Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Покровское-на-Сити
Адрес: Ярославская область, Брейтовский р-н, с. Покровское-на-Сити
E-mail: alexandr.vkr@yandex.ru
Настоятель — иерей Александр Кравченко.
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл
Храм Покрова Пресвятой Богородицы – один из немногих сохранившихся храмов, связанных с историческим сражением русских воинов против монголо-татарского войска на реке Сить в 1238 году. Одно из мест этой судьбоносной битвы находится в непосредственной близости от села Покровское. Ежегодно 17 февраля в храме проводится торжественная служба в память о павших воинах.
До XIX века в селе существовала деревянная церковь. В 1808 году на её месте был возведён величественный каменный храм. В храме – три престола: Покрова Божией Матери, пророка Илии и святителя Николая.
Здание церкви поражает своими внушительными размерами и богатством отделки. Над его возведением трудились высококвалифицированные мастера – каменщики, плотники, лепщики и кузнецы. Строительство храма стало делом престижа для местных торговцев, членов артелей, судостроителей и прославленных на всю округу плотников-сицкарей. Благодаря их усилиям и мастерству, храм Покрова стал подлинным украшением страны сицкарей, заметно выделяясь среди других церквей региона.
Архитектурно храм построен по классической трёхчастной схеме: четверик, трапезная и колокольня. В его строительстве прослеживаются два этапа, разделённые, вероятно, значительным промежутком времени. Этим, возможно, объясняются некоторые непропорциональности архитектуры, в которой соединились элементы разных периодов церковного зодчества.
В облике храма явно прослеживаются элементы традиционного сицкарского деревянного зодчества, воплощённые в камне. Лопатки и наличники апсиды в храмовой части выполнены в стиле барокко. Пояс декоративных арок под навесом крыши и гранёные барабанные завершения несут отпечаток архитектуры рубежа XVII–XVIII веков.
Величественное пятиглавие храма увенчано большими коваными крестами искусной кузнечной работы. Сдержанная в декоративном оформлении трапезная, как и колокольня, своей протяжённостью нарушает общий пропорциональный строй здания. Вероятно, это связано с последовательностью строительства: сначала был возведён сам храм, затем – трапезная, а позже, на некотором расстоянии, – колокольня, которую впоследствии соединили с храмом путём удлинения трапезной.
Подобный способ поэтапного строительства встречается и в других храмах – в Старом Некоузе и в Марьине на реке Ильдь. Но если трапезная Покровской церкви почти лишена декоративных элементов, то её колокольня представляет собой настоящую энциклопедию архитектурных и декоративных решений, воплотивших представления заказчиков о красоте и стиле.
Колокольня состоит из четырёх ярусов-четвериков, уменьшающихся в размерах по мере возвышения, и украшена объёмными декоративными элементами. Особого внимания заслуживает цоколь колокольни, выполненный из массивных гранитных блоков длиной более двух метров, скреплённых между собой свинцовыми стяжками. Колонны, обрамляющие каждый ярус и сужающиеся кверху, усиливают ощущение масштабности и грандиозности всего сооружения.
Фасады четверика увенчаны широкими деревянными фронтонами – приём, характерный для церковной архитектуры западной части Ярославской губернии. В случае с Покровским храмом это также отражает особое мастерство сицкарей в работе с деревом и их желание интегрировать этот материал в конструкцию каменного здания. Декоративные элементы щедро распределены по всему зданию: на фронтонах, сандриках, в завершениях четвериков над арками ярусов и в нишах. В этом изобилии разностильного декора также прослеживается связь сицкарей с традициями деревянного зодчества, где постройки часто обильно украшались резными деталями.
Трагическая страница в истории храма началась в 1930 году, когда колхозным собранием было принято решение о закрытии Покровской церкви за неуплату налога. Служивший здесь отец Иоанн обратился к верующим с просьбой собрать необходимые средства, и храм на короткое время удалось отстоять. Однако 15 июля 1930 года священник был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область, где впоследствии скончался.
