8 октября в России отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского, духовный подвиг которого лежал в основе собирания Русских земель, в основе государства Российского, начавшего возрастать после Куликова поля, после того, как русскую рать благословил на подвиг защиты Отечества этот всенародно любимый русский святой.
В собрании фонда редкой книги Центральной городской библиотеки Рыбинска есть уникальное издание – репринт рукописного Жития преподобного Сергия, отпечатанный в 1853 году в «Литографии Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Пролистаем эту книгу.
«Между рукописями Троицкой Сергиевой лавры издавна хранится житие основателя обители, преподобного Сергия, игумена Радонежского, украшенное множеством изображений, писанных красками и золотом, – говорится в предисловии издателей. – Житие составлено учеником его Епифанием, и дополнено Пахомием Сербом. К житию присовокуплено похвальное слово Преподобному Сергию, написанное тем же Епифанием. Имена трудившихся в написании изображений, соответствующих обстоятельствам, упоминаемым в житии и слове, неизвестны. …Желая познакомить с сим памятником древнего искусства любителей священной древности и художников, изучающих наше древнее иконописание, Троицкая Сергиева лавра предлагает всю рукопись, текст и изображения, в точном снимке…»
Открывает книгу «предисловие автора» - вступление, которое «списано бысть от премудрейша Епифания». «Дивлюся о сем, како толико лет минуло, а житие его не написано», - размышляет премудрый Епифаний, и далее повествует о своих сомнениях: с одной стороны - о «недостоинстве» писать и рассуждать о предметах небесного свойства, с другой – о необходимости запечатлеть для будущего свидетельства чудес в земной жизни преподобного Сергия.
«Благослови, отче», - в самом начале повествования как бы возглашает автор, обращаясь к самому преподобному Сергию, и начинает: «Преподобный отец наш Сергий родился от родителей доброродных и благоверных – отца, нарицаемого Кириллом, и матери именем Мария». В Житии подробно описана и проиллюстрирована замечательными иконописными образами жизнь семейства, а также все события, связанные с младенчеством и отрочеством удивительного ребенка, каким был этот русский святой.
На страницах древнего жития повествуется и о том, как Сергий, начав править собиравшейся рядом с ним монашеской обителью, был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, «ни на един час не складывал рук для отдыха»; как потом, став настоятелем обители, он помогал инокам овладеть уменьем отдавать всего себя на общее дело, навыком к усиленному труду и привычкой к строгому порядку в занятиях, мыслях и чувствах.
«В монастыре все было бедно и скудно, но все были дружны между собой и приветливы, каждый делал свое дело, и во всех чуялся скрытый огонь, который обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в атмосферу обители», - писал один из историографов Лавры уже в ХХ веке.
Наконец, в житии Сергия Радонежского описаны и подробности кануна битвы с монголо-татарами на Куликовом поле, когда князь Димитрий Донской пришел в Сергиеву обитель за благословением на брань к преподобному. А затем на нескольких страницах описаны и подробности битвы, в которой, как повествует иконописец – автор миниатюр, вместе с русским войском выступали против врага и полки ангелов, и «побеждени быша погании татарове».
Блог сектора редкой книги и краеведения
Центральной городской библиотеки Рыбинска