По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

«Следуя путём волхвов»

12 июля исполнилось 20 лет хиротонии протоиерея Валерия Добродеева. Все эти годы отец Валерий служит в храме Иверской иконы Божией Матери города Рыбинска. Мы поговорили со священником о его жизненном пути, служении в Церкви и преподавательской стезе.

Путь к вере

Отец Валерий родился в 1950 году в Рыбинске. В 1972 году окончил Рыбинский авиационно-технологический институт (ныне – Рыбинский государственный авиационный технологический университет имени П.А. Соловьева) по специальности «инженер-механик», впоследствии защитил кандидатскую диссертацию в Московском авиационном технологическом институте, около 30 лет работал в РАТИ на кафедре «Металловедение и литейное производство».

- Как вы стали священником?

- 30 лет назад мы с сыном смотрели телевизор и увидели репортаж о том, как восстанавливают Сретенский храм на улице Крестовой. Тогда я сказал сыну: «Пойдем, поможем чем-нибудь». Когда мы пришли, там был отец Виталий Голицын и два худеньких мальчонка, они что-то таскали, разбирали огромную кучу мусора. Мы стали помогать им. После работы, когда уже, казалось бы, никаких сил не было, я приходил в храм. Поработав часа 3-4, я замечал, что и силы восстанавливались.

В то время я читал Библию, изучал историю Отечества – в стране как раз было переломное время, 90-е.

Года через два в храм приехал протоиерей Борис Балашов, духовник отца Виталия. Он как-то позвал меня к себе поговорить и спросил:

- Читаешь Священное Писание, разбираешься?

- Читаю, лет 15 пытаюсь разобраться, тяжело.

- Что читаешь, Ветхий Завет или Новый?

- Ветхий, книжки ведь читают с начала, а не с середины. Вот я и начал разбираться в Ветхом Завете. До Нового еще не добрался, запутался.

- Ты читаешь неправильно, надо начинать с Нового Завета. Чтобы понять христианство, не нужно читать Ветхий Завет сразу, это все равно, что ездить в Москву из Рыбинска через Владивосток.

Тогда, конечно, я не сразу понял его слова. Спустя время отец Борис благословил меня пойти учиться в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Мне тогда было уже 46 лет.

Там я понял, как надо учиться, – нигде не видел такого отношения к учебе, к литературе, студентам, преподавателям. Это высочайший уровень, я очень благодарен Господу, что Он меня туда направил. Там великолепная методическая база, сложные контрольные и экзамены, высокие требования к студентам. На каждой сессии у нас было минимум 10 экзаменов и 12 зачетов. Они шли подряд, ежедневно. Преподаватели очень строго следили за шпаргалками: не дай Бог, где-то подглядишь – выгоняют сразу, и без права поступления в течение как минимум двух лет.

Вопросы и требования тоже были серьезными. Например, я никогда не думал, что пользоваться конспектами лекций для подготовки к экзаменам нельзя. Лекции в Свято-Тихоновском давали только для общего ознакомления с курсом, потому что никаких глубоких знаний преподаватель дать не сможет, у него просто нет на это времени. По каждому вопросу нам нужно было изучить 15-20 первоисточников самостоятельно. Кроме того, там следят не только за поведением, но и за внешним видом студентов: если придешь в неглаженном подряснике – просто не пускают на экзамен. Вот это я понимаю – требования.

Через шесть лет я окончил богословско-пастырский факультет. 29 августа 1998 года в Феодоровском соборе Ярославля владыка Михей (Хархаров) рукоположил меня в диаконы. Некоторое время я работал в РГАТА и одновременно по выходным служил в Сретенском храме. После четырех лет диаконства владыка Иосиф (Балабанов) рукоположил меня во священника – в Ярославском Спасо-Яковлевском монастыре.

«Священниками не рождаются, ими становятся»

В 2002 году отец Валерий уволился из РАТИ, но продолжал преподавать религиоведение на кафедре философии. Такой же курс он вел и в Рыбинском филиале Волго-Вятской академии государственной службы. С 2004 по 2021 годы преподавал в Ярославской духовной семинарии. В настоящее время работает доцентом кафедры теологии в Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского. За время научно-педагогической деятельности отец Валерий опубликовал более 140 работ в области авиационного материаловедения, литейного производства, экологии, церковной истории, религиоведения и теологии.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей преподавательской работе.

