По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

«Алтарь Отечества - 2021»

Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского и Рыбинская епархия приглашают к участию в региональном этапе фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества - 2021».

Положение о Ярославском региональном этапе
XV Межрегионального фестиваля-конкурса
«Алтарь Отечества – 2021»

Ярославский региональный этап XV Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» (далее – Конкурс) посвящён в 2021 году 800-летию со дня рождения государственного деятеля и полководца, святого благоверного князя Александра Невского (1221–1263), 20-летию канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова, 80-летию начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Содержание конкурса составляют педагогические проекты по номинациям (темам).

В конкурсе принимают участие школьники и учащаяся молодёжь в возрасте от 8 до 17 лет, а также педагоги школ и колледжей, преподаватели вузов.

Конкурс проводится в заочной и очной формах.

1. Цели и задачи Конкурса.


Привлечение внимания детей, подростков, молодёжи к истории, великим личностям и духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому и его святыням, обогащение духовного мира подрастающего поколения, воспитание нравственных и патриотических чувств, чувства гордости за своё Отечество, сопричастности к его истории, увековечение подвига героев прошлого.

Раскрытие и развитие творческого потенциала подрастающего поколения, педагогов, работающих с детьми и молодёжью, а также детских и молодёжных организаций в реализации социально значимых детских и молодёжных инициатив

Формирование традиционных семейных ценностей.

Задачи:

- знакомство с великими личностями России, её историей и святынями;

- создание среды для творческого общения детских и молодёжных коллективов;

- приобщение юных исполнителей, авторов, мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и искусства;

- выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи;

- повышение профессионального мастерства педагогов, их творческого потенциала;

- содействие развитию дружеских творческих межрегиональных контактов.

2. Организаторы Конкурса.


- Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского,

- Департамент образования Ярославской области,

- Рыбинская епархия,

- Межрегиональное общественное объединение «Алтарь Отечества».

Информационную поддержку Конкурса осуществляют журнал ЯГПУ «За педагогические кадры», сайт Рыбинской епархии.

Председатель Оргкомитета конкурса: Н.И. Лихоманов (Вениамин) – заведующий кафедрой теологии педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский.

Члены Оргкомитета:

С.Г. Макеева – д.п.н., проф., заведующий кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;

С.В.Астафьева, Департамент образования ЯО;

Е.А.Сапегина, директор школы №7 им. Ф.Ушакова (г. Тутаев).

Куратор конкурса: магистрант ЯГПУ им. Ушинского Ирина Дмитриевна Зайцева, моб.т.: 89035080703, 89653268271 - WhatsApp, Viber. Электронная почта: ao.zaitseva@mail.ru.

3. Условия и порядок проведения Конкурса

Конкурс проводится по следующим номинациям:

01 - «Храмы-памятники в честь исторических побед и воинов

02 - «Их имена носят…»

03 - «Героев в музыке прославим!»

04 - «Родина героев»

05 - «Образы воинов в живописи, скульптуре»

06 - «Литературное творчество, художественное слово»

07 - «Непобедимые защитники Родины»

08 - «Вера и верность»

09 - «Благочестивый христианин»

10 - «Память их из рода в род»

11 - «Мудрость как талант»

12 - «Школа- фундамент формирования патриотизма»

Конкурс проводится в 2 этапа.

1 этап: с 1 апреля по 20 мая.

2 этап: с 1 сентября по 1 ноября.

4. Подведение итогов, награждение победителей Конкурса


По каждому этапу конкурса проводится подведение итогов с выявлением победителей, награждением.

4.1. Награждение победителей первого этапа:

26 мая – торжественное заседание посвященное Дню славянской письменности и культуры (ЯГПУ им. К.Д. Ушинского), 8 августа – Фестиваль, посвящённый памяти Ф.Ф.Ушакова (с. Хопылёво, Рыбинский район).

Награждение победителей второго этапа: ноябрь – Епархиальные Рождественские образовательные чтения.

4.2. Победители Конкурса (во всех номинациях) награждаются грамотами, участники – сертификатами участника. Сертификаты и грамоты высылаются на указанную в заявке электронную почту руководителя (взрослого участника). Лауреаты Конкурса награждаются грамотами лично Оргкомитетом.