В 1930-е годы храм всё же был закрыт и превращён в зернохранилище. В расположенном поблизости доме священника оборудовали спортивный зал местной школы. В 1960-х годах в храме произошёл пожар, нанёсший значительный ущерб зданию.
Восстановительные работы начались в конце 2000-х годов. Сегодня в храме регулярно совершаются богослужения, проводятся торжественные мероприятия, посвящённые дню памяти святого благоверного Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича и всех героев Ситской битвы.
Особо почитаемой святыней храма является Иверская икона Божией Матери.
Святой и подвижник благочестия – священномученик Иоанн Рудинский
Рудинский Иван Иванович родился в 1867 году в селе Покровское-на-Сити. После окончания Ярославской духовной семинарии он вернулся в родное село и принял приход. В 1918 г. в Покрово-Ситской волости вспыхнуло крестьянское восстание против мобилизации в Красную Армию, и отца Иоанна, храм которого находился на территории этой волости, позже неоднократно обвиняли в совершении молебнов по просьбам восставших и призывах к активной борьбе с оружием в руках. Он избежал расправы, попав в больницу. В 1920 году отец Иоанн был арестован органами власти «за оскорбление должностного лица». Затем уже народным судом в 1926 году приговорен к денежному штрафу за «нарушение правил отделения Церкви от государства». А в 1929 – за «укрытие коровы».
В 1929 году, когда началась массовая кампания по закрытию церквей и обложению высокими налогами церковного имущества, храм обложили непомерным налогом, и в 1930 колхозным собранием было постановлено церковь закрыть за неуплату налога. Тогда отец Иоанн обратился к верующим с просьбой собрать необходимые средства: «Православные, вы видите, как тяжело жить пастырям вашим, как берут с нас налоги представители советской власти, помогите нам... иначе мы должны будем уйти». На этот раз храм удалось отстоять, причем сам священник отдал все, что у него было, и стал голодать. Прихожане принесли ему хлеба. К этому времени с церквей начали сбрасывать колокола. И эта скорбь была для батюшки тяжелее голода. Благодаря прихожан за участие, он сразу переводил их внимание на трагедию Церкви. «Вы теперь принесли мне хлебушка, спасибо, но не забывайте православную веру. По деревням ходят и хотят снять с церкви колокола, тогда она будет, что человек без языка». «Вот, православные, – со скорбью говорил священник, – приходит конец света, храмы Божии скоро закроют. Начинают сначала с колоколов, а потом и до зданий дойдет».
В феврале 1930 года отца Иоанна и служивших вместе с ним священника Иоанна Афонского и диакона Гавриила Неробова арестовали по обвинению в «противодействии мероприятиям советской власти на селе». Отец Иоанн Афонский и отец Гавриил были приговорены к трем годам ссылки в Северный край, а Иоанн Рудинский был освобожден «за недостаточностью улик». После освобождения, в конце марта 1930 года, отец Иоанн вернулся в родное село, но храм был захвачен обновленческим священником, церковный совет – переизбран. От предложения изменить Православию и служить вместе с обновленцем отец Иоанн отказался. 15 апреля 1930 года состоялось собрание верующих Покровской церкви, которое отвергло поддерживающий обновленцев церковный совет и ходатайствовало об освобождении отца Иоанна Афонского и диакона Гавриила. Собрание поддержало отца Иоанна Рудинского и вынесло решение: «Не желая состоять в обновленчестве, просить РИК дать разрешение на следующее собрание для восстановления всех старых членов совета и причта». Эта история и послужила причиной ареста отца Иоанна. 15 июля 1930 года его арестовали и отправили на три года в Северный край, в Архангельскую область, на Лоденскую базу №9 Северлеса. Там отец Иоанн скончался 11 ноября 1930 года. 27 декабря 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви отец Иоанн Рудинский был канонизирован.
Духовенство
