По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Троицкий приход, с. Троица

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Воздвигнут на средства прихожан в 1810 году. Имел семь колоколов, самый большой весил 5113 кг. Все колокола утрачены вследствие проводимой большевистскими властями так называемой — «колокольной компании».

Один из настоятелей храма протоиерей Сергей Константинович Заварин  причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г.

1 августа 2015 года в день обретения мощей Преподобного Серафима Саровского, село Троица с Пасторским визитом посетил Преосвященнийший Вениамин, Епископ Рыбинский и Угличский. В часовне Всех Святых была совершена Божественная Литургия и молебен с акафистом ко Святому Серафиму Саровскому. Своим визитом Преосвященнейший Вениамин положил начало возрождения церковно-приходской жизни села Троица. С 2015 года службы в колокольне Троицкого храма стали регулярными.

В 2016 году после восстановления часовни во имя Всех Святых, службы стали проходить в ней.

В конце 2016 года на территории прихода была построена звонница и, немного позднее установлены колокола.

27 сентября 2017 года в день Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, при въезде в село был установлен пятиметровый, поклонный Крест.

В настоящий момент здание храма Троицы Живоначальной находится в аварийном состоянии.

История.

При составлении настоящего очерка я, за ограниченностью времени не располагал ни богатством материала, ни собиранием сведений от старожилов, ни другими какими-либо архивными сведениями. Единственными источниками мне служили оставшиеся в памяти церковные документы, в юности моей, в бытность псаломщиком данного села, мною хорошо изученные, но к прискорбию, теперь не сохранившиеся. В 1-й год революции гражданскими властями они были изъяты из церкви и сданы в местные магазины на обвертки, за исключением метрических книг. Имея я под рукой разные календарные сведения дореволюционных времен, пользовался лекциями по истории профессора Ключевского, наконец – свежи были в памяти некоторые народные предания. Детального исследования исторических фактов я не проделал, почему и самый очерк получился сжатым, без достаточной расшифровки материала.

Заметна в нем некоторая непоследовательность в изложении, нет стилистической обработки, найдутся, понятно, и другие недостатки. Так как жизнь моя в данном селе протекала только до революции, поэтому я не располагал данными революционных лет и довел свой труд только до этих годов. С того времени завивается новая жизнь, зарождается новый наклон и, закладываются новые основы нашей дальнейшей слагающейся истории, о которой я предоставлю право писать будущим историкам села Троицкого в Закулжье.

Очерк сей мною написан по твоей просьбе, дорогой брат. Жаль, что ты поздно обратился ко мне со своей просьбой, а я своевременно не догадался оставить на память потомству то не многое, которое так дорого бывает знать каждому отечественику о былых временах нашей седой страны.

Поэтому, прими этот мой труд по-братски, с обычным тебе снисхождением, как дар, приносимый тебе от любящего сердца.

С любовью, преданный тебе брат Адриан. 1963г.

Дорогому брату Павлу Николаевичу Милкову.

Село Троицкое в Закулжье находится на северной оконечности Любимского района в 18 километрах от города Любима. Территория примыкает к соседней Вологодской области и и граничит с селениями ее через так называемый большой лес, который в былые времена считался непроходимым

История этого села берет свое начало в дали веков, в седые времена нашего Отечества и связано не столько с историей Любимского края, сколько с расселением восточных славян по русской равнине.

Исстари веков окрестности села Троица-Закулжье были покрыты дремучими лесами, которые в большинстве своем на большие пространства пересекались болотами с их приземистою растительностью, с веками отмиравшею и образующею таким богатые залежи торфа. В лесах водились пушные звери, болота богаты были пернатым царством, а реки, которые прорезали эти леса, славились обилием рыбы, почему в эти леса и привлекало внимание многих охотников.

Как приходило заселение этого края и в какие времена было положено начало ему, обратился к истории. История говорит, что переселенческие потоки народов шли с юго-запада России на север. Здесь, среди лесов севера, люди искали себе безопасных мест от невзгод юго-запада. Колонизация эта началась еще в домонгольские времена.

