Также близким мне человеком, который прошел страдания и тюрьмы, был митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов)[1].
Я учился в университете и на третьем курсе впервые побывал у него. У меня был вопрос: может быть, мне уже нужно оставить учебу и перейти на церковное служение? Владыка сказал: «Нет, надо закончить университет». Подарил мне фотографию с надписью, пригласил приезжать к нему еще.
И я стал ездить к митрополиту Иосифу на все каникулы, а по окончании университета получил направление на работу в Алма-Ату и некоторое время жил в доме владыки.
Близкое общение со старцем-митрополитом производило на меня очень большое впечатление. Я многое узнал о Церкви ? об ее истории, о том, как жила Церковь в советские годы. А это была совсем другая жизнь, чем сейчас. Тогда нельзя было так вот собраться, как мы сейчас, нельзя было пригласить священника в больницу причастить больного ? это было очень сложно и не всегда возможно...
О митрополите Иосифе написаны книги, есть фильм… Как кратко охарактеризовать его жизнь? Владыка Иосиф рано потерял маму, папа женился на другой женщине, и мальчик (его звали Ваней) материнской ласки не видел. Отец его был военным. Будущий владыка Иосиф очень полюбил храм, священников, монахов.
В 1910 году, когда ему было 17 лет, он захотел быть монахом и поступил в монастырь. Не учившись в школе, через самообразование, он много воспринял, много читал, знал историю.
Долгие годы Ваня был послушником и иподиаконом архиепископа Арсения (Смоленца)[2]. От владыки Арсения он тоже многое воспринял, а когда произошла революция и начались гонения, он с ним поехал в Таганрог. В Таганроге много раз менялась власть ? то красные, то белые, красные, белые…
Здесь Ваня спас владыку Арсения от смерти. Случилось это так. В городе в результате перестрелки были убиты юнкера и рабочие. