По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Иерей Даниил Козловский отвечает на вопросы о Рождестве Христовом

На вопросы корреспондента газеты "Брейтовские новости" отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи с. Брейтово иерей Даниил Козловский.

- Расскажите об истории праздника.

Все из нас отмечают такой праздник, как день рождения. День рождение родителей, родственников, своих детей и, конечно же, свой собственный. А любое празднование – это радость, которую мы разделяем со своими ближними. В данном случае радость заключается в том, что дорогой нам человек увидел свет, и за это мы должны быть благодарны его родителям, которые его родили, вскормили и воспитали. В празднике Рождества Христова мы также разделяем друг с другом радость рождения во плоти дорогого нам Спасителя. И мы благодарны Его Отцу, что ради нас Он допустил родиться своему Сыну в человеческой плоти: испытывать нужду, как человек; страдать, как человек; и, наконец, умереть, как человек. И все это – ради нас. Чтобы человек больше не говорил: «Бог не знает, как нам трудно живется, зачем Он нас создал?» Как после этого нам не праздновать день рождения Того, Кто изменил мир и наше сознание? Ведь все ценности, которые сейчас называют «общечеловеческими», «гуманистическими», считают очевидными, вышли из христианства. За все это мы благодарны Христу и Его Матери, а радость эта выразилась в прекрасных национальных традициях празднования этого великого дня!

- Что нужно делать на Рождество?

Конечно же, мы должны придти на этот день рождения к Виновнику торжества. К Нему в гости – в храм. И Отец наш очень будет рад, когда вся семья, братья и сестры, соберутся вместе, в нашем общем доме, в котором все мы родились, т.е. крестились. Особенно Он будет рад, когда люди прекратят свои ссоры, обиды и хотя бы на время попытаются быть настоящими братьями и сестрами. И это не просто красивые слова, так жили наши предки. Весьма интересны заметки Ф.М. Достоевского в повести «Записки из Мертвого дома», как праздновали Рождество Христово заключенные на каторге. По словам писателя, все каторжане «вели себя благопристойно, смирно и как-то не по-обыкновенному чинно. Не слышно было ни обычной ругани, ни обычных ссор. Все понимали, что день большой и праздник великий…Проявлялось что-то вроде дружества. Замечу мимоходом: между арестантами почти совсем не замечалось дружества». Как мы видим, даже на каторге преступники пытались переступить через свои пороки и, наступив на свою озлобленность и эгоизм, стать друг для друга братьями.

- Каким образом можно провести сочельник дома? Может быть, это как-то связано с бытом, с кухней? Допустим, традиция не вкушать пищу до первой звезды – насколько это сейчас актуально?

Как мы знаем из истории, название «сочельник» произошло от традиционного блюда «сочиво». Это пшеница, ячмень или рис, заправленный мёдом.

Сочельник, или же Предпраднество Рождества Христова, подготавливает человека к торжеству также и тем, что в христианской традиции разрешается вкушение только сочива в качестве подкрепления, и то один раз. Это последний день Рождественского поста, но, несмотря на строгость поста, это все-таки день торжественный. Для христианина особенно важным является встретить этот день в храме, в спокойствии и собранности, а не в суете подготовки к празднику. Иначе это событие становится лишь поводом посидеть за праздничным столом, так и не осознав, что произошло в этот день. Хорошо было бы для каждого человека подвести итог прошедшего года, проанализировать свою жизнь и подумать: как лично я потрудился над своим ростом?

Чем я интересуюсь и нужно ли это для моей души? Какие плохие черты своего характера мне нужно исправить? И, проанализировав свою жизнь, подведя итог, попросить в этот таинственный вечер у Бога самое сокровенное: чтобы Он дал нам ту или иную добродетель, помог нам научиться чему-то очень для нас важному. Например, прощать и любить. И это нам Господь обязательно подаст, если мы искренне это попросим и приложим усилия для достижения этой цели.

- Почему на Рождество ставят елки?

Эта традиция, заимствованная из Европы Петром I, не сразу прижилась, однако со временем люди стали воспринимать это деревце как символ вечной жизни, которую нам даровал Христос, когда пришел в этот мир.

- Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год (в том числе и старый) в разные дни?

Празднование Нового года от 1 января пришло также с Петром I, а с переходом на новый календарный стиль в 1918 году все сдвинулось на 13 суток назад. Так возник «старый» Новый год, т.е. народ продолжал праздновать Новый год по старому стилю. Однако есть и еще один Старый Новый год. Совсем старый, допетровский. Праздновался он на Руси 1 сентября, и до сих пор отмечается Церковью как Новолетие. А летоисчесление шло не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Вот как писал об этом празднике зарубежный посол Антонио Поссевино: «Летоисчисление московиты ведут от самого сотворения мира. Нынешний год, от Рождества Христова 1582, они считают 7091 от сотворения мира. Начало года у них 1 сентября. Этот день они отмечают всеобщим весельем и всяческими развлечениями. На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, …а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и детям его многая лета!» Все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

- О Рождественском посте расскажите. Когда он начинается? Как соблюдать? Когда разговляться?

Пост для христианина – это, конечно же, не диета, а время наибольшей внимательности к себе. В это время необходимо узнать себя получше, а именно: в чем заключается наша несвобода, от чего мы больше всего зависим. Все мы с вами являемся рабами чего-то. Кто-то раб интернета, кто-то раб телевизора, а кто-то – своего желудка. Кем-то управляет похоть, а кто-то не может усмирить своего языка. А все вместе это – эгоизм. Все эти пороки и страсти лишают нас свободы, т.к. мы перестаем обладать своими желаниями, мыслями и эмоциями. А Бог нас призывает к обратному: самому решать как, когда и что сказать или сделать, быть свободным от навязчивой идеи эгоизма.

Но чтобы управлять своими желаниями и эмоциями, необходима крепкая сила воли. А как ее применять, если мы не можем отказать себе хотя бы в любимой пище? Для этого и существует пост. Но кто придумал пост? Первое упоминание о посте, мы видим в Библии, где первым людям разрешается есть все, кроме плодов с одного дерева. Люди не удержались, и последствия этого отсутствия самоконтроля мы все прекрасно знаем.

Конечно же, пост – это еще и наша маленькая жертва. Пища должна быть простой (по мере наших сил и здоровья). И совершенно не потому, что Бог хочет, чтобы у нас появился гастрит. Просто должны быть дни, когда мы меньше будем суетиться на кухне, а сэкономленное время потратим на собственное развитие: чтение, молитву, самоанализ, помощь ближним и т.д.

- Почему Рождество празднуется во всем мире в разные дни?

Причина все в том же изменении календаря. В одной стране юлианский календарь, в другой – григорианский. Отсюда смещение дней и всех праздников.

- О колядовании. Как и когда правильно это делать? Как организовываются они в этом году? Занятия с детьми в связи с темой Рождества.

В православной традиции этот замечательный народный обычай также называется христославием, который совершается на святках: в период с Рождества вплоть до Крещения. Дети идут по улице с «Вифлеемской звездой», колольчиками, фонарями и музыкальными инструментами, заходя в дома и даря всем радость праздника, исполняя рождественские песни и молитвословия, а также песни с добрыми пожеланиями в адрес хозяев. В благодарность радушные хозяева одаривали детей сладостями и подарками. Принять христославцев-колядовщиков считалось в народе за честь, т.к. дети, как чистые создания, воспринимались как ангелы, которые принесли благую весть людям о Рождестве Христовом.

Сегодня в нашем селе возрождается традиционная форма Рождественских колядок и празднования Рождества Христова. С детьми разучиваются старинные русские колядки, записанные в деревнях этнографами, ставятся рождественские спектакли, приглашаются специалисты, занимающиеся русским фольклором и знакомящие детей с разными формами традиционной русской культуры. Приглашены к участию были все учащиеся Брейтовской школы, но не каждый осмелился стать колядовщиком в этом году. Надеемся, наши христослвцы заглянут и к вам, если на то у ребят хватит сил и времени!

- Как вам кажется, придерживаются ли люди традиций празднования Рождества сегодня?

Это очень актуальный и болезненный вопрос. Будет лучше, если этот вопрос задаст себе каждый, кто читает эти строки, и задумается: что он знает о традиции как таковой, о традиции национальной? Знает ли современный человек свою веру, свои праздники, их историю, смысл и как их праздновал русский народ? Знаем ли национальные песни, изобразительное искусство, хотя бы один национальный танец, подлинный костюм своего края, не говоря уже о мировоззрении своего народа? Можем ли всему этому научить наших детей? А ведь эти знания передавали не учителя музыки и хореографии в школе искусств, а родители, бабушки и дедушки. Являемся ли мы носителем этой культуры и традиции? Если нет, то как мы можем называть себя русскими? Ведь выражение души своего народа мы не знаем и не понимаем. Пока мы не осознаем, что подлинные традиции нашей земли и нашего народа и нашей веры необходимо восстанавливать сейчас – будущее нашей Родины в опасности.

- Много ли молодёжи среди верующих?

Православное общество можно разделить на две части: люди, воспитанные в вере, коих меньшинство, и те, кто пришел сам. Вера обычно основывается на жизненном опыте, и когда человек приходит в Церковь, его дети, по обыкновению, к тому времени уже становятся взрослыми, и воспитывать в вере их становится поздно. Поэтому данность последнего времени такова, что совсем молодых людей в Церкви немного. Это также объясняется особенностями возрастного периода, когда начинается время поиска ответов на вопросы, желанием отправиться в плавание самому, без посторонней помощи. Церковь же никогда никого не держит силком, а пытается сохранить свободу человека, ничего не навязывая. Ведь заповеди, которые так «стесняют» свободу – это просто отеческие предупреждения, «инструкция по эксплуатации» штуки под названием жизнь. И когда человек в этом свободном плавании узнает, что можно было жить проще, прочитав инструкцию – он возвращается, но далеко не всегда в молодом возрасте.

- Ваши пожелания читателям «Брейтовских новостей» на Рождество?

Всех Брейтовчан и жителей района сердечно поздравляю с Рождеством Христовым! Желаю всем здравия души, ума и тела, а также не стесняться уточнять при поздравлении друг друга, чье это Рождество! Это наш Праздник, нашего народа, на нашей земле, и стесняться нам нечего! Постараемся быть друг для друга братьями и сестрами не на словах, а на делах; сохранить радость праздника и пронести его через весь год, памятуя слова апостола Павла: «непрестанно радуйтесь!»