Призы для победителей (1, 2, 3 место) – памятные подарки. Для желающих будет организована поездка на Фестиваль памяти Ф.Ф. Ушакова в с. Хопылево – малую родину адмирала Ф.Ф.Ушакова

Лауреаты Конкурса имеют право (по рекомендации Оргкомитета и жюри) принять участие в финале Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества» в Балахне и Москве.

5. Финансовое обеспечение Конкурса


5.1. Участие в Конкурсе не предполагает внесение организационного взноса.

5.2. Командировочные (питание, проживание) и транспортные расходы для доставки победителей Конкурса к месту проведения финала в город Балахна Нижегородской области и обратно несут командирующие организации.

5.3. Награждение участников финансируется Оргкомитетом Конкурса.

5.4. Финансирование Конкурса возможно за счёт спонсорских средств, средств органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, и других источников.

6. Условия проведения конкурсов в номинациях


Общие требования к представленным проектам по всем номинациям:

Культура речи выступающего (дикция, эмоциональность, артистизм, внешний вид), общее впечатление от композиции, доступность, красочность.

6.1. «Храмы-памятники в честь исторических побед и воинов»

Исследовательский проект в рамках открытой исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов Ярославской области и других регионов России»).

Требования к проекту: найти информацию о храмах, которые освящены в честь воинов: Александра Невского, Ф.Ф. Ушакова и героев-ярославцев, участников Великой Отечественный войны 1941-1945гг. Рассказать о них, используя любую предложенную форму.

Возможные формы проектов: доклад, мультимедийная презентация, фотосъёмка, макет.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается соответствие поставленной теме исследования, подробность описания храмов, которые носят имена героев, структурированность в подаче материала, оформление работы.

Масштабность: оценивается выбранная форма (доклад, фотосъёмка, презентация, макет), полнота раскрытия темы, количество собранной информации.

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию (оформление проекта в виде виртуальной выставки, галереи, экскурсии, путешествия, сказки и т.п.).

Лучшие работы (призёров и победителей) будут направлены в московский оргкомитет «Алтаря Отечества» по тематике «История и культура храмов Ярославской области и других городов России» для включения в буклет и размещения в МЭШ (Московской электронной школе) и РЭШ (Российской электронной школе).

6.2. «Их имена носят…»

Требования к проекту: найти информацию об объектах (улицах, школах, организациях,музеях, других объектах), которые носят имена Александра Невского, Ф.Ф. Ушакова и героев-ярославцев, участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Возможные формы проектов: доклад, фото-отчет, презентация.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается соответствие поставленной теме исследования, подробность описания объектов, которые носят имена Александра Невского, Федора Ушакова и героев-ярославцев, структурированность в подаче материала, оформление работы.

Масштабность: оценивается выбранная форма (доклад, фото-отчет, презентация), полнота раскрытия темы, количество собранной информации.

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию (оформление проекта в виде виртуальной выставки, галереи, экскурсии, путешествия, сказки и т.п.).

6.3. «Героев в музыке прославим!»

Требования к проекту: создать музыкально-художественную композицию, посвященную героям-воинам Александру Невскому, Федору Ушакову и героям-ярославцам, участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., иллюстрирующую какой-либо факт из их героический жизни. Исполнение песни (мелодии) военно-патриотического характера.

Возможные формы проектов: исполнение песни, музыкально-художественная композиция, музыкально-литературная композиция.

Историческая достоверность: опора на исторические источники (биографию воинов) в подготовки композиции, описание реальных фактов из жизни. Возможен выбор соответствующей песни (канты и гимны 12,18 века, песни военных лет или посвященные Великой Отечественной войне).

Качество исполнения проекта: логичность и целостность композиции, чистота интонирования при пении , пластичность при выполнении танцевальных движений.

Масштабность: оценивается сложность и масштабность композиции, наличие костюмов, декораций, песен, танцев, музыкальных инструментов и т.д.

Креативность:   оценивается наличие собственных стихов, самостоятельно подготовленных костюмов, оригинальность композиции.

6.4. «Родина героев»

Требования к проекту: собрать информацию о малой родине (месте рождения, проживания) и большой (места служения Отечеству и героических боев, проживания в отставке и упокоении). Возможные формы продуктов в результате выполнения проекта: доклад, фото-отчет, презентация, фильм...

