По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Житие священномученика Сергия Заварина

Предисловие

Из окна вижу луг и слегка пожухлую августовскую траву, мирно пасутся овцы, на восток плывут облака. Заранее сложив будущий текст в своей голове, понимаю – так будет не всегда. Времена мирного жития непременно закончатся — этому нас, христиан, учит история. События, о которых пойдет речь, разворачивались в селе Троица (ранее Троица-Закулжье), где ныне я сам нахожусь и пишу это повествование. Если выйти из кельи во двор, то в конце улицы будет виден храм во имя Святой Живоначальной Троицы, в нем отслужил свою последнюю Литургию протоиерей Сергий Заварин. Старое название села происходит от построенного в нем храма и реки Кульза, протекающей неподалеку с северной стороны. За Кульзой — Закулжье. Изначально здесь был построен деревянный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Он был возведен местными жителями в благодарность Богу за спасение села от Малюты Скуратова. Изначально построить его хотели в селе Плетенево, но, поскольку места там были не вполне подходящими, господа деревни Кунеево — Даниловы — Домнины выделили из своей вотчины 50 десятин земли на берегу невысыхающего ручья Поволоска, он существует и поныне. Точная дата постройки храма неизвестна, но предположительно это конец 16 века. Простоял храм около 200 лет, пока не обветшал. В церковных документах хранилась такая летопись:

«Когда пришел в ветхость старый, деревянный храм, было приступлено к сооружению нового, каменного, который построен был в 1810-м году.»

Новый храм, был освящен в честь Святой Живоначальной Троицы.

Церковь Троицы Живоначальной. с.Троица бывшее Троицкое в Закулжье

В маленьком селе Вознесенское Любимского уезда, что в Ярославской губернии, в далеком 1885 году, месяца сентября 10 числа, в день попразднства Рождества Пресвятой Богородицы, родился будущий протоиерей Сергий Заварин. В 1819 году в селе Вознесенское построили храм, освященный в честь Вознесения Господня. Он действовал до самого 1985 года и был закрыт на недолгое время, ныне же активно восстанавливается, и в нем совершаются Божественные Литургии. Настоятель — мой друг, иеромонах Вениамин (Мальцев). Этот самый храм посещал не единожды сам архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, который впоследствии стал Патриархом всея Руси. В день посещения села Вознесенское он также гостил в доме священника отца Константина, родителя будущего священномученика Сергия Заварина. Вы только почитайте, что сообщает об этом визите история:

«23 числа июля Владыка по просьбе прихожан села Афанасьевского в Банеуни ездил в это село. Дорога шла через село Вознесенское; в 8 часов утра Владыка прибыл в село Вознесенское и с местным благочинным К. Завариным отправился в село Афанасьевское, отстоящее от села Воскресенского в 10 верстах… На обратном пути заехал в село Вознесенское. Здесь, осмотрев церковь, зашел к местному благочинному К. Заварину, где ему были предложены чай и закуска. Побеседовав во время трапезы с домохозяином и его семьей и благословив их, Владыка в 5 часов вечера отправился пешком домой».

К сожалению, не сохранилось никаких сведений о детстве и юности новомученика Сергия, и следующая веха его биографии открывается нам только с момента окончания Ярославской духовной семинарии. Ярославскую семинарию можно считать знаменитой, так как из ее стен вышли митрополит Филофей (Успенский), епи?скоп Вениами?н (Воскресенский), Васи?лий Григо?рьевич Василье?вский и, конечно же, Сергий Заварин.

По окончании ЯДС Сергея Константиновича Заварина рукоположили в сан пресвитера, и до 1927 года он служил в селе Копорье Мологского уезда Ярославской губернии, после чего был назначен служить в родном Вознесенском храме, где настоятелем был его отец Константин. Там же отца Сергия (Заварина) возвели в сан протоиерея за безупречную службу Церкви Христовой. Не закончился 1927 год, как отца Сергия снова переводят, но уже в село Троица?Закулжье (ныне Троица) Любимского района Ярославской области на должность настоятеля храма Святой Живоначальной Троицы. Перевод этот был вынужденной мерой, и причина его такова, что говорить о ней совсем не хотелось бы. Дело в том, что священник, служивший в Троицком храме, публично отрекся от сана. Вот что пишет о нем в своем очерке о Троице в Закулжье протоиерей Адриан Милков:

"Если о. Николай Итинский был на своем месте как педагог и в то же время незаменим как общественник, то уже в должности священника он сходит со ступени. Его образ как пастора не только тускнеет, но в некоторых случаях приобретает даже уродливые формы. Правда изредка здесь он показывается на поверхности жизни, но в глубины этой жизни как пастырь, как духовный отец он не спускается. На пасторство он смотрит не как на источник воды живой, куда идут все усталые в жизни, скорбные духом, больные на жизненном пути, и здесь он не старается спуститься к струям этого источника, чтоб ими прохладить раны души и начисто смыть её застарелую, греховную проказу. В пасторстве он находит скорее источник своих жизненных сил, и из него старается почерпнуть как можно больше всего, чтобы расширить свои житницы и, подобно Евангельскому богачу, сказать: «еще пей, веселись» (Лк. 12,19). От этого, прежде всего, он замыкается в себе, расширяет свое хозяйство, полученное им от тестя, делается своего рода новым фермером, увеличивая поголовье скота до шести коров, а пасеку за пределы сорока семей. В годы революции с наступлением времен НЭПО, он первый из прихожан делает опыт к переходу на отрубное хозяйство и с помощью наемной силы занимается агрономическим полеводством и устройством своего жилища. Прослужил о. Николай Итинский на данном приходе 20 лет, после чего в 1923-м году снял сан и скромно доживал последние годы жизни. В 1943 – м году он умер, как раб Божий Николай".

Это назначение для отца Сергия стало дорогой на Голгофу с самых первых дней настоятельства. Сотрудники ОГПУ активно начали собирать сведения, которые могли бы парализовать деятельность настоятеля. На основании этих «сведений» было принято решение о необходимости применения «мер социальной защиты» от священника.

Забегая немного вперед, приведу сообщение из архивов за 1932 год:

«Поп Заварин, личность антисоветская, по своему приходу распускает слухи, что в колхозы идти не надо: как только будут колхозы, так закроют церкви; при организации в селе колхоза поп служил большую обедню и на вопрос «почему у него так много сегодня народа», ответил: «может быть, уж служу в последний раз».

Но это было потом, а по приезде в том же злосчастном 1927 году началась целая серия удушающих приемов со стороны тогдашних властей. Например, суд присудил отца Сергия к выплате штрафа, обвиняя в потраве овса — штраф 30 руб, а через три года, в 1930 году – к штрафу за непоставку молока государству. В 1931 году власти настойчиво предложили отцу Сергию заплатить так называемый «культ сбор» в размере 735 рублей. Гонители Церкви знали, что этим деньгам взяться неоткуда, и надеялись, что отец Сергий просто сбежит. Именно по причине того, что денег нет, отец Сергий отказался от выплаты и был вынужден собирать деньги по домам прихожан. Собрать и уплатить удалось 400 рублей. Власти, поняв, что их задумка против священника провалилась, произвели опись имущества в доме настоятеля, дабы сильнее досадить «несговорчивому попу». Есть так же сведения, что в 1927 и 1930 годах отец Сергий был оштрафован по гражданским искам, связанным с налогообложением его хозяйства. Одно из свидетельств таких мер воздействия, недавно найденный мной документ, датированный 27 мая 1934 года и, вероятней всего, имеющий непосредственное отношение именно к храму Святой Живоначальной Троицы в с. Троица-Закулжье. Справка выдана некоему рабу Божьему Смирнову, по моему предположению, одному из помощников настоятеля, вот её текст:

«Разрешение

Дано настоящее разрешение культу церкви Троицы, Смирнову в том, что ему разрешается хождения по домам 27с.г. мая 1934г. Секретарь с/сов.Богданов»

А вот еще один из доносов на протоиерея Сергия, датируется 3 марта 1932 года:

«Заварин по вопросу коллективизации и взаимоотношения советской власти и колхозников с Церковью говорил: «Коллективизация Церкви не касается: коллективизация сама по себе, а Церковь сама по себе, отпадение отдельных членов от Церкви есть и будет; возможно, даже храмы будут закрыты, но Церковь, как общество верующих, не должна прекратить своего существования. Согласно слов Христа: «Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее». Вера есть внутреннее духовное настроение человека и дело совести его; можно быть верующим и в колхозе, и атеистом вне его, а для существования Церкви, как общества верующих, достаточно два-три человека, ибо сказано: «где двое или трое собрались во имя Мое, тут и Аз среди них”».

Поистине, удивляет, с каким рвением доносчики служили новому хозяину. Для примера попробуйте это прочесть, и тут же повторить. Не вышло? Вот и представьте себе, какими «дарами» наградил их сатана, дабы ловчее истреблять народ Божий. Это же надо запомнить такой текст со слов, донести его и записать на бумагу.

Вторая половина тридцатых годов стала еще более тяжелой для протоиерея Сергия. Его без конца вызывали в Любимский УНКВД, уговаривали снять сан, сулили блага и, проклятия, если тот не отступится. Что еще там было — один Бог ведает. И вот, когда уговоры и запугивания не действуют, на помощь приходят те самые сыны дьявола, готовые в любое время дня и ночи клеветать на сынов Божьих. Очередное донесение, датированное 1937 годом, от председателя Бармановского сельсовета (предположительно Богданова):

«Довожу до вашего сведения, что в нашем Бормановском сельсовете работает группа церковников, возглавляемая попом Завариным. Товарищ начальник НКВД, мне чего?то подозрительно, что поп Заварин часто получает из Буя посылки под видом свечей, я считаю, нет ли чего в этих свечах; а также вся эта братия занимается агитацией против колхозного строительства, а поэтому я прошу вас на это дело обратить серьезное внимание и посмотреть на попа Заварина и его ближайшего друга дьякона, который распускал свою семью по селениям по миру с агитацией, что советская власть им хлеба не дает».

И вновь 28 октября председатель сельсовета сообщает в НКВД новое «сочинение»:

«Весной 1937 года, в период весеннего сева, в религиозный праздник Заварин… в деревне Мельцево среди колхозников говорил: «Православные миряне, лен не сейте – эта культура требует больших затрат по времени, а пользы никакой… Займете землю, хлеб сеять негде; придет осень, кроме льна, есть будет нечего, а лен отдадите за гроши: вы же покупаете последние сорта ситца – метр за большие рубли».

Когда все методы были опробованы, и властям стало ясно, что несговорчивый поп не покинет своего храма, где-то в кулуарах Любимского УНКВД решили поставить точку в этом вопросе.

Художественное отступление…

На Дмитриевскую (Родительскую) субботу, 30 октября 1937 года, в храм вошли несколько человек в черных кожаных куртках. В алтаре при открытых Царских вратах за престолом лицом ко входу стоял священник. Хор тонкими, женскими голосами протяжно пел «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Сквозь пение к алтарю стали приближаться тяжелые шаги, каждый раз лязгая металлической подковкой каблука, словно затвором винтовки. Вот один в черном становится у Северных врат, двое других — входят Южными в алтарь и хлопают вратами с иконой Архистратига Михаила, словно кабинетной дверью. Отец Сергий стоит на Горнем месте сосредоточен, взволнован, но не напуган. Из кадила в левой руке поднимается дым фимиама и, слегка обволакивая священника, рассеивается по алтарю. Человек в черном подошел к настоятелю и, сняв кожаный картуз с красной звездой, махнул им несколько раз перед лицом, развеивая дым. Пристально посмотрев в глаза священника, прошипел: «Ну че, прямо здесь?» — и положил правую руку на кобуру с наганом. Последовала невыносимая пауза, сердце в груди священника забилось как птица, заточенная в неволю.

«Да ладно, пошутил я!» — сказал чекист и, осклабившись, накинул кожаный картуз на голову, закрыв и без того узкий лоб. Отец Сергий продолжал стоять, шевеля беззвучно губами, в глазах его был только один вопрос: будет следующий возглас или нет, дадут возглас или не дадут. Если дадут, то как это сделать — громко, так, чтоб этот с наганом отшатнулся или, напротив, тихо и смиренно. Вдруг это еще не конец и, попугав, уйдут… Видя, что священник совершенно не испугался, человек в черном продолжил: «Отец Сергий, я тебе добра желаю! Снимай эти тряпки, откажись и езжай, куда хочешь, или здесь себе живи, никто не тронет». Вдруг неожиданно для чекиста, да, пожалуй, и для самого себя, отец Сергий повернул лицо в сторону нквдшника и, глядя в глаза, тихо, но очень твердо сказал: «Я с верой родился и с верой умру». Отец Сергий стал в Царских вратах, последний раз поклонился возлюбленной своей пастве, благословил и отправился на встречу с Господом. Отца Сергия отвели в его дом, где вовсю шел обыск. В одной из комнат стояли у стены старшие два сына, руки их были связаны за спиной, они тоже были арестованы.

После обыска арестованных увезли в Ярославскую тюрьму, а матушку с двумя младшими детьми выгнали из дома, не разрешив взять никаких вещей.

5 ноября 1937 тройка при УНКВД СССР по Ярославской обл.

Обвинение: «участник к/р организации церковников»

Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР

Приговор: 10 лет ИТЛ

Обвиняется:

в создании контрреволюционной церковной группировки, проведении нелегальных сборищ, клеветнических измышлениях по адресу советской власти, распространении клеветы о голоде в колхозах и призывах не вступать в них.

Нужно отметить, что ни с одним пунктом обвинения протоиерей Сергий не согласился.

Привожу ниже текст одного из допросов протоиерея Сергия Заварина:

«– Следствию известно, что весной 1937 года в религиозный праздник, вы, будучи с Поповым в деревне Мельцево, вели антисоветскую агитацию против посева льна, высказывая одновременно всевозможные клеветнические измышления по адресу колхозного строительства и советской власти. Вы это подтверждаете? – спросил отца Сергия следователь.

– Действительно, в деревне Мельцево я, Заварин, и диакон Попов были, но не весной, а летом, примерно в июле 1937 года, но никакой антисоветской агитации не вели, – ответил священник.

– Свидетельские показания вас уличают, что вы вместе с дьяконом Поповым, будучи в сентябре сего года в деревне Теняево, среди населения высказывали всевозможные пасквили по адресу колхозного строительства. Вы это подтверждаете?

– Были мы или нет в деревне Теняево, этого я не припоминаю, поэтому и свои высказывания против колхозного строительства я также не припоминаю, но мне думается, что против колхозов я ничего не говорил; то же самое могу сказать и про диакона Попова.»

В деле С-9031 имеется справка, в которой указано, что Заварин в 1938г. проходил по делу: Архив УКГБ по Ярославской обл. Д.3150. Реабилитирован, 19.05.1989 прокуратурой Ярославской области.

Место ареста священномученика Сергия Заварина - алтарь Троицкого храма

Земная жизнь отца Сергия Заварина оборвалась в дни Великого поста 14 дня апреля месяца 1938 года. В этот день Церковь вспоминала Преподобную Марию Египетскую. Похоронен он был в братской, безвестной могиле.

Канонизирован священномученик Сергий Заварин Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г.

Послесловие

Брат Сергия (Заварина), Николай Константинович Заварин, родился в 1896г., был арестован 29 марта 1929 года после рапорта помощника, уполномоченного ОГПУ, который докладывал 21 марта 1929г.:

«…соборный поп гор. Нерехты Заварин возбуждает к волнениям и беспорядкам, распространяет провокационные слухи о катастрофичности экономического состояния Союза и неизбежности падения власти».

При обыске на квартире о. Николая были изъяты хранившиеся у него послания Св. Патриарха Тихона. Виновным себя не признал и был приговорен к 3-м годам ссылки на Урал. Повторно был арестован во время кампании по снятию колоколов с церквей. Выступил против снятия колоколов, давал разъяснения в сельской церкви, направленные против обновленчества.

19 сентября 1937 года был обвинён тройкой при УНКВД СССР по Костромской обл. «организация церковно-монархической группы» и приговорен к расстрелу. Расстрелян 21 сентября 1937г.

(Архив УФСБ по Костромской обл. Список репрессированных священнослужителей)

Супруга, Александра Васильевна Заварина, о её судьбе ничего не известно.

Сын новомученика Сергия Заварина, Борис Сергеевич Заварин, родился 23 апреля 1910 года в селе Копыри Ростовского уезда Ярославской губернии (ныне Ивановская область) Был определен на должность псаломщика в храм с. Копыри.

16 января 1938 года был арестован. 17 января Борис Сергеевич вместе с тремя священниками, служившими в соседних селах и тоже арестованными, был доставлен в тюрьму в городе Вологде и в тот же день допрошен. Священники оговорили себя, признав себя виновными. 18 января следствие по делу арестованных священников и псаломщика было завершено; в материалах, приготовленных для заседания тройки, начальник Грязовецкого отделения НКВД рекомендовал осудить псаломщика «по 1-й категории» (т.е. к расстрелу). 21 января тройкой УНКВД по Вологодской области был осужден как «активный участник к-р подпольной организации духовенства» и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 7 февраля 1938 года в Вологодской тюрьме. Погребен в общей безвестной могиле. Реабилитирован 14 апреля 1989 года прокуратурой Вологодской области. Причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 12 марта 2002 года для общецерковного почитания.

Храм, где отслужил свою последнюю Литургию и был арестован священномученик Сергий, существует и поныне. После отца Сергия Заварина в храме было еще три настоятеля:о. Дмитрий Викторов, о. Сергий Беляев и о. Геннадий Бухаловский, с уходом которого на другой приход в Троицкой церкви настоятеля больше не было, и в 1961 году храм был закрыт.

1 августа 2015 года в день обретения мощей Преподобного Серафима Саровского часовню во имя всех Святых у храма Святой Живоначальной Троицы, посетил Преосвященнейший Вениамин, епископ Рыбинский и Угличский. Была совершена Божественная литургия и молебен с акафистом ко святому Серафиму Саровскому.

Преосвященнейший Владыка благословил всех молящихся на возрождение святыни. С 1 августа службы в часовне у храма стали постоянными.

Священномученик Сергий, моли Христа – Бога о нас!

Использованы материалы:

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ Игумен Дамаскин (Орловский). Апрель.». Тверь. 2006. С. 4—8.

Жития Новомучеников и исповедников Российских ХХ века.»

А.Н.Милков «Исторический очерк села Троицкаго Закулжья»