По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Американская мотокультура на русских дорогах

Не будем углубляться в историю и мотивы. Однажды в жизни человечества просто появилась такая вещь, как мотоцикл. Вначале мотоцикл был просто средством передвижения. Потом он все больше становился прогулочным транспортом, пока не обзавелся своим «фан-клубом». Люди стали получать удовольствие не от возможности побывать в разных местах, а просто от езды на данном транспортном средстве. Кому-то мотоцикл малопонятен, как и малопонятна некоторым зимняя рыбалка. Кто-то мечтает о мотоцикле всю свою жизнь. В среде мотоциклистов особым уважением пользуются обладатели водительского удостоверения с одной лишь разрешенной категорией – А (мотоцикл).

Первый наплыв двухколесной техники в СССР начался после войны. Это были трофейные БМВ и наши ТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с. и ПМЗ-А-750. В США мотоиндустрия была развита больше. Знаменитые «Индиан», «Харлей и братья Дэвидсон», «Cushman Motor Co.» и другие.

В СССР мотокультура не имела четких форм. Да, конечно, молодёжь собиралась: вместе катались, вместе мечтали о мотоцикле «ЯВА». Пожалуй, мало мужчин старше 40 лет не вспоминает сейчас с наслаждением свою «мотомолодость»: своего «ИЖа», «ЯВУ»-старушку и прочее.

В США картина была несколько другой. После войны армия активно стала продавать большое количество мотоциклов, ставших ненужными. В основном, «Харлей-Дэвидсон». Вернувшиеся с войны солдаты тоже не отказывали себе в желании купить мотоцикл, который не раз спасал их на полях сражений. Для них это было не просто удовольствие прокатиться, но и ностальгия. Для многих, переживших ужасы войны, мотоцикл стал также средством терапии. В США было такое изречение: «Вы никогда не увидите припаркованный мотоцикл возле кабинета психотерапевта». Нужно сказать, что это чистая правда! Мотоцикл, действительно, - очень сильный антидепрессант. Правда, понять это может только тот, кто дружен с железным конем. Итак, власти США убили двух зайцев: избавились от великого множества ненужных мотоциклов и, можно сказать, «пристроили» бывших солдат.

Вернемся к мотокультуре. В США мотоциклисты, ностальгируя о военном прошлом, очень быстро стали организовываться в группы: создавать так называемые «мотоклубы». Бывшие солдаты часто рисовали на своих мотоциклах эмблемы воинских подразделений, в которых им довелось служить. Нельзя не упомянуть знаменитый клуб «Hell’s Angels», по-русски это звучит как «Ангелы ада». Легенда самого клуба сообщает, что во время войны существовала 303 эскадрилья тяжелых бомбардировщиков с одноименным названием. Именно выходцы этой эскадрильи и стали основателями клуба, а вместе с названием с бомбардировщиков на мотоциклы перекочевала и различная символика. Символика же была незамысловатой: кровь, кости, черепа, смерть и прочее. Возможно, в условиях войны это было оправдано. Нужно было внушать врагу страх и ужас самим только видом. Смертоносный бомбардировщик, разрушающий одним открытием бомболюков целые кварталы, становился легкой добычей для истребителя. Экипажи бомбардировщиков в самом деле получали огромный стресс. Например, в СССР во время войны для пилотов существовал штрафбат. Провинившегося направляли искупать кровью свою вину в качестве пулеметчика на бомбардировщик. Это была очень незавидная работа, и пулеметчики часто гибли.

Итак, о символике. До какого-то времени подобная символика на спинах байкеров и мотоциклах являлась данью прошлому. Поколения менялись, а традиция оставалась. В какой-то момент этой символике стали придавать сакральный, языческий смысл. Дескать, отпугивает даже саму смерть. Такое суждение очень часто среди Российских байкеров. На деле, конечно, это не работало и не работает. Мотоциклисты гибли и гибнут «с черепами» и без них. Я не хотел затрагивать тему смертности мотоциклистов, но скажу: «Люди - вообще существа хрупкие, и гибнут во все времена по очень разным причинам». На автомобилях люди погибают гораздо чаще. Скажем, тот же мотоцикл во времена Великой Отечественной войны спас очень и очень много жизней. Кстати, в американской армии мотоциклами снабжали и медиков в том числе.

С падением СССР Америка стала проникать в нашу жизнь быстрее, чем снимал свои программы Михаил Таратута. Открылись границы, и к нам хлынул поток двухколесного металлолома, который, нужно сказать, был и есть в разы лучше новеньких «ЯВ», «ИЖей» и всего, что каталось по нашим дорогам. Наверное, в тот период мы тоже вернулись с войны, только с «холодной» и, увы, – не победителями. Вместе со старой, но очень надежной техникой к нам пришла и «инструкция по её применению»: «Отрасти бороду, надень «косуху», нарисуй череп, и ты свой в кругу американских фанатов». Нельзя укорить человека за то, что он ездит на «Харлее» вместо «Днепра» с оппозитным двигателем. Ну, рыба - где глубже, а человек - где лучше, что тут сказать… Наши мотоциклы, определенно, не идут в сравнение с американскими. Скажем, «Харлей» в среднем ходит 100 и более тысяч миль, а это, на секундочку, - 160 000 км., которые не являются пределом. Для мотоцикла это просто огромный пробег, и наша техника, за исключением редчайших экземпляров, может похвастаться тем же. Будем считать, что мы можем рассматривать американский мотоцикл не как культ, а как надежное транспортное средство. Хотя каждый по-своему относится к этому.

С мотоциклами разобрались, давайте снова вернемся к атрибутике… Несколько времени я пытался как-то оправдать, понять, объяснить «некрофилию» русских байкеров. Да-да, именно «некрофилию», по-другому это назвать нельзя! Вряд ли среди байкеров на наших дорогах найдется два десятка летчиков-бомбардировщиков. Просто «летчиков» - это да, этого не отнять. Проводил опрос: «Почему черепа?» Ответы были однообразные: либо языческий вариант отпугивания смерти, либо «ну, мы же банда, нам нужно!»

Вот, если по-честному, какой ответ дашь себе ты:

- Я крутой и страшный?

- Я суеверный, как бабка?

- Или… я фанат фанатов? Старшие товарищи из США так делают, а чем я хуже?

Да, мотоциклисты как сообщество приобрели свои формы на наших просторах, благодаря американским байкерам, но значит ли это, что все мы должны говорить по-английски или питаться исключительно фастфудом, запивая кока-колой? Вместо «милая» говорить супруге «бейби»? Печально видеть, что мы не способны отделять истинное от ложного. Скажем, Александр Залдостанов, по прозвищу «Хирург», президент мотоклуба «Ночные Волки», всякий раз поправляет журналистов: «Нет, мы не "байкеры", мы русские мотоциклисты». А табличка всё та же: черепа, кости. Почему «американская мечта» в нас сильнее русской самобытности? Мы православные люди. У нас великое множество Святых: Георгий Победоносец, Иоанн Воин, Архангел Михаил. Неужели быть на стороне тьмы слаще для русской души, чем быть на стороне света? Хорошо, пусть не православные, пусть кто-то считает себя атеистом или еще кем-то. Но разве мы все не потомки Героев Великой Отечественной войны, том числе прославленных летчиков? Не мы ли потомки русских богатырей? Где же шлемы, схожие с богатырскими, вместо рогатых или похожих на каски вермахта?

Знаете, завершить эту статью хочется одним очень важным фактом. Пообщавшись с русскими мотоциклистами, я заметил одну особенность; наши мотоциклисты очень и очень добрые люди, жизнелюбивые и романтичные. Очень развита в среде русских мотоциклистов взаимовыручка. Если ты стоишь на обочине, необязательно поднимать руку, чтобы попросить о помощи. В девяти из десяти случаев проезжающий мимо мотоцикл остановится, чтобы просто спросить, все ли у тебя в порядке. Ввиду всего этого образовывается в сознании чудовищный диссонанс. Или, иными словами, во всем этом есть какая-то большая неправда. И на память приходит строка из песни Владимира Высоцкого, прозвучавшая в фильме «Белое безмолвие»: «Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья».