Помните детскую сказку? – к слону подвели слепцов и спросили, что перед ними? Ответы были очень разными : колонна, стена, канат… Ведь каждый из них смог ощупать только какую-то часть слона: ногу, бок, хвост…
Наверное, попытка описать пребывание св. Иоанна Кронштадского в наших краях чем-то напоминает действия этих слепцов. И дело не только в том, что с тех пор прошло целое столетие. Нам, людям ХХI века, трудно себе даже представить ту любовь, то почитание, которые вызывал у современников отец Иоанн.
Вот как очевидцы описывают его путешествие по Волге:
«Толпа бежала по берегу, простые люди при приближении парохода становились на колени…»
«Народ хлынул в воду… и стояли по пояс в воде, кричали, крестились, молились…»
КТО нынче к нам должен приехать, чтобы мы – нет, ни по берегу бежать, ни в воду бросаться – просто вышли бы из дома?..
Любовь и вера в силу молитвы отца Иоанна выражались и в том, что Кронштадтскому пастырю жертвовались огромные даже и по сегодняшним меркам суммы денег: «… через его руки проходило в год не менее миллиона рублей. Одной рукой он принимал, другою раздавал». Жертвовали ему церковную утварь, облачения. Жертвовали целые имения.
Одним из таких имений и было Ваулово, подаренное отцу Иоанну сенатором В.П. Мордвиновым в 1903 году. Он побывал здесь впервые летом того же года. И вот уже посещение Ваулова становится ему таким же необходимым, как и ежегодная поездка на родину, в Архангельскую губернию.
Читаешь письма батюшки из Ваулова и поражаешься. Ведь те, кто побывал там в наши дни, пожалуй, согласятся с такой оценкой – ну деревня и деревня. Даже если абстрагироваться от назойливых следов «тракторного мышления» и современных построек, ну что там хорошего? Речушка, которую курица вброд перейдет, какие-то невнятные заросли вдоль нее…
А в письмах отца Иоанна это звучит так: «Луга, леса – загляденье, рай земной…» ; «В Ваулове прекрасно – выше всякого описания…»; «Здесь дивная красота природы…»; «…местность здесь так хороша, что для восстановления физических сил не нужны никакие другие дачи или заграничные курорты».
Может быть, дело не только в природе? Епископ Арсений Жадановский в своих воспоминаниях писал: «Там, где только появлялся он (отец Иоанн Кронштадтский – Е.П.), атмосфера сейчас же становилась святой». Да и сам отец Иоанн писал: «…в духовном отношении храмы Божии здесь – первая красота. Они и выстроены в доброе старое время весьма архитектурно по изящному вкусу бывших помещиков-князей. Внутреннее изящество храмов – великолепное, порядок во всем образцовый. Я служу ежедневно, причащаюсь, монахинь и мирян причащаю часто».
Небом на земле называл отец Иоанн Божественную литургию, а служил он ежедневно. Может, этот небесный отсвет и делал Ваулово раем?
В имении же учрежден был Успенский скит Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Сперва его населяли петербургские монахини, их присылали сроком на один год, потом стали поступать и местные. За 16 лет его существования были построены: кирпичный заводик, богадельня, странноприимный дом, каменная ограда вокруг всего монастыря – и домик для отдыха отца Иоанна Кронштадтского.
За несколько месяцев до своей кончины отец Иоанн последний раз гостит в Ваулово. В его дневниках читаем мы о тяготах путешествия: холод, прокуренный вагон… Здоровье батюшки все хуже: «Я крайне слаб. Аппетит плохой». (А с чего ему быть хорошему? Дневник пестрит записями: не есть молока! Не есть рыбы! Не ужинать! Только перловка! Ничто не заменит перловку! Морошки бы – да не сезон, только сок прошлогодний от морошки нашли…Е.П.)
Трогательной заботой насельниц окружен здесь отец Иоанн. А служащий здесь священник отец Михаил Сретенский даже устроил на пасеке стеклянный улей, чтобы мог батюшка наблюдать за жизнью пчел. Кажется, что здесь полная идиллия. Вот в летний зной приносят увядшие саженцы лип. Прижиться у них шансов нет. Но отец Иоанн благословляет поникшие ростки - и желающие могут хоть сейчас пройтись по роскошной липовой аллее. «Творчество и Промысл Божий на цветах, на травах, на кустарниках и деревьях. На птицах, животных домашних и зверях, на рыбах, на раковинах и панцирях, живых тварях – на всяком творении».
Да и ароматный воздух Ваулова делает свое дело: «Я начинаю чувствовать себя лучше с каждым днем… Здесь я огражден от всяких беспокойств», «Здоровье мое стало лучше на свежем воздухе, при всяких благоприятных обстоятельствах».
И опять недоумение. Что подразумевает отец Иоанн под благоприятными обстоятельствами? Ограждением от беспокойства?
Служит он ежедневно, причем народа на службах великое множество, для предотвращения возможных беспорядков из Ярославля приезжает конная полиция. В числе прихожан множество мамаш с младенцами (наверняка, орущими, потому что батюшка в своих дневниках сетует на неумелость и неловкость этих мамаш). «Бывало и так,- пишет вауловский гость о. Иоанна, епископ Арсений,- видя натиск, а может быть, и недостойных, он уходил в алтарь и говорил мне, что больше причащать не будет. Стоявшие по сторонам две монахини дерзали иногда опровергать замечания батюшки. Охотно соглашаясь с ними, отец Иоанн говорил: «Ну, тогда другое дело», - и с любовью преподавал Святые Тайны желающим».
А постоянный наплыв сектантов – «иоаннитов»? Это ли не беспокойство? Опять цитируем владыку Арсения: « Ярославские защитники чести о. Иоанна… приехав с оружием, намеревались разогнать стрельбой неспокойных почитателей батюшки».
Каждый день у о. Иоанна множество гостей, и всех их он заботливо угощает, старается напоить чаем (а сам – перловку!). Однажды заметил на тарелке нарезанные ломтики лимона со снятой кожурой и резко спросил: «Кто же так неумело подает? Позовите послушницу». Та, похоже, была уже из местных, потому что она попросту не знала, как нужно резать лимон. Да и видела ли она их раньше, лимоны…
…Несколько лет назад в рождественские подарки учеников одной из тутаевских школ положили по плоду киви. Однако почти все киви остались нетронутыми на столе среди пустых тарелок и конфетных оберток. «Почему вы не стали это есть?»- спросили у одного из учеников. «Картошку-то?- возмутился тот. – Когда столько конфет?»
Но вернемся в Ваулово 1908 года. 28 июля скит посещает будущий патриарх Тихон, а тогда - архиепископ Ярославский и Ростовский. «Стоял и молился всю обедню, пил чай и осматривал скит» - запись в дневнике о. Иоанна. А вот устное свидетельство монахини Арсении: « Когда им (о.Иоанну и архиепископу Тихону) были поданы два кресла, они сели. А потом батюшка вдруг встает и говорит: «Владыка, пересядьте на другое кресло. Ваше место – патриаршее». А в одной из книг о святителе Тихоне приводится такой эпизод: «Оба сели рядышком, побеседовали. Наконец Батюшка встал и сказал:
- Теперь, Владыка, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну.
И вышел. Архиепископ Тихон не посмел сесть на место отца Иоанна».
А за много лет до этого, в 1894 году, в Ливадии, о. Иоанн посетил умирающего Александра III. Что же сказал ему Император, которого вся Европа должна была ждать, пока он удит рыбу? «Я не смел пригласить Вас сам. Благодарю, что Вы прибыли».
Так кто же был этот провинциальный протоиерей, перед которым робели цари и имели дерзновение простые романовские девчонки ( вспомните двух монахинь на клиросе)? Перед каждым из нас широкое поле для поисков ответа – множество книг о Кронштадтском пастыре, фильмов, фотографий. Опубликованы многотомные труды отца Иоанна. Его проповеди, дневники, письма. Главное, интересоваться… В одной из дневниковых записей, здесь, в Ваулово, отец Иоанн записал: «Интересуетесь ли вы, братья и сестры, всеискупительным делом Христовым, Его домостроительством человеческого спасения. Интересуетесь ли Церковью, учением Евангелия, Таинствами. Интересуетесь ли Жизнью Вечною…которой интересовались все смысленные, здравомыслящие люди? Все мы интересуемся часто сущими пустяками, отчего же не интересуемся этими бесконечно важными для нас вопросами?» И еще: « Любишь памятники знаменитых людей чем-либо; любишь смотреть на их портреты, фотографии, отчего не любишь смотреть на лики Святых? Ты непоследователен…»
Будем же последовательны – обратимся к иконе батюшки и самому короткому пути к ответу – молитве к самому святому праведному отцу Иоанну Кронштадтскому.
Елена Полякова