По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Покровское-на-Сити

Адрес: Ярославская область, Брейтовский р-н, с. Покровское-на-Сити

E-mail: alexandr.vkr@yandex.ru

Настоятель — иерей Александр Кравченко.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл


Это один из немногих сохранившихся храмов, связанных с битвой русских воинов с монголо-татарами на реке Сить в 1238 году (одно из мест сражений находится рядом с селом Покровское). Каждый год 17 февраля, в день памяти воинов, павших в битве, в храме проходит служба. До XIX века в селе была деревянная церковь. Её в 1808 году заменила каменная. 

В храме – три престола: Покрова Божией Матери, Илии Пророка и Святителя Николая. Здание церкви внушительно по размерам, богато отделкой. Над возведением храма трудились высококвалифицированные каменщики, плотники, лепщики, кузнецы. Его строительство было делом престижа местных торговцев, артельщиков, знатных судостроителей и известных на всю округу плотников. Они старались, чтобы получилось самое лучшее. Так и вышло – храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы стал украшением страны сицкарей, отличающимся от церквей, стоявших вокруг. 

Он построен по трёхчастной схеме: четверик, трапезная, колокольня. В стройке прослеживаются два этапа, между ними мог иметь место значительный промежуток по времени. Возможно, поэтому архитектура храма местами непропорциональна, в ней соединены элементы двух периодов церковного зодчества. Можно предположить, что к этому было добавлено немного элементов сицкарского деревянного зодчества, только исполненного в камне. Что сделало храм уникальным. Лопатки и наличники апсиды и храмовой части идут от образцов архитектуры барокко. Пояс декоративных арок под навесом крыши и гранёные барабанные завершения несут отпечаток архитектуры рубежа XVII-XVIII веков. 

На высоком пятиглавии установлены большие кованые кресты кузнечной работы. Сдержанная в декоре трапезная, как и колокольня, своей протяжённостью нарушает общий пропорциональный строй. Возможно, причина в том, что сначала был построен храм, потом – трапезная, а позже, чуть в стороне, колокольня, которую соединили с храмом путём продления трапезной. 

Подобный способ строительства встречается и в других храмах – в Старом Некоузе, в Марьине на реке Ильдь. Но если трапезная почти лишена декора, то колокольня собрала множество композиционных и декоративных решений, которые были выполнены исходя из возможностей заказчиков и их представлений о красоте и стиле. Она представляет собой четыре убывающие вверх поставленные друг на друга четверика с объёмными деталями. Цоколь колокольни выполнен из гранитных блоков длиной более двух метров, они связаны между собой свинцовыми стяжками. Колонны по сторонам каждого яруса с сужением вверху усиливают масштабность и грандиозность постройки. Кроме величественности создатели храма в Покровском обратили внимание на многочисленные детали. 

Фасады четверика завершены широкими деревянными фронтонами. Приём завершения каменных церквей деревянными конструкциями был известен в западной части Ярославской губернии; здесь же, видимо, не обошлось без особого умения сицкарей работать с деревом и желания включить его в конструкцию храма. Декор везде – по фронтонам, сандрикам, в завершении четвериков над арками ярусов, в нишах. В обилии разностильного декора также могла найти отражение связь сицкарей с деревом – свои деревянные постройки они часто украшали декором, порой даже перенасыщали им здания. Для сравнения: внешне очень схожая с покровской колокольня церкви Троицы в Старом Некоузе не имеет такого декора, может быть, по той причине, что это уже не страна сицкарей. 

В 1930 году колхозным собранием было постановлено закрыть Покровскую церковь за неуплату налога. Служивший здесь отец Иоанн обратился к верующим с просьбой собрать необходимые средства, и храм удалось на время отстоять. Однако 15 июля 1930 года Иоанн был арестован, отправлен в ссылку в Архангельскую область, где умер. А храм всё-таки закрыли в 1930-е годы, в нём сделали хранилище зерна. В стоящем рядом доме священника оборудовали спортзал местной школы. В 1960-х в храме случился пожар.

Восстановительные работы начаты в кон. 2000-х.

Богослужения проводятся регулярно. Проводятся торжественные мероприятия, посвящённые дню памяти святого благоверного Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича и всех героев Ситской битвы.

Чтимая икона - Иверская Икона Божией Матери.

Святой и подвижник благочестия - Священномученик Иоа́нн Рудинский

Рудинский Иван Иванович родился в 1867 году в селе Покровское-на-Сити. После окончания Ярославской Духовной семинарии вернулся в родное село и принял приход. В 1918 г. в Покрово-Ситской волости вспыхнуло крестьянское восстание против мобилизации в Красную Армию, и отца Иоанна, храм которого находился на территории этой волости, позже неоднократно обвиняли в службе молебнов по просьбам восставших и призывах к активной борьбе с оружием в руках. Он избежал расправы, попав в больницу. В 1920 году отец Иоанн был арестован органами власти “за оскорбление должностного лица”. Затем уже народным судом в 1926 году приговорен к денежному штрафу за “нарушение правил отделения Церкви от государства”. А в 1929 – за “укрытие коровы”.

В 1929 году, когда началась массовая кампания по закрытию церквей и обложению высокими налогами церковного имущества, церковь обложили непомерным налогом, и в 1930 колхозным собранием было постановлено церковь закрыть за неуплату налога. Тогда отец Иоанн обратился к верующим с просьбой собрать необходимые средства: “Православные, вы видите, как тяжело жить пастырям вашим, как берут с нас налоги представители советской власти, помогите нам... иначе мы должны будем уйти”. На этот раз церковь удалось отстоять, причем сам священник отдал все, что у него было, и стал голодать. Прихожане принесли ему хлеба. К этому времени с церквей начали сбрасывать колокола. И эта скорбь была для батюшки тяжелее голода. Благодаря прихожан за участие, он сразу переводил их внимание на трагедию Церкви. “Вы теперь принесли мне хлебушка, спасибо, но не забывайте православную веру. По деревням ходят и хотят снять с церкви колокола, тогда она будет, что человек без языка”. “Вот, православные, – со скорбью говорил священник, – приходит конец света, храмы Божии скоро закроют. Начинают сначала с колоколов, а потом и до зданий дойдет”.

В феврале 1930 года отца Иоанна и служивших вместе с ним священника Иоанна Афонского и диакона Гавриила Неробова арестовали, по обвинению в «противодействии мероприятиям советской власти на селе». Отец Иоанн Афонский и отец Гавриил были приговорены к трем годам ссылки в Северный край, а Иоанн Рудинский был освобожден “за недостаточностью улик”. После освобождения, в конце марта 1930 года, отец Иоанн вернулся в родное село, но в нем храм был захвачен обновленческим священником и переизбран церковный совет. От предложения изменить Православию и служить вместе с обновленцем отец Иоанн отказался. 15 апреля 1930 года состоялось собрание верующих Покровской церкви, которое отвергло поддерживающий обновленцев церковный совет и ходатайствовало об освобождении отца Иоанна Афонского и диакона Гавриила. Собрание поддержало отца Иоанна Рудинского и вынесло решение: “Не желая состоять в обновленчестве, просить РИК дать разрешение на следующее собрание для восстановления всех старых членов совета и причта”. Эта история и послужила причиной ареста отца Иоанна. 15 июля 1930 года его арестовывают и отправляют на 3 года в Севрный край, в Архангельскую область, на Лоденскую базу N9 Северлеса. Где он и умирает 11 ноября 1930 года от непосильного труда. 27 декабря 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви отец Иоанн Рудинский был канонизирован.

Духовенство

Александр Кравченко
Иерей

Александр Кравченко

Фотогалерея