были приглашены на Политбюро». Отмечались и другие конфликты – в Никольском на Шексне, Пошехонье, Весьегонске, Краснохолмском и Мологском уездах.

8 июня на заседании президиума обсуждали обнаруженные случаи сокрытия ценностей. Под иконостасом в Югском Дорофеевом монастыре были обнаружены спрятанные наперстные кресты и ризы с икон. После этого сразу последовали аресты. В результате кампании в Рыбинской губернии был арестован 21 человек, в том числе и правящий архиерей епископ Борис (Соколов) – настоятель Югского Дорофеева монастыря. К середине июня 1922 года было завершено следствие по делу о сопротивлении Рыбинского духовенства изъятию церковных ценностей.

22 июля 1922 года был вынесен приговор, согласно которому 13 человек освободили из-под стражи, а семерых – осудили. Владыка Борис был осужден на 7 лет, священник Спасской церкви протоиерей Василий Всехсвятский – на 5 лет, епископ Угличский Серафим (Самойлович) – на 3 года. Остальные получили срок от 1 до 2 лет, двое были осуждены условно на 6 месяцев.

В память об этом событии 22 июля 2022 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Рыбинска состоялось богослужение. Божественную литургию совершил епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин в сослужении благочинного Рыбинского городского округа протоиерея Дионисия Растопчина, протоиерея Павла Кравченко, иереев Иоанна Шилова, Олега Ананских и Сергия Метлина. Также в память о пострадавших во время изъятия церковных ценностей была совершена лития.

Владыка Вениамин обратился к молившимся с архипастырским словом:

«Сегодня мы вспоминаем печальное событие – арест многих рыбинских и угличских священнослужителей и мирян, в том числе епископа Бориса, которому в результате следствия дали 7 лет, и священномученика Серафима, который получил 3 года. Хотелось бы отметить, что когда осужденных провожали в тюремный дом, жители города осыпали дорогу цветами – все понимали, что это была напраслина. Священнослужители и миряне приняли эти страдания и тем самым показали нам, какой может быть стойкость в вере. Нам с вами тоже нужно хранить веру Православную и, главное – своим примером, делами свидетельствовать о том, что мы христиане, что мы верны Евангелию и святой Православной Церкви».

Протоиерей Дионисий Растопчин обратился к прихожанам с проповедью:

«Мы удивляемся той многогранной святости, которую имеют люди, живущие со Христом. Но в то же время мы видим, что, как когда-то Каин поднял руку на брата своего, точно так же происходит во всякое время воздействие на святых от людей, которые не принимают Бога. Голод 1921-1922 года не просто разделил общество, но и показал, кто друг, а кто враг. Любая беда порождает умение не только преодолевать себя, но и видеть, кто на самом деле – твой друг».

По окончании богослужения для всех желающих была проведена экскурсия, посвященная истокам и ключевым событиям рыбинской кампании по изъятию церковных ценностей.

Информационный отдел Рыбинской епархии

Фотогалерея

Отделы епархии

Приходы