По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

От ближнего нам жизнь и смерть. Аскетика египетских подвижников IV-V вв.

В данных публикациях раскрывается учение древних отцов ? подвижников египетской пустыни IV?V веков, изложенной на основании источников IV?V вв., имеющихся в русском переводе. Цель их ? помочь всем нам разобраться в «едином на потребу»,обратившись к истокам православной духовности, к достоверному опыту святых отцов.

  • Не так много в мире людей, которые истинно беседуют в молитве с Богом, немногие встречают Ангелов. Но все мы неизбежно сталкиваемся с подобными нам людьми, близкими нам по духу и инакомыслящими, своими и чужими. И оказывается, что отношение с другими людьми, которых всех Евангелие называет нашими ближними, имеет решающее значение для нашего спасения. «От ближнего нам жизнь и смерть, - говорят старцы, - ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против Христа»[1].
  • Словом Божиим так установлено, что любви к Богу предшествует любовь к ближнему, любовь к Богу не может быть истинной, если нет любви к ближнему (Ин. 13, 34-35; 1 Ин. 4, 20). Отношением к ближнему испытывается мера любви, вмещаемая душой человека, мера ее добродетели, качество души. Гнев, малодушие и раздражительность в отношении к брату свойственны душе, мечтающей только иметь познание, но не имеющей такового[2]. По тому, что человек прощает согрешившему против него брату еще прежде его раскаяния пред ним, познается его смирение. Превозношение пред братом показывает дух гордыни, живущий в душе; дух же нищеты и нелицемерной любви бывает очевиден в смирении пред ближним[3]. Жизнь в подвижничестве, в удалении от всякого зла вместе с хранением своей совести в отношении к ближнему достаточны для спасения[4].
  • Смирение перед ближним особенно любезно Богу. «Нужно научать уста свои, чтобы каждый ближний имел у нас свое достоинство», - учат святые подвижники. Авва Пимен никогда не говорил слов сверх слов другого. «Не презирай предстоящего тебе, - говорит некий старец, - ибо не знаешь, в тебе Дух Божий, или в нем»[5].
  • Крайне важно во всякое время хранить мир в отношении к ближнему и особенно воздерживаться от злобы и вражды к другим, ибо злоба на человека делает тщетными труды и молитву. Большой вред приносит подвижнику злопомнение к братьям, которое бывает по действию диавола, также и празднословие о грехах ближнего. Немирствие (осуждение, оговаривание, уничижение ближнего - все это «исчадия гордыни») бывает причиной страсти уныния. Старцы рассказывают, как огорчение, причиненное одним из приносящих Святые Дары другому брату, невеликое и по видимости извинительное, воспрепятствовало Духу Святому нисходить на просфору[6].
  • Особенно тяжким грехом являются наговоры на ближнего: виновник их подобен змию, изгнавшему Еву из рая. Он погубляет душу ближнего, не спасает и своей[7]. «Зло, нанесенное ближнему, ядом своим поражает душу [виновника этого зла] и лукавство подвергает его [самого] смертельной опасности», - говорит св. Аммон[8].
  • Надо делать усилие над собой, чтобы любить брата - пусть даже на первых порах любовь эта не чиста, пусть к ней примешано человекоугодие и другие страсти. Лучше, «посеяв, собрать малое и нечистое», чем вовсе не сеять и ничего не собрать. Поступая так, можно, например, от милостыни из человекоугодия прийти к страху Божию - основанию всех добродетелей[9].
  • Однако любовь к ближнему надо отличать от пристрастия. Всякое пристрастие в отношении к ближнему, как и вообще любая страсть, лишают душу спокойствия. В этом смысле сказать в сердце: в мире я один да Бог, - значит отсечь от себя все кумиры (пристрастия, которые мучают нас) и достичь спокойствия. Чтобы спастись, надо быть как бы мертвым, не думать ни об обидах от людей, ни о славе[10]. Отречение от мира не исключает любви к ближнему; напротив, лишь в христианском подвижничестве возможна истинная любовь - ибо если найдем Бога, обретаем и ближнего, как и все вообще сокровища небесные и земные.

За основу изложения взят сборник изречений древних отцов, известный под названием «Древний патерик» (Перевод с греческого. М., 1899).

Кроме того, использованы следующие источники:

2. Св. Аммон. Повествования об авве Аммоне; Послания (1-7); Наставления: 1. Из поучений 2. Увещательные главы 3. О желающих безмолвствовать 4. О радости души того, кто начал служить Богу // Творения древних отцов-подвижников. Изд. «Мартис», 1997.

3. Свт. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония... 2-3 // Творения, т. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903, с. 180-181.

4. Евагрий. Слово о духовном делании; Слово о молитве // Творения. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994.

5. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб, 1907, т. 1, ч. 2.

6. Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1915.

7. Казанский П.С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках. М., 1872.

8. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы (беседы 1-50) / Перевод с греческого. Троице-Сергиева Лавра, 1904.

9. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы (беседы 51-57); Великое послание // Творения древних отцов-подвижников. Изд. «Мартис», 1997.

10. Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик. Почаев, 1914.

Руфин, пресвитер. Жизнь пустынных отцов. Троице-Сергиева Лавра, 1898.

[1] Древний патерик (далее - Д.п.) 17. 2.

[2] Д.п. 11. 26.

[3] Д.п. 15. 74, 69.

[4] Д.п. 15. 45; 10. 38, 90.

[5] Д.п. 11. 33; 15. 55, 91.

[6] Д.п. 1. 22, 23; 10. 171; 9. 11; 18. 32.

[7] Д.п. 4. 60.

[8] Св. Аммон. Слово о желающих безмолвствовать, 5.

[9] Д.п. 13. 19.

[10] Д.п. 11. 12; 10. 45.

Подготовила публикацию Ирина Быкова