С XII-го века, когда татарская орда начала производить опустошительные набеги на Русскую землю, то в силу необходимости, некоторые из далеких предков наших, из Ростовско-Суздальской земли, где они вначале укрепились, стали передвигаться глубже, к северу, в свои новые земли. Иные из них уходили еще дальше, за кулигу (отсюда и Закулжье) и на одном возвышенном бережке лесного ручейка назвали «Починок», от слова «Почин», «Почитать»). А так как таких Починов с течением времени было настроено очень много, то в отличии их друг от друга и присваивалось еще другое какое-нибудь название. Наш Починок в последствии времени был назван «Малютин»

(Для любителя старины расскажу причину этого названия.)

 Народные предание говорит, что город Любим был основан царем Иваном Васильевичем Грозным. Место, при впадении реки Учи в Обнору, где расположен Любим, при лесистом ландшафте того времени было очень пленительным. Здесь пролегала большая проезжая дорога, соединяющая г. Кострому с Вологдой. По этой дороге сей царственный муж три раза проезжал в Вологду и каждый раз подолгу задерживались на этом любимом месте (отсюда и название Любим), где уже тогда существовала небольшая деревенька. Приезжал он сюда и специально для охоты с соколами, отчего там одна из улиц и до сих пор называется «Соколенской», а лес, где он охотился «Соколеной» (теперь там пролегает железная дорога и раскинулась железнодорожная станция Любим). Охотился здесь царь И.В. Грозный не один, а привозил с собой и свою царственную свиту-опричников, во главе которой был кровожадный народный палач Малюта Скуратов. Как-то, однажды этот Малюта Скуратов, увлекшись охотой, зашел далеко в сторону от Любима, где и наткнулся на одну глухую деревеньку- этот самый Починок, здесь он у одной бобылки и проживал некоторое время. С тех пор, за этим Починком и осталось название Малютин.

В конце XV-го века, когда Россия сбросила со своих плеч поработителей-монголов, она постепенно начала крепнуть, возрождаться. Более сильные и влиятельные князья поняли, что причина слабости страны заключалась в ее раздробленности на удельные княжества, поэтому они стали прилагать все усилия для ее централизации, сначала возле города Владимира, а впоследствии, с основанием Московского царства и вокруг Москвы.

С этого времени в лесах севера секира лесоруба все сильней и звучней стала оглашать лесное царство, где предки наши находили много удобств для своей колонизации. Казалось бы, что дремучие леса и болота севера были удобны для жительства одних только диких зверей, но куда бы мы не посмотрели, всюду там видим и первых насельников: юношей и старцев, бельцов и монахов, купцов и царственных сановников, которые меняли свои порфиры на власяницы монаха, оставляли свои дома и богатства и уходили в эти дебри учиться жизни равно ангельской. Так возникли монастыри, а вслед за ними стали возникать и приходские храмы. К ним приходили люди, где они находили себе место и приют и мало-помалу возле этих мест начали обосновываться деревни и постепенно сплачиваться, и создаваться приходская жизнь.

XVI-й век, был веком заселения лесных дебрей Троице-Закулжских окрестностей. В глубь и в ширь от Малютинского Починка показываются новые пришельцы, которые находили себе удобные места для заселения. Надо заметить, что предки наши к этому времени были уже просвещены верою христианскою, поэтому у них скоро возникла нужда в построении для себя храма. В хранившемся в те годы церковном архиве с точностью не установлено было даты построения первого, деревянного храма в селе Закулжье; там говорилось только, что храм этот был очень древним, о начале существования его не помнили даже старожилы и построен он был не во имя Св. Живоначальной Троицы, а во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, за что так же свидетельствуют дошедшие до наших дней приходские Введении праздники многих деревень прихода. Судя поэтому, надо полагать, что деревянный храм существовал не менее 2,5 столетий. В архивных документах церкви говорилось, когда пришел в ветхость деревянный храм, на приходские средства было приступлено к сооружению нового, каменного храма, который был отстроен в 1810-м году, и в строительстве которого принимали участие все прихожане: мужчины и женщины, старые и юные, даже дети, и те находили себе работу в этой постройке. С этого года, для приходской жизни села Троицка-Закулжья открывается новый период, обратимся к нему.

Духовенство

Михаил (Савин)
Иеромонах

Михаил (Савин)

Фотогалерея