По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Дружба не знает границ

В один из морозных праздничных дней наша паломническая делегация из Пошехонья под предводительством отца Евгения Мозякова, нашего благочинного, приехала в Павло-Обнорский монастырь, расположенный в соседней Вологодской области. Мы очень хотели побывать в этих святых местах, ведь именно здесь был последним игуменом архимандрит Никон (Чулков), сюда приезжали к нему из Пошехонского уезда его духовные дочери – будущие сёстры тайной монашеской общины в селе Захарьево (ныне Первомайский район Ярославской области). Мы хотели увидеть, походить по земле монастыря и приложиться к иконе преподобного Павла Обнорского, которая была спасена в послереволюционные богоборческие годы, а в начале XXI века чудеснейшим образом вернулась в свою родную обитель.

Нас радушно встретил сегодняшний игумен монастыря Игнатий Молчанов. У отца Игнатия корни – в Пошехонском районе, в деревне Селиверстово 2 октября 1923 года родился его дедушка Александр Александрович Молчанов. Поэтому мы так и решили, что он тоже наш, пошехонский. Мы приехали к началу ранней монастырской службы, наш батюшка отец Евгений служил вместе с вологодскими священниками, а мы горячо молились, исповедовались и причащались.

После службы игумен Игнатий вынес из алтаря возвращенную икону преподобного Павла Обнорского XVIII века, чтобы мы могли приложиться к святыне. На службе в храме, в момент приложения к образу вологодского Чудотворца святого Павла Обнорского и когда ходила по территории монастыря, постоянно со мной была мысль, что в этом храме, перед этой иконой молились, по этим дорожкам ходили и архимандрит Никон, и его духовные дочери. Эти люди, которые в послереволюционные богоборческие годы не покривили душой и сердцем, не предали Веру Православную. Это они встали на её защиту.

Для себя мы открывали новые православные имена, которые крепкой дружбой связывают наши области. Игумен Игнатий и отец Евгений рассказали нам о пре­по­доб­но­му­че­нике иеромонахе Иеро­фее (Глазкове), святом Вологодской и Рыбинской епархий. Икона святого находится в Успенском храме Павло-Обнорского монастыря. Он родился в Вологодской области, с 19 лет был в числе братии Павло-Обнорского монастыря. В то время игуменом был уже знакомый нам архимандрит Никон (Чулков). Тя­же­ло пе­ре­жи­вал мо­нах Иерофей ра­зо­ре­ние и за­кры­тие род­но­го мо­на­сты­ря, по­сле­до­вав­шие в го­ды без­бож­ной со­вет­ской вла­сти. В од­ном из сво­их сти­хо­тво­ре­ний он на­пи­сал:

«Но вот по­яви­лись недоб­рые лю­ди,
Раз­ру­ши­ли этот пре­крас­ный цвет­ник,
Всё вы­рва­но с кор­нем на­силь­ствен­но гру­бо,
И вот, как си­рот­ка, Оби­тель сто­ит».

В 1924 году, ко­гда мо­на­стырь окон­ча­тель­но за­крыл­ся, отец Иерофей был переведен в Яро­слав­скую епар­хию и на­зна­чен на­сто­я­те­лем клад­би­щен­ской церк­ви Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в го­ро­де Лю­би­ме. В 1930 го­ду иеро­мо­нах был аре­сто­ван в пер­вый раз и при­го­во­рен к пяти го­дам конц­ла­ге­рей.

По­сле воз­вра­ще­ния из за­клю­че­ния он стал служить на преж­нем ме­сте. Был ис­тин­ным пас­ты­рем и мо­на­хом – во­и­ном Хри­сто­вым, «был ве­рен до смер­ти». В своих про­по­ве­дях от­кры­то об­ли­чал без­бож­ную власть, про­ро­че­ски пред­ре­кая её ко­нец, гря­ду­щую вой­ну. При­зы­вал ве­ру­ю­щих спло­тить­ся во­круг Церк­ви, про­слав­лял но­во­му­че­ни­ков, уби­ен­ных без­бож­ной вла­стью.

28 июля 1937 го­да от­ца Иеро­фея аре­сто­ва­ли во вто­рой раз, за контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих. Во время до­про­сов от него тре­бо­ва­ли по­ка­за­ний о зна­ко­мом ду­хо­вен­стве. Дать их иеро­мо­нах ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся.