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается соответствие поставленной теме исследования, наличие фото- или видеоматериала с родных мест, наличие фактов из детства Александра Невского, Федора Ушакова и героев-ярославцев, участников Великой Отечественной войны, оформление работы, доступность и информативность. Качество съемки и монтажа, если сделан фильм.

Масштабность: оценивается выбранная форма (доклад, фото-отчет, презентация, фильм), полнота раскрытия темы, количество собранной информации.

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию (оформление проекта в виде виртуальной экскурсии, путешествия, репортажа и т.п.).

6.5 «Образы героев в живописи, скульптуре, литературе»

Требования к проекту: найти информацию о картинах, скульптурах и музыкальных произведениях о защитниках Отечества: Александре Невском, Федоре Ушакове, героях-ярославцах, участниках Великой Отечественной войны и представить ее в любой из предложенных форм. Участник может представить собственные рисунки, скульптурные изображения или стихотворения, выполненные в любой форме.   

Возможные формы проектов: иллюстрированное сопровождение, презентация.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнение проекта: оценивается соответствие поставленной теме исследования, подробность описания объектов, структурированность в подаче материала, наличие фотоматериала.     

Масштабность: оценивается полнота раскрытия темы, количество собранной информации и фотоматериала, выбранная форма подачи материала.

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию (оформление проекта в виде виртуальной выставки, галереи, прогулки и т.п.).

6.6. «Литературное творчество, художественное слово»

Требования к проекту: написать оду, песню или стихотворение торжественного хвалебного характера, посвященную подвигам воинов-защитников Отечества. Прочесть патриотическое стихотворение, рассказ, повесть (небольшой отрывок) из произведений известных авторов.

Возможные формы проектов: выразительное чтение литературного произведения или стихотворения, рассказа собственного сочинения.

Качество исполнения проекта: оценивается качество литературного материала, соответствие исполнения выбранному жанру (песня, стихотворение, ода), выдержанный ритм, рифма, логичность и последовательность.

Масштабность: оценивается размер произведения, историческая информативность.

Креативность: оценивается оригинальность текста, наличие выразительных средств (метафор, сравнений, эпитетов, гипербол и т. д.).

6.7. «Непобедимые »

Требования к проекту: собрать информацию о военных победах Александра Невского, Федора Ушакова и героев-ярославцев, участников Великой Отечественной войны, и представить ее в любой предложенной форме.

Возможные формы проектов: доклад, иллюстрированное сопровождение фактов, документов, событий.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается его соответствие поставленной теме исследования, подробность описания военных побед Александра Невского и Федора Ушакова, структурированность подачи материала.

Масштабность: оценивается выбранная форма, полнота раскрытия темы, количество собранной информации.     

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию (оформление проекта в виде карты военных действий, выставки орденов и т. п.).

6.8. «Вера и верность»

Требования к проекту: собрать информацию о жизни, о семейных традициях Александра Невского, Федора Ушакова и представить ее в любой предложенной форме. Найти факты из жизни, подтверждающие непоколебимую Веру в Бога, верность семейным узам, друзьям.

Возможные формы проектов: доклад, иллюстрированное сопровождение фактов, документов, событий.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается соответствие поставленной теме исследования, подробность описания жизни Александра Невского и Федора Ушакова, структурированность подачи материала.

Масштабность: оценивается выбранная форма, полнота раскрытия темы, количество собранной информации.     

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию (оформление иллюстрированного проекта с указанием мест проживания и дальнейшего пребывания. Продолжение семейных духовно-нравственных традиций в жизни потомков.

6.9. «Благочестивые воины»

Требования к проекту: проанализировать жития святого благоверного князя Александра Невского и святого праведного воина Феодора Ушакова.      

Возможные формы проектов: доклад, иллюстрированное сопровождение (житие, иконы, песнопения, храмы, освященные в честь святых воинов Александра Невского и Феодора Ушакова и т.д.). Иноческая жизнь святых.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается соответствие поставленной теме исследования, полнота раскрытия темы, наличие фотоматериалов, интересных фактов.

Масштабность: оценивается выбранная форма, полнота раскрытия темы, количество собранной информации.     

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию (оформление проекта в виде виртуальной экскурсии и т. п.)

