По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Типы деструктивных групп религиозного и псевдорелигиозного характера в социальных сетях

В настоящее время интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни всех людей, с их помощью происходит не только общение и обмен информацией, но и реализация всевозможных товаров и услуг. Интернет-бизнес является одной из самых динамично развивающихся сфер деловой активности в мире. Не удивительно, что к услугам интернет-маркетинга прибегают и всевозможные деструктивные сообщества – от классических, получивших известность в результате деятельности off-line, до экстравагантных и существующих только в виртуальном пространстве.

Следует обозначить критерий, на основании которого сообщество может быть названо деструктивным. Как правило, под деструктивным понимают такое сообщество, которое в результате своей деятельности причиняет вред обществу и/или своим членам, а также подозреваемое в такого рода активности. Понятие деструктивной группы практически тождественно деструктивному культу. Деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение тела, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого повиновения, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной

организации, их семей или общества1.

Типология деструктивных групп в социальных сетях крайне сложна в силу их большого числа и разнообразия. Однако представляется возможным выделить следующие их виды.

1. Интернет-версии классических НРД и аффилированные с ними движения.

Ярким примером данного типа является популярное сообщество «Общее дело». Несмотря на декларируемые созидательные цели (борьба с химическими зависимостями и пропаганда традиционных ценностей), проект направлен на вовлечение новых членов в Международное общество сознания Кришны. Так, например, снятый движением фильм «Как научиться любить. Пошаговая инструкция» содержит в себе массу стандартных мнений о любви и необходимости труда в браке. В качестве экспертов в фильме фигурирует ряд спикеров, представленных как психологи. Их авторитетное мнение должно расположить зрителя к приятию излагаемых в фильме тезисов, однако практически все эти «психологи» не имеют специального образования и так или иначе связаны с ИСККОН. Без особого труда можно узнать о том, что «эксперты» практикуют ведическую психологию и являются активными адептами одного из самых известных деструктивных культов. Следует отметить также, что в указанном фильме снялся прот. Андрей Ткачев, также именуемый психологом, несмотря на отсутствие профильного образования и диплома психолога. Присутствие популярного проповедника должно было повысить респектабельность фильма и привлечь дополнительную аудиторию. Как правило, группы данного типа наполнены привлекательным красочным контентом, что свидетельствует о хорошем финансировании и работе специалистов. В таких группах не происходит

прямая вербовка новых адептов, их задача – привлечь внимание максимально большого числа людей, среди которых в дальнейшем будут отбираться кандидаты на вербовку.

К этой же группе следует отнести такие проекты как «Научи хорошему» (связан с оккультной сектой «Концепция общественной безопасности»), различные неоязыческие паблики – методы их работы принципиально не отличаются друг от друга.

Механизм работы этих сообществ в социальных сетях примерно один и тот же. Они имеют достаточно большую аудиторию, однако не все подписчики сообщества полностью разделяют идеи рекламируемого культа. Многие из простых подписчиков лишь интересуются представленной в паблике информацией и не готовы на какие-либо активные действия. Более узкий круг активных подписчиков во многом согласен с пропагандируемыми идеями и принимает их всерьез, однако практическое выражение этого согласия может быть ограничено только сферой социальной сети. Ядро же сообщества составляют адепты культа, создавшего группу в социальной сети, на чью жизнь идеи деструктивной группы имеют непосредственное влияние.

2. Группы, рекламирующие различные опасные тренинги.

К данному подтипу относятся все сообщества, рекламирующие деструктивные тренинги, от занятий по расширению сознания до тренингов пик-апа. Яркие примерами являются мотивационный тренинг для мужчин «Спарта» (связан с движением последователей Р. Хаббарда и движением «сайентология», 63 тыс. подписчиков2), «Школа Папы и Бороды» или тренинги «Симорон» (25 тыс. подписчиков, пропагандируют оккультное мышление), печально известный Алекс Лесли (материалы в сети блокируются по решению Смольнинского районного суда, на семинарах

практикуют промискуитет и девиантное сексуальное поведение, разрушительно сказывающееся на психике адептов). В настоящее время существует очень большое число деструктивных тренингов и все они рекламируются в социальных сетях. Подробнее об этом типе сообществ можно узнать на сайте психолога Александра Невеева - http://neveev.ru , там же есть инструкция по определению деструктивного тренинга.

3. Псевдорелигиозные деструктивные сообщества, популяризирующие опасное и антиобщественное поведение.

Здесь целесообразно выделить следующие подтипы:

- Группы, пропагандирующие отказ от медицинской помощи: ВИЧ-диссиденты, отрицающие существование ВИЧ и СПИД (максимальное число подписичков – 16 тыс.), антипрививочники (90 тыс. подписичков, очень популярна в православной среде).

- Сообщества поклонников альтернативной медицины и целителей: Неумывакина (лечат все болезни содой и перекисью водорода с предсказуемым результатом, около 9 тыс. подписчиков), Михаила Филяева (лечит рак гипнозом, около 2 тыс. подписчиков), Петра Гаряева (создатель теории «волнового генома» и «телегонии», общепризнанный в научном сообществе шарлатан, 14 тыс. подписчиков) и других. Основная задача «целителей» - получение прибыли с адептов при помощи продажи им «панацеи» или курсов и семинаров. Обычно каждый «целитель» имеет свое маленькое кладбище.

- Сообщества, искажающие православное учение и порочащие священноначалие РПЦ. К сожалению все маргинальные псевдоправославные движения типа борцов с ИНН и «экуменизмом» вышли в социальные сети и имеют свои каналы на видео-хостингах. Самые яркие примеры: иеромонах Рафаил Берестов (обвиняет патриарха Кирилла с экуменизме и сеет смуту), прот. Владимир Головин (создал сомнительное движение молитвы по

соглашению, проводил «духовное лечение», а когда у его правящего архиерея возникли вопросы по этому поводу, обвинил епископа и митрополита в злодейских замыслах), схиигумен Сергий Романов (проводит «отчитки», борется с ИНН и т.д.). Члены сообществ данного типа демонстрируют фанатичную приверженность лидеру сообщества, не воспринимают любого рода критику в отношении лидера и созданного им движения.

Одним из самых важных аспектов пребывания человека в социальной сети является саморепрезентация. Каждый человек желает выглядеть привлекательно в глазах других, создать социально приемлемый образ себя. В социально сети привлечь внимание к своей персоне можно не только созидательными достижениями или красивыми картинками и интересным контентом. Наибольший резонанс вызывают провокационные материалы – так называемый шок-контент. Они активно просматриваются и обсуждаются, привлекая к персоне автора внимание очень большой аудитории. В данном случае реакция общественности не важна: это может быть как осуждение, так и одобрение. Важны только лайки, репосты и количество просмотров. Это позволяет ощутить себя важным и значимым. Именно поэтому все действия, а особенно противоправные, навязчиво фиксируются на фото и видео (например, селфи из автозака задержанных сторонников Навального, убийство котят девушками-живодерками и массовые избиения «офников»). Самое важное в этом - создание привлекательного, модного образа себя. Представители старшего поколения менее склонны к увлечению деструктивными тенденциями, а вот юные пользователи, в силу естественной их возрасту склонности к подражанию, относятся к шок-контенту положительно. Также серьезное влияние на подростков в социальных сетях оказывает сообщество, одобрение которого они желают получить. Для этого они готовы пойти на сомнительные, и даже аморальные действия, в ряде случаев - совершить противоправное деяние. Наиболее подвержены деструктивному влиянию дети и подростки из семей, где нет крепкой

эмоциональной связи с родителями (неполные, неблагополучные семьи, семьи в кризисной ситуации). Ощущая отчуждение родных и близких, их равнодушие, подросток находит замену близким отношениям внутри семьи в деструктивном сообществе.