19 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при УНКВД СССР по Яро­слав­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла от­ца Иеро­фея (Глаз­ко­ва) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния, а 4 сен­тяб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян в Яро­слав­ле.

После трапезы игумен Игнатий рассказал нам о монастыре, его историю, о последнем игумене архимандрите Никоне (Чулкове). Все вместе мы побывали на святом источнике преподобного Павла Обнорского и посидели на камушке отче Павла в лесу около монастыря. Но уезжать из монастыря не спешили… Шел снег, светило солнце, и мы чувствовали такую Божественную благодать, что уезжать действительно не хотелось совсем. Да и как оказалось – у игумена Игнатия ещё были припасены истории для нас. Мы были очень увлечёнными слушателями, внимали каждому слову настоятеля.

Вновь и вновь мы слышали уже знакомые нам имена светильников Веры Православной – архимандрита Никона (Чулкова), старца архимандрита Павла (Груздева), известного на всю страну подвижника, который нёс монашеское служение. И узнавали новые имена, связанные духовной нитью…

В Вологодской области родился преподобномученик Николай (Воропанов). Это наш общий новомученик, которого почитают и в Вологодской, и в Рыбинской епархиях. С 1903 года был послушником, потом иеромонахом Павло-Обнорского монастыря в Вологодской области до закрытия обители в 1924 году. В монастырь его принимал и постригал в монашество в 1916 году архимандрит Никон (Чулков). После закрытия Павло-Обнорского монастыря, последовавшего на Вербное воскресенье, и до 1926 года иеромонах Николай был казначеем обители и вёл службы в селе Спас-Нурма. Был близким другом архимандрита Никона.

Спустя четыре года он был арестован по обвинению в «контрре­волюционной агитации», за распространение литера­туры духовного содержания, и сослан на три года в Котласские лагеря. После возвращения обосновался в городе Тутаеве, где он «почитался как старец, к нему приезжали за советом из дальних мест: Вологды, Ярославля, Данилова, Рыбинска и других». 

12 мая 1941 года он был арестован и приговорен к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 3 сентября 1941 года.

Был духовником архимандрита Павла (Груздева) (в то время отец Павел был прихожанином Леонтьевского храма города Тутаева). Отец Николай подарил Павлу стихотворение «Под Крестом», начинавшееся словами: «На речке Обноре в прекрасной долине Обитель стоит…» Стихотворение сочинил иеродиакон Павло-Обнорского монастыря Михаил Лаптев. В 90-х годах отец Павел вспоминал: «Повели нас на расстрел – отец Николай, отец Александр, отец Анатолий, мать Олимпиада и я. Отец Николай наклонился ко мне и сказал: "Главное – верь в Бога. Павлуша! Бог был, есть и будет! Его не расстреляешь!"»

Имя протоиерея Смирнова Дмитрия Ивановича мы также относим и к Ярославскому, и к Вологодскому регионам. Дмитрий Смирнов родом из Пошехонского уезда Ярославской губернии. В 1923 году поступил в Павло-Обнорский монастырь Вологодской губернии, где настоятелем был архимандрит Никон (Чулков).

В 1924 году, после закрытия монастыря, вернулся на малую Родину. Ездил в село Нурму Вологодской губернии к иеромонаху Николаю (Воропанову), бывшему насельнику Павло-Обнорского монастыря. Когда отец Николай был арестован и отбывал срок в лагере, Дмитрий Иванович оказывал ему материальную помощь, отправлял письма и посылки.

Когда отец Николай после освобождения был назначен настоятелем Леонтьевского храма в Тутаеве, отец Димитрий приехал к нему и в 1936 году поступил сторожем и псаломщиком в храм. Относился к отцу Николаю как к старцу и был у него послушником. Дмитрий Иванович выполнял послушание, как он сам сказал: «Готовил ему пищу, стирал бельё, выполнял все его поручения согласно монастырскому уставу». Приходилось принимать и многих людей, приходивших за духовным советом. Паломники приезжали помолиться у чудотворной иконы Спасителя в Воскресенский собор на правом берегу Тутаева.

