По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Наследники

Я бы не посмотрел этот фильм, если бы не случайная встреча на Севастопольском кинофестивале. Ее вероятность была мала, но ведь случайностей не бывает, верно?

Мы не сразу договорились о том, что хорошее кино, в том числе детское, все же есть сегодня в России. До конца - так и не договорились. У нас разные «планки», и у Константина она выше, все, что не идеально, он хорошим не считает.

А потом я посмотрел «Рисунки дождем» и понял, почему. Его идеал – Тарковский, простор для размышлений, много планов, смыслов, пластов, соединенных одной идеей - единством людей, связанных разноцветными нитями друг с другом. 

Гипсовая кроватка, заставляющая рисовать. Белые одежды творца. Молчание художника, говорящего красками. Цветные нити из шприца, инъекция красоты в серый мир повседневности. 

Мысль о том, что искусство должно быть лекарством, преображающим мир, об этом еще Ренуар немного другими словами говорил. "Немой" санитар, убивший и воскресивший в себе человека.

Молитва, исцеляющая и поднимающая с одра смертного. Нищета настоящего искусства, все же приводящая к признанию. Да много чего, рисунки дождем, изменчивые и неповторимые, не зря же такое название.

Он много говорил про «Наследников», но мое первое впечатление после просмотра было очень неоднозначным. Фильм не вписывается в привычные рамки. Это и не лампочка, и не табуретка. Лампотабуретка какая-то. Но я уже видел «Рисунки дождем», и понял, что искать надо глубже.

Ключ к пониманию – название фильма. Это не обычная, любимая западным зрителем российская «чернуха» типа «Левиафана». Мерзость картин бытового пьянства здесь не очерняет россиян, а показывает глубину падения народа – Богоносца, лучшую часть которого уничтожили физически или выслали из страны. 

Мы – наследники тех, кто выжил. И под коростой грехов и безбожья в нас все же живет Русь, бескорыстная на подвиги, сострадание и настоящую любовь. 

Удивительно, но в фильме все герои – положительные. Хулиганы, воры, полицейские, учителя, торговцы – все, хоть и не идеальны, но, тем не менее, заслуживают наше уважение. Есть только один отрицательный герой. Сын, избивающий свою мать. 

И в этом – главный посыл кино. Мы – наследники. И мать нашу, хоть она и больна, и, с виду, не всегда красива, должны защищать. И тогда, как в фильме, откроются дары, и двери, и возможности. Россия - жива, и нам всем нужно думать, как объединять усилия, искать и соединять лучшее в ней. 

Смотрим!