Таким образом, социальные сети представляют собой удобный инструмент для распространения как конструктивных, так и деструктивных идей. Деструктивные культы активно используют площадки социальных сетей для вербовки новых членов, а движения, являющиеся преемниками «молодежных банд» прошлого, популярны у тысяч подростков по всей стране. С одой стороны, ничего принципиально нового не произошло: деструктивные группы используют хорошо известные методы воздействия на сознание человека. В то же время площадки социальных сетей значительно упростили доступ к опасной информации. На текущий момент государство задействовало механизмы борьбы с вредными сообществами в социальных сетях, совместно со специализированными отделами правоохранительных органов работают и добровольцы – так называемые «киберволонтеры». Однако работают они с уже существующими деструктивными группами. Самым лучшим способом борьбы с вовлечением людей в эти сообщества является профилактика.

Единственный универсальный метод, позволяющий не попасть в сети культистов – развитие критического мышления, важным аспектом которого является процесс анализирования поступающей информации. Можно предложить алгоритм такого анализа и для социальных сетей.

1. Выявление авторства группы или отдельной цитаты. В группах, как правило, представлены так называемые «администраторы». Часто на своих страницах они сами выкладывают информацию о себе; в противном случае можно сделать вывод о личности, анализируя представленный на странице материал. Например, на стене нет ничего – скорее всего это фейковая страница-однодневка, доверия не заслуживает. Если на странице в огромном

количестве присутствует реклама – цель администратора и созданной им группы понятна. Если создатель никак не заявляет о своей религиозной принадлежности или использует ничего не значащие фразы («верю»), при этом его страница оформлена в соотвествующей стилистике или на ней размещен соответствующий контент (оккультный, неоязыческий, псевдоправославный и т.д.) – его религиозные взгляды вполне понятны.

При определении или проверке авторства цитаты (или какого-то описанного в группе факта) необходимо пользоваться большим количеством источников, сравнивая их между собой. Проще всего для этого использовать интернет-поисковики, это позволяет определить достоверность информации, а также выявить, в каких тематических сообществах или сайтах эта информация наиболее популярна, а где она критикуется.

Если удается найти автора цитаты или статьи, необходимо сделать выводы о его компетенции в данной области. Так, например, есть большая разница между «академиком РАН», список которых вывешен на официальном сайте этой государственной организации, и «академиком РАЕН», общественной организации, не имеющей никакого отношения к РАН. Нобелевский лауреат академик В. Л. Гинзбург считал: «Российская академия естественных наук — это же сплошная липа, это добровольная организация, куда идут те, кого не выбрали в РАН или другие настоящие академии»3.

2. Качество предлагаемой информации. Потребитель должен проверять любую тематическую информацию признанными в этой области авторитетами. В качестве примера можно привести знаменитый неоязыческий демотиватор про «геноцид на Днепре». Здесь приводится некий «исторический» факт, который должен воздействовать не на разум, а на эмоциональную сферу, вызывая определенные чувства. Однако если человек возьмет серьезную научную литературу по истории, включающую в

себя соответствующий исследовательский аппарат, документы и т.д., он не найдет этой гипотезе никакого подтверждения. Также не может не вызвать подозрений и недоумений, когда о богословии и экзегетике «авторитетно» говорит физик, об истории – биолог, об археологии – математик (это никак не отменяет определенных междисциплинарных связей).

3. Ответ на вопрос: «Что от меня хотят?» Не существует информации самой по себе; любая цитата или статья имеет определенные цели и сферу приложения. Статья может быть апологетическая (защищающая истину и развеивающая «мифы» в какой-то области), пропагандистская (формирующая в обществе определенный ответ на проблему), мотивирующая (призывающая человека к активным действиям или изменению своей жизни) и т.д. Зная автора (или осознавая анонимность) цитаты, имея представление о его компетентности, предпочтениях, мировоззрении, имея представление о качестве информации и ее месте в интернет-пространстве, ответить на этот вопрос вполне возможно.

Как показывает практика, умение правильно анализировать информацию существенно уменьшает риск вовлечения молодежи в деструктивные группы и культы, для чего в общеобразовательных учреждениях необходимо проводить занятия по духовной безопасности (например, в рамках уроков ОБЖ или классных часов). Такая профилактическая мера на сегодняшний день представляется гораздо более действенной, чем тотальные запреты.