Также совместно с отцом Николаем оказывал материальную помощь ссыльному игумену Нафанаилу (Кузнецову), знакомому ему по Павло-Обнорскому монастырю.

Арестован 13 мая 1941 года вместе с отцом Николаем (Воропановым) и Павлом Александровичем Груздевым. Обвинён в принадлежности к антисоветской церковной группе архиепископа Варлаама (Ряшенцева), арестованного ранее. Обвинялся в антисоветской деятельности, помощи ссыльному духовенству. 30 июля 1941 года приговорен к шести годам лишения свободы. Отбывал заключение два с половиной года, освобождён досрочно.

С 1943 года был псаломщиком Леонтьевской церкви в Тутаеве. В 1950 году был назначен настоятелем Спасо-Преображенской церкви в посёлке Некрасовском Некрасовского района. С 1954 года – священник Феодоровского кафедрального собора в Ярославле. Последние годы жизни служил в сане протоиерея в Воскресенском соборе города Тутаева. Скончался в 1973 году. Похоронен на городском кладбище правобережного Тутаева.

Недалеко от Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря, в селе Спас-Нурма, есть разрушенный храм Всемилостивого Спаса, на реке Нурме – храм преподобного Сергия Нуромского и святой источник. Спасо-Нуромская приходская церковь ведёт свою историю от Спасо-Нуромского монастыря, основанного здесь до 1764 года. Преподобные Павел Обнорский и Сергий Нуромский жили в одно время, встречались на камушке в лесу Павло-Обнорского монастыря, ища обоюдных польз, сходились на благочестивые беседы.

Сейчас монастырскими силами храм восстанавливают, источник поддерживают. Игумен и братия Павлова монастыря горячо молятся и искренне надеются, что Господь поможет им обрести святые мощи преподобного Сергия Нуромского, Чудотворца, которые могут покоиться под спудом храма Всемилостивого Спаса. Помоги, Господи.

Мы вновь и вновь слышали знакомое имя архимандрита Никона (Чулкова) и узнали, что по настоятельному прошению игумена Павловой обители и причта Спасо-Нуромской приходской церкви Никона, Указом Вологодской духовной консистории от 21 июля 1905 года, в ознаменование тесного союза святой любви преподобных отцов Павла Обнорского и Сергия Нуромского утверждены ежегодные крестные ходы во дни храмовых праздников: в день Святой Троицы – в Павло-Обнорский монастырь из Спасо-Нуромской церкви, и 1 августа – из Павло-Обнорского монастыря в бывшую обитель преподобного Сергия Нуромского. Во время крестного хода паломники проходили к часовне в поле с пением тропарей и величаний Нуромским преподобным.

Отец Игнатий привёз нас к этому храму, открыл нам его, и мы смогли побывать внутри, увидеть всё своими глазами. Отец Евгений с игуменом Игнатием совершили молебен, а мы горячо молились и просили помощи Божией. Очень много нового поведал нам игумен Игнатий об архимандрите Никоне и об иконе, которая вернулась в свой дом…

После 1879 года судьба отца Никона (Чулкова) была связана со Свято-Троицким Павло-Обнорским монастырём. В обители архимандрит Никон служил около 42 лет. 8 декабря 1903 года он был утверждён настоятелем монастыря в сане игумена.

В 1909 году в обители произошел сильный пожар. Пострадавшим в восстановлении помогал царь Николай II – он пожертвовал новую серебряную раку и мраморную сень над гробницей преподобного Павла Обнорского. Игумен Никон сопровождал вологодского архиерея на приёме у Государя в Царском селе, куда они ездили выразить благодарность за щедрую жертву. В 1916 году игумена Никона возводят в сан архимандрита. Он был духовником сестёр Исааковой пустыни, тогда – Пошехонского уезда, сейчас – Первомайского района.

Свершилась революция 1917 года… Начались жестокие богоборческие годы. Одной из главных задач большевиков было вытравить из людей русских Православную Веру, стереть с лица земли монастыри, храмы.

