По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Что означает для христианина Рождество и Новый год

Огорчает меня нечестие тех, которые наблюдают дни, гадают и думают, что если первый день нового года они проведут в удовольствии и веселье, то весь год будут проводить так же... Счастлив для тебя будет год во всём не тогда, когда ты напьешься пьяным в первый день, но когда и в первый и в каждый день будешь делать угодное Богу.

Святитель Иоанн Златоуст (IV век от Р.Х.)

Рождество вошло в наш "официальный" календарь государственных праздников сравнительно недавно. Большинство же из нас по старой доброй традиции отмечают Новый год. Но мало кто из нас знает, что этот всеми любимый праздник возник именно благодаря Рождеству. Новый год – начало нового времени, отсчёт которому положило событие Рождества Христова. Поэтому то, что мы называем Новым годом (или у нас в России Старым Новым годом 14 января) – это завершение праздничной рождественской недели, начинающей год. Два праздника в одном – Рождество и Новый год – не праздновали. Шли в храм славить Творца и Спасителя пришедшего в мир, а празднование наступающего в рождественскую ночь нового календарного года откладывали на после отдания Рождества Христова. А 1 января – всего-лишь окончание католической рождественской седмицы.

"С Новым годом, с новым счастьем!" – приветствуем мы в это время друг друга. Для тех из нас, которые всё ещё празднуют "Рождество без Христа" эти слова означают пожелание благополучия, хороших отношений с близкими, короче: "побольше радости, поменьше печали" в нашей современной действительности. Но при этом каждый из нас знает и поговорку: "Ничто не ново под солнцем". Сможет ли тогда наступающий год стать по-настоящему новым, и чем он сможет отличиться от прошедшего?

Так что же, значит, нет смысла в приветствиях наших? Неужели всеобщий и освящённый древностью обычай не имеет смысла? Ведь душа каждого, несмотря на окружающую повседневность, верит и надеется на появление этого нового. А для христиан в этом ожидании заключается ещё и более глубокий смысл. Надежда христиан на "новое" связана с тем, что будет, как сказал Господь "новое небо и новая земля", на которых "обитает правда"[i]. Нынешнее же состояние и наше, и всего мира – есть состояние глубокой повреждённости грехом и страстями. Именно это состояние нашей души, сердца обусловливают то зло, и те нестроения, которые мы видим вокруг себя, "Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, ... завистливое око, ... гордость, безумство, – все это зло изнутри исходит и оскверняет человека" (Мр.7:21-23). Только с приходом в мир Христа Спасителя стало возможным победить это зло, гнездящееся в нашем сердце. Ибо "кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое" (2Коринфянам 5:17). Поэтому, для христианина Новый год это ещё и решимость оставить за чертой ушедшего года все свои недобрые мысли, ссоры, вражду... Решимость в наступающем году искоренить те страсти и дурные наклонности своего характера, которые стали их причиной.

И, наверное, каждый из нас понимает, что одни новогодние благопожелания, без наших внутренних усилий стать чуть лучше, чем мы были, не изменят наших отношений и нашу жизнь в целом. Что касается пожелания "С новым счастьем", то для христианина счастье – это иметь часть (соучастие) со Христом в грядущем Небесном Царстве, куда "не войдёт ни что не чистое и никто преданный мерзости и лжи..." Это грядущее Царство прозрел в Откровении св. апостол Иоанн Богослов: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое". Это и есть, по истине, новый год будущего вечного века! С этим-то Новым годом и новым счастьем поздравляем мы друг друга в эти дни!

Новый год празднуется на восьмой день после Рождества, и это глубоко символично, т. к. восемь – число вечности. Поэтому и сам новый год празднуется как ожидание нового вечного века. Новогодняя же ёлка, а правильнее сказать рождественская, как вечнозелёное дерево напоминает Православному христианину о Древе Жизни посреди рая Божьего и дающего плоды духовные. Поэтому и украшалась ёлка раньше конфетами.

Современная же искусственная ёлка (и не только искусственная) с шумным празднеством 1 января наступление нового года прежде Рождества Христова, когда ещё идёт рождественский пост наводит на воспоминание о древе познания добра и зла в начале человеческой истории в Едемском саду. Тогда искуситель дьявол предложил в раю Адаму и Еве вкусить от запрещённого древа плодов и быть богами без Бога (это была самая первая реклама в истории человечества: «вкусите – и будите как боги!»). Когда идёт Рождественский пост человек не только отказывается от скоромной пищи, но и, прежде всего, от увеселений, развлечений – всего того, что отвлекает, увлекает от Бога, от Древа Жизни. Памятуя о том, что через вкушение от запрещенной снеди человек потерял рай.

игумен Антоний (Таньков)

настоятель Крестовоздвиженского собора

Романово-Борисоглебское благочиние

[i] Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля, и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Господня, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним не оскверненными и непорочными в мире (2 Петра 3:10-14).