В каждый храм, при построеньи,
Бог по Ангелу даёт,
и находится в служеньи
в новом храме Ангел тот.
Он, безплотный и незримый
до скончанья века тут,
и, крылом его хранимы,
люди Богу воздают.
И молитвы, и обряды,
и причастий благодать —
под его небесным взглядом,
хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен —
кирпичи да лебеда,
воли Божией послушен
Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья,
где безбожник храм крушил,
слышно тихое рыданье
чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть,
все грядущие года
будет бедный Ангел плакать
вплоть до Страшного Суда.
Николай Мельников, из поэмы «Русский Крест»
Да, при освящении православного храма Господь даёт ему Ангела-Хранителя, стража, который оберегает храм и неотлучно находится при нём, не покинет его никогда. Даже если храм будет разрушен до основания. Ангел ответствует перед Богом за людей, чьи жизни неразрывно связаны с судьбой, доверенной ему церкви. Ангел записывает всех входящих в храм. Если же церковь насильно разрушают, то Ангел никуда не уходит, он сидит и печалится. И ждёт, когда к нему вернутся люди.
Как много в России храмов, разрушенных за годы советской власти. Но даже если храм осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму, а в нём хоть раз совершалась Божественная литургия и происходило причащение Святых Христовых Тайн, в нём обязательно есть Ангел – небесный, незримый страж Божий. И как много незримых Ангелов на просторах России ждут молитв в своих храмах.
В один из воскресных дней августа 2024 года мне посчастливилось стать участником православной поездки в село Сырнево Пошехонского района Ярославской области. Нас взял с собой пошехонский благочинный иерей Евгений Мозяков. Ни на кого и ни на что не надеясь, батюшка поехал служить Божественную литургию в этот разрушенный сельский храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Некогда это был величественный храмовый комплекс, рядом с Казанской церковью был летний храм Рождества Христова.
Церквей две, обе каменные, зимняя и летняя. Зимняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, построена в 1777 году тщанием прихожан. Население прихода исключительно ремесленники – портные, все мужское население с 12 лет зиму живет на стороне. Земли 36 десятин. Церковных домов три: дом для священника, псаломщика и для сторожа. Село в 1 версте от реки Ухры, в 90 верстах от Ярославля, дальние деревни в 5-6 верстах от церкви. В приходе церковно-приходская школа при селе и приходское попечительство. По штату был положен священник и псаломщик.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». -
Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.
В 1930 году закрыли Христорождественскую церковь, после отказа общины от еë пользования. В советское время здание было переоборудовано под мастерскую по ремонту сельхозтехники. Казанская церковь была закрыта в конце 1930-х годов и долгое время использовалась как складское помещение.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
И это была не просто поездка – это был Крестный ход. Батюшка посадил меня на переднее сиденье автомобиля, и я всю дорогу держала на руках икону Воскресения Христова с праздниками. Для меня это было так благодатно, торжественно и радостно – мне впервые в жизни доверили такую почётную миссию.
Доехали до места, вошли в храм и сразу почувствовали тепло, участие и поняли, что нас здесь ждали. За день, может, за два, заботливыми руками в храме был наведён порядок. Конечно, какой было возможно сделать в руинах храма. Где-то траву-лебеду подёргали, мусор убрали, подмели – одним словом, готовились.
Батюшка установил походный алтарь, всё подготовил к службе. И наступило время её начала, зазвучали молитвы в разрушенном храме… Это было так торжественно и волнительно. У меня было такое чувство, что Ангел – страж здешний – стоит совсем рядом со мной и трубит от счастья в свои небесные трубы, очень радуясь происходящему здесь. А я стояла и понимала: как долго храм ждал Божественной литургии, молитв, Крестов осенения.
Шли, подтягивались люди. Приехала из соседнего села, где храм тоже разрушен, молодая многодетная семья. Со всеми детьми, а самую маленькую привезли на колясочке. Пришла на службу женщина, уже в солидном возрасте, с палочкой-помощницей на многие случаи жизни. И хотя было понятно, что ей тяжело стоять, в её глазах было столько желания прийти сюда сегодня. И тем отраднее было видеть людей, которые пришли в раннее воскресное утро на службу: дорога сюда не твёрдое и не асфальтированное покрытие и даже на машине сюда добраться – испытание ещё то.
Всё было совсем по-настоящему. Батюшка исповедовал, причащал, читал молитвы за здравие людей православных, поминал усопших, говорил проповедь. Говорил настолько одухотворённо, что его слова я запомню надолго. Вот тогда я и узнала про Ангела, которого Господь даёт каждому храму при освящении. И ещё рассказал, что сегодня от нескольких прихожан услышал дорогие для его сердца слова: «Батюшка, мы узнали, что вы сегодня будете служить в этом разрушенном храме, и мы решили в первый раз в жизни прийти на службу. И приехали». И отче сказал, что даже только ради этого стоит служить!
Меня переполняла радость – от огромной надежды, что и этот храм восстановят, и он засияет во всей красе, и на весь окрест зазвучит его колокольный звон.
Как и полагается после службы, была общая трапеза – с салатами, пирогами, с самыми вкусными вкусняшками, традиционным компотом и горячим чаем.
ОБРАТНАЯ ДОРОГА – ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Пришло время уезжать. Со всеми тепло распрощавшись, мы поехали домой. А у меня появилась небольшая возможность задать отцу Евгению хотя бы немножко вопросов из тех, что переполняли мою голову.