6.10. «Родословная героев, их родные»

Требования к проекту: составить генеалогическое древо семей Александра Невского и Федора Ушакова, красочно оформить материал. Представить истории семейных традиций, рассказы о родителях, родственниках.    

Возможные формы проектов: доклад, иллюстрированное сопровождение фактов, документов, генеалогическое древо семьи.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается подробное и грамотное построение генеалогического древа, графическое оформление работы.

Масштабность: оценивается размер древа (количество поколений), подробность, наличие общей информации о близких родственниках.

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта (наличие родственных связей с другими известными личностями, интересные факты из жизни родственников великих воинов).

6.11. «Мудрость как талант»

Требования к проекту: собрать информацию о проявлениях мудрого руководства Александра Невского, Федора Ушакова и представить ее в любой предложенной форме. Раскрыть проявление дипломатических способностей в политической деятельности во благо Отечества.

Возможные формы проектов: доклад, иллюстрированное сопровождение фактов, документов, событий.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается соответствие поставленной теме исследования, подробность описания результатов мудрой политики и стратегического мышления в деятельности Александра Невского и Федора Ушакова как дипломатов, служащих интересам Отечества. Учитывается структурированность подачи материала.

Масштабность: оценивается выбранная форма, полнота раскрытия темы, количество собранной информации.     

Креативность: оценивается наличие творческой новизны в содержании, исполнении или оформлении проекта, интересные формы, творческий подход к заданию, оформление проекта.

6.12. «Школа - фундамент формирования патриотизма» (проект для педагогов).

Требования к проекту: представить разработки уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий в системе дополнительного образования. Возможны проектные задания (в том числе художественные работы), посвящённые воинам, а также литературно-творческие сочинения педагогов.       

Возможные формы проектов: конспект, разработка, программа; рассказ, эссе, стихотворение и пр.

Историческая достоверность: оценивается достоверность предложенных авторами проекта данных, наличие ссылок на используемые источники, авторитетность используемых источников.

Качество исполнения проекта: оценивается новизна, самостоятельность, оригинальность, креативность.

Масштабность: оценивается уровень использования (класс, параллель, школа/колледж/вуз).

Представление проекта: аккуратность оформления.

7. Общие требования к работам

Объем работы не ограничен. Проекты вместе с заявкой на участие необходимо присылать в электронном виде на почту ao.zaitseva@mail.ru

Куратор - Зайцева Ирина Дмитриевна, тел.: 8 (903) 508-07-03 (для звонков), 8 (965) 326-82-71 (WhatsApp, Viber).

Требования к формату и качеству прикрепляемых в электронном виде материалов

При размещении файлов в облачном хранилище необходимо обеспечить открытый доступ к ним. Доступность файлов должна быть проверена на других устройствах.

Ссылка на загружаемый файл должна содержать фамилию и имя участника (например: петров_иван.mp4).

При регистрации по почте необходимо разделить участников пустой строкой, если в одном сообщении высылаются несколько заявок.

Название файла, высылаемого по почте, должно содержать фамилию участника (например: петров_иван.mp4).

Тексты на языках народов России и иностранных языках должны быть представлены в формате, не требующем для прочтения установки специальных шрифтов (например, в формате PDF).

Презентации должны быть представлены в формате PowerPoint. Звуковые файлы должны быть в одной папке с презентацией, гиперссылки должны быть активированы.

Ответственность за качество прикрепляемых материалов несёт участник.

Технические рекомендации по записи видеороликов (видеофрагментов).

Разрешение видеозаписи: 1280x720 (HD), 1920x1080 (FullHD), 4К.

Формат записи: MP4, WMV.

При проведении съёмки камера должна быть стационарно закреплена для исключения дрожания. Съёмка с рук не приветствуется.

Видеосъёмку необходимо вести в горизонтальной ориентации.

Аудиозапись не должна включать посторонние звуки (шум ветра, чужие разговоры и др.).

Перед выступлением на листе формата А4 или А3 написать чёрным маркером или распечатать текст, где будет указан участник или коллектив, город, название учебного учреждения, ФИО руководителя и дата записи (обязательно 2021 год). Лист перед съёмкой необходимо поднести к камере.

Информационный отдел Рыбинской епархии

Отделы епархии