Они - старше людей, старше звезд. "Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громогласно все ангелы Мои" (Иов. 38:7). Их разум совершенней нашего, и способности – тоже. Им знаком полет, они видят сквозь время, понимают все, даже самые глубинные помышления сердца человека. Они настолько сильны, что могут уничтожать целые города.
Ангелы духовны и бестелесны по сравнению с людьми, но не по сравнению с Богом. «Дух плоти и костей не имеет», читаем мы в Евангелии от Луки (24:39). Мы не видим их, как не видим воздух, которым дышим, но если воздуха вдруг нет, мы сразу это ощущаем.
Они, по слову Иоанна Дамаскина, «ни стенами, ни дверями, ни запорами, ни печатями не удерживаются… и пребывают в местах, постигаемых только умом». Тем не менее, некоторые исследователи Писания утверждают, что Ангелы все же умалены перед человеком тем, что они не обладают способностью творить. В этом человек даже выше Ангелов, и более уподоблен Богу.
Ангелы отличаются друг от друга степенью власти и совершенства, направлениями деятельности и ответственности. Библия, например, говорит об Ангеле вод: «И услышал я Ангела вод» (Откр.16:5), Ангеле огня: «Ангел, имеющий власть над огнем» (Откр.14:18), ангелах, покровительствующих царствам, народам, церквам. Наконец, при Крещении каждому христианину уделяется особый ангел-хранитель. «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).
Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. «Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные».
Слово ангел означает вестник, это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит данное поручение. Будучи созданы бессмертными, ангелы никогда не умрут, они не имеют пола и возраста. Однако, служение Богу и людям они осуществляют не как бездушные механизмы, а осмысленно, творчески, «радуются о каждом кающемся грешнике» Лк. 15:10.
В церковной традиции их называют «вторыми светами», как бы отблеском Божественного света. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что «Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них».
Кирилл Иерусалимский писал о количестве ангелов так: «Представь людей, начиная от Адама до сего дня: велико множество их, но оно еще мало, в сравнении с Ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца». Здесь святитель нас отсылает к притче, рассказанной Господом о том, что пастырь добрый ради одной потерянной овцы оставляет 99 овец, и отправляется на поиски ее, чтобы на плечах своих вынести заблудшую овцу и вернуть ее в стадо.
Здесь мы видим образ того, что Господь Иисус Христос, воплощаясь, покидает мир совершенный, мир Божественный, оставляет верный Ему Ангельский мир и спускается вниз за одной падшей овцой — за тем, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью – служения людям.
Вождь Небесного Воинства, Небесных Сил есть Архистратиг, Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами или один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола.
Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Падение ангелов совершилось не одновременно, у них, как и у людей в Эдемском саду, была свобода выбора между добром и злом. Не все выбрали благой путь.
Апостол Иуда говорит (1:6): «Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд Великого дня». Евангелие от Луки повествует, что «Он (Господь) видел Сатану, спавшего с неба, как молния(10:18)».
Сначала выбрал путь противления и пал самый высший и разумный ангел Денница, а затем увлек за собой множество ангелов. После этого падшие ангелы были низвержены с Небес, а светлые утвердились в добре и любви к Богу. Они сделали свой нравственный выбор, и поддерживаемые в своей деятельности Божьей благодатью, уже никогда не согрешат.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) оставил нам на этот день, Собор Архистратига Михаила, следующее духовное завещание:
«Есть предание, что конец света настанет тогда, когда число праведников восполнит то число ангелов, которые отпали, поэтому, мы должны постараться войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!»
Пресс-секретарь Рыбинской епархии протоиерей Евгений Глазунов