Ведь даже в отдельно взятом Пошехонском благочинии Рыбинской епархии очень много сильно разрушенных храмов. Представляя чуть-чуть объём подготовки поездки в Сырнево – понимаю, что на всё рук, сил, возможностей у благочинного просто не хватит…
- Батюшка, а что движет вами, когда вы в очередной раз собираетесь в дорогу, чтобы ещё в одном разрушенном храме зазвучали молитвенные песнопения?
- Очень хочется, пусть пока хоть раз в год, в каждом порушенном и осквернённом храме отслужить Божественную литургию. С зажжёнными свечами, как огонёчек жизни, надежду вдохнуть в дом Божий. Увидеть тех неравнодушных прихожан, пришедших на службу, и прочитать в их глазах, что никому и никогда не удастся уничтожить в сердцах наших Веру Православную. ВЕРИЛИ, ВЕРИМ, и будем ВЕРИТЬ в тебя, ГОСПОДИ! Увидеть в глазах людей зарождающееся желание соборно, всем миром, кто чем и как может, возрождать храм. И каждый раз эти человеческие Вера и Добро дают дальнейший толчок идти дальше вперёд к следующему храму. А Господь даёт сил и здоровья на дела праведные.
- Батюшка, ведь восстановить храм, только один, потребуется много сил, трудов, времени, всех возможностей, вместе взятых, а храмов у вас разрушенных много. А может, что-то делается частично, что просто крайне необходимо сегодня, здесь и сейчас?
- Самое первое – это освобождение от мусора, от всего ненужного; опиловка деревьев и кустарников; при необходимости блокируем оконные и дверные проёмы, чтоб никто не лазил туда; заменяем полностью или частично крыши храмов; меняем окна, двери; устанавливаем передвижные печки или другие отопительные приборы, генераторы, оборудуем в храмах небольшие приделы для совершения там служб и самое главное – это служить Божественную литургию.
- Отец Евгений, перечислите, пожалуйста, в каких храмах Пошехонского благочиния Рыбинской епархии проводились субботники по уборке территории, строительные и ремонтные работы и, может, хотя бы один раз уже состоялась Божественная литургия.
- Севастианов Спасо-Преображенский монастырь в урочище Сохоть, туда традиционно раз в год, в июле месяце, на тракторах совершается Крестный ход к святому Севастиану Сохотскому. Церковь Троицы Живоначальной в Рябининой пустыни села Слобода – туда, к святому Адриану Пошехонскому в июле месяце каждого года едут православные паломники в Крестный ход на велосипедах. Также церковь Рождества Христова в урочище Борисоглебское-на-Соге, храм Воскресения Словущего села Белое, храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы и Космы и Дамиана села Покров-Рогули, храм Воскресения Христова села Покров-Кештома, церковь Троицы Живоначальной в селе Никольском на Лапушке, церковь Казанской иконы Божией Матери села Николо-Лисино, храм святого Сергия Радонежского села Артюково, церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Ясная поляна (село Покров на Клину), храм Благовещения Пресвятой Богородицы села Ракоболь, храм Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца в селе Никольское, храмовый комплекс – две церкви села Николо-Раменье – храм Николая Чудотворца и храм Иоанна Богослова.
В СЕЛЕ АРТЮКОВО
14 августа 2024 года группа православных неравнодушных энтузиастов во главе с благочинным Пошехонского округа иереем Евгением Мозяковым наводили порядок в разрушенном храме преподобного Сергия Радонежского в селе Артюково. Да, храм разрушенный, но даже при его сегодняшнем плачевном состоянии он стоит гордо, возвышаясь своими двумя этажами. Смотришь – и слёзы на глаза наворачиваются. И как тут не вспомнить слова Николая Мельникова из поэмы «Русский Крест»:
Рухнул купол и приделы,
Лишь бурьян да лебеда
В Божий храм осиротелый
Поселились навсегда.
Как давно всё это было!
Позабыт и час, и день –
Приезжало, приходило
Из окрестных деревень
В церковь множество народа,
И исправно службы шли
До семнадцатого года...
А потом усадьбы жгли
И помещиков с попами
Отправляли в «мир иной»,
Пятилетними шагами
Отмеряя рай земной.
«Счастья» вдоволь нахлебались,
Слёз – моря, а не ручьи!
Так, в итоге, оказались
И ни Божьи, и ничьи.
Ни земной, ни рай небесный,
А смертельная тоска
Воцарилась повсеместно…
… И беззвучно Ангел плакал
Над беспутностью людской.
На этом субботнике убирали мусор, окашивали территорию, отец Евгений забрался наверх и проинспектировал крышу. Было такое чувство, что хозяева ждут и готовятся к приезду гостей. А это действительно было так.
17 августа служить Божественную литургию в храм преподобного Сергия Радонежского села Артюково приехал епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин. Владыка – частый гость в храмах Пошехонского благочиния. Часто служит он и в разрушенных храмах.
И служба началась… Вместе с владыкой Вениамином служили четыре пошехонских священника: благочинный отче Евгений, настоятель Троицкого храма отец Иаков, настоятель Свято-Адрианова монастыря игумен Платон, священник Евгений, клирик Успенского храма. В храме нет ни дверей, ни окон, пол, готовый под тобой развалиться, кругом гуляют сквозняки. Но здесь звучат молитвенные песнопения, с каждым словом вдыхая в храм огонёчек жизни и наполняя его Божественной благодатью. Невозможно передать ту торжественность службы, когда ты стоишь, оторопелый, перед Алтарём и онемевшими губами повторяешь слова молитвы. И, поднимая вверх глаза, ты ощущаешь рядом Ангела, хранителя этого храма, плачущего от счастья и благодарности людям, что в его доме прошла долгожданная Божественная литургия.
Фото прихожан Пошехонского благочиния.
Ольга Коровина,
член Союза журналистов России.
Август 2024 года