По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Фильм «Холоп». Старая притча на новый лад

Евангельская история блудного сына, промотавшего при живом отце свою часть наследства в ночных клубах древней Палестины, повествует о том, что молодой человек «пришел в себя» только после того, как отцовские деньги кончились. Трезвая и жесткая реальность помогла ему осознать свою неправоту, побудила к смирению и покаянию – просить отца принять его уже не как полноценного члена семьи, а хотя бы как наемного работника.

Блудный сын в интерпретации Клима Шипенко попадает в ту же ситуацию, но немного иначе - по инициативе отца, пытающегося вернуть чадо на путь истинный. Предсказуемый хэппи энд присутствует, только вот хочется модный ныне KPI (Key Performance Indicator - ключевой индикатор выполнения) померить.

В современном кинематографе все чаще вместо традиционного положительного героя подсовывают перевертыша. То князь Владимир оказывается предателем, то богатырь.

Но главный герой фильма, с которым зритель, как правило, отождествляет себя, по закону жанра, обычно вызывает симпатию, мы его любим, сопереживаем его трудностям.

 За что же предлагают нам любить главного героя фильма - мажора Гришу?

Он совершил целых три подвига. Сначала спас от «утопления» актрису с низкой социальной ответственностью. Потом не дал по роже «барчуку», хотя было за что. И, наконец, на коне, красиво, увез девушку в никуда (на бензоколонку «Газпромнефть», спонсора фильма).

Зачем это все? По задумке авторов, чтобы наставить героя на путь истинный.

Чтобы вправить мозги простому холопу, достаточно сотрудников с дубинками и пресс-хаты. Дешево и сердито. Но перед нами же небожитель, мажор Гриша, поэтому, под хороший бюджет, для попытки объяснить молодому человеку «ПРО ЖЫЗНЬ» (ошибка – авторская), работает серьезная массовка со штучными артистами.

Частично удается достичь задуманного. Гриша отдает ключи от машины покалеченному им ранее полицейскому. А тот берет, ничтоже сумняшеся. Но слова извинения либо застряли у Гриши где-то в голове, либо их и не было даже в мыслях. Пусть, типа, счастлив будет мент с бэушной дорогой машиной. Лучшие женщины фильма достаются Грише и его папе просто потому, что они – элита с деньгами, других талантов мы у них не видим.

Более того, наш парень ценой немалых денег и не очень больших физических страданий сумел-таки подняться от культуры поведения дворового пса аж до нравственного уровня холопов. Он перестал мочиться в общественных местах и хамить персоналу в заведениях, и даже совершил бизнес-прорыв, поставив дорогой аттракцион на службу исправлению подобных ему богатеньких сынков.

Где же настоящая перемена жизни? Где искреннее покаяние? До евангельского блудного сына «Холопу» еще как пешком до Луны.

Про монголо-татарское иго в 1860 году даже говорить не хочется. Гриша ведь поверил, значит, и зрители «съедят».

Важно другое. Для меня, как социолога, факт, что этот фильм – наиболее кассовый после «Аватара» в России, говорит о том, что десятилетия «совка» и тридцать лет капитализма не прошли в нашем отечестве даром – «хомо совето-капиталистикус» таки появился, и готов не только благодарно растереть плевок в свою физиономию, но даже заплатить за это.

«Чему смеетесь? Над собою смеетесь!» Бессмертные слова Городничего из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя сегодня очень актуальны снова. Оказывается, не так уж и не прав Минкульт с поддержкой убыточных фильмов, которые все же хоть чему-то учат. Современным холопам учиться не нужно. Им бы – лишь над барином посмеяться, и потом опять тянуть лямку.