- В 2004 году владыка Кирилл (Наконечный) благословил меня работать в Ярославском духовном училище. Потом, когда открыли семинарию, перешел работать туда доцентом и ученым секретарем. До этого я 10 лет занимал такую же должность в РАТИ, так что знал, как организована эта работа.

По благословению епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина многие священники и монахи Рыбинской епархии получали образование в Ярославской духовной семинарии – последние 10 лет все они учились у меня.

Когда семинария только открылась, туда шли в первую очередь те, кто хотел посвятить свою жизнь служению Господу. Не могу сказать, что было тяжело. Хотя был у меня один студент – ярый воинствующий атеист. Он закончил сначала Ярославское духовное училище, а затем ЯГПУ – с отличием. У него была великолепная база, с ним было интересно общаться. После окончания ЯГПУ он принял Святое Крещение.

Я думаю, что священниками и духовниками не рождаются, ими становятся. Человек должен приходить в священство не ради регалий, а по велению сердца. Кто-то – как пастухи, которые пришли ко Христу с чистым сердцем. А кто-то – как волхвы – идут, разбивая колени и головы. Я, наверно, шел путем волхвов. Некоторые приходят прямым путем, как пастухи. Но, мне кажется, этот путь труднее, на нем много искушений, испытаний, которые не готовый человек может не пройти.

- Многие из тех, кто учился на богословских курсах Рыбинской епархии, никогда не забудут ваших уроков по Ветхому Завету. Такое впечатление, что вы изучили историю на местности. Это действительно так?

- Да, это так. Хотя в Иерусалиме я был один раз. Но, когда я туда поехал, уже знал, что и где находится. Мне казалось, будто бывал здесь много раз. Это было удивительное ощущение: я ходил по тем местам, поднимался на гору Моисея. Поднимаясь, я чувствовал, что Бог прямо здесь.

Во время поездки я купил у какого-то араба камень с горы пророка Моисея. У этого камня удивительная структура, не соответствующая обычному граниту. Внутри него – красноватые прожилки в виде веточек, его еще называют «Неопалимая Купина». Один студент попросил у меня кусочек этого гранита. Через некоторое время на месте отлома образовалось красное пятнышко, которое стало подниматься вверх, в форме куста, и выросло до большого размера. То есть камень ведет себя как живой организм.

«Не только мы воспитываем прихожан, но и они – нас»

- Сколько лет вы служите в Иверском храме?

- Я был определен в этот храм с первого дня после рукоположения, то есть служу уже двадцать лет. Помню первый день – было ощущение, будто я пришел домой.

- Оказало ли на вас влияние служение вместе с протоиереем Димитрием Садовским?

- Всю мою священническую жизнь сформировал именно отец Димитрий и наши прихожане. Я стал священником при нем, служил с ним с первой службы и до самого последнего дня. Он и сейчас с нами, могилка его рядышком с храмом. Люди, которые пришли и остались в Иверском храме, сохраняют особый дух нашей христианской общины: ведь не только мы, священники, воспитываем прихожан, но и они нас – где-то даже в большей степени.

«Надо беречь себя от искушений мира сего»

- В заключение хотелось бы услышать от вас напутствие современному человеку – как ему жить, оставаясь на правильном пути?

- У нас такой путь: с детства человек ходит в воскресную школу и принимает участие в богослужениях, Таинствах – всё это обязательно. Правильный путь нам известен, но, как мы видим, он не всегда позволяет человеку стать истинным христианином. Очень многие при этом отходят от веры. Но все равно за время, пока ребенок ходит в храм, воскресную школу, он получает зерно, которое обязательно потом должно вырасти. Может, его заглушат на время страсти, но оно прорастет. Надо просто беречь себя от искушений мира сего, а здесь большую роль играют родители. Сам ребенок не сможет выбрать верный путь. Нам, родителям, дедушкам, бабушкам, нужно начать с себя – показывать правильный пример – своим поведением, следованием воле Божией, участием в Таинствах и богослужениях. Традиции семьи – более надежны и устойчивы.

Беседовала Анна Богданова

Отделы епархии

Приходы