В 1921 году в Павло-Обнорском монастыре разместили коммуну из бедняков окрестных сёл, большевики захватили всё монастырское имущество. В этом же году архимандрит Никон был отстранён от управления монастырём. Будучи игуменом, отец Никон имел большой авторитет среди своих духовных чад. В том же 1921 году по благословению Патриарха всея Руси Тихона Беллавина архимандрит Никон (Чулков) из своих верных духовных дочерей собрал собор сестёр, который предварял создание монастыря. Люди называют его тайным монастырём – он находился в 7 километрах от села Кукобой, в селе Захарьево Пошехонского уезда (ныне – Первомайский район Ярославской области). В те богоборческие годы этот коллектив назывался сельскохозяйственной коммуной имени Крупской – без подобного названия трудиться и выжить возможным не представлялось. Это было передовое хозяйство, но трудились там одни женщины, и все были верующие. Они горячо молились и верили, что падёт власть советов, и тогда заживут они по-прежнему и будут возрождать монастырь.

В 1924 году, на Вербное воскресенье, Павло-Обнорский монастырь был окончательно закрыт, а монахи изгнаны из обители. Уходя, они тайно унесли с собой икону преподобного Павла Обнорского XVIII века из Троицкого собора. Очень интересна дальнейшая история этой иконы. И здесь опять пути-дороги соединяют две соседние епархии – Вологодскую и Ярославскую, и не только...

Из воспоминаний протоиерея Павла Красноцветова, настоятеля Казанского собора Санкт- Петербурга: «Родом Павел (Груздев) из Мологи, мальчиком был в Мологском монастыре. Потом – революция, разорение храмов Божиих. Всех насельников монастыря разогнали. И тогда они собрались в одной из деревень Мологского уезда и организовали что-то вроде сельхозартели (Мологская Афанасьевская сельхозартель). В этой сельхозартели познакомился отец Павел с отцом Димитрием Смирновым – священником, тоже служившим в Феодоровском соборе в 1956 году. Интересно, что в этой артели трудились и монахи из Павло-Обнорского монастыря. А с отцом Павлом это связано вот каким образом: его Небесный покровитель (также, как и мой!) – преподобный Павел Обнорский. Уходя из своего монастыря, монахи те взяли с собой почитаемую аналойную икону 18 века с изображением святого Павла Обнорского. И от них она перешла к отцу Павлу (Груздеву). А он, когда подошёл к преклонным годам, завещал её мне, поскольку я также наречён был в честь Павла Обнорского…»

Ярославский старец отец Павел (Груздев) хорошо знал архимандрита Никона (Чулкова), почитал его. Ещё юношей бывал отец Павел за богослужением в Павло-Обнорском монастыре. Частенько в Верхне-Никульском, уже будучи известным и любимым старцем, пел отец Павел стихиру из Павло-Обнорской обители: «Преподобный отче, измлада добродетели прилежно учился...» – напев был чисто Павло-Обнорский. Хранил батюшка и холщовую икону – живописное изображение на холсте преподобного Павла Обнорского, она была у него домашняя.

В 1982 году отец Павел передал икону своему духовному чаду, отцу Павлу Красноцветову. Более двадцати лет эта икона была семейной реликвией. У отца Павла есть внук, тоже Павел, названный в честь преподобного, и было намерение передать эту икону в наследство внуку.

В 2002 году протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора Санкт-Петербурга, узнал, что после долгих лет разорения начала возрождаться монашеская жизнь в Павло-Обнорском монастыре и ведутся работы по восстановлению Павловой обители. Он с радостью передал икону обратно. Вот так чудеснейшим образом образ вернулся в свой дом. Для братии этот дар стал нечаянной радостью и утешением в их трудах. Вологодский Чудотворец, преподобный Павел Обнорский, дивно соединил судьбы нескольких поколений священнослужителей, известных всей Православной России, стал духовным мостиком, связавшим поколения насельников древнего монастыря. Сегодня братия очень бережёт возвращённую икону святого Павла Обнорского – она находится в алтаре, и выносят её только для торжественных случаев.

В этот день мы много узнали о ярославско-вологодских новомучениках, которых почитают как людей благочестивой жизни, много пострадавших за Христа, но оставшихся верными Святой Церкви.

Мы возвращались домой переполненные духовной радостью, разговаривая об увиденном и делясь услышанным. Возвращались и знали, что в Вологодской области у нас теперь есть замечательные соседи и друзья.

Февраль 2023 года

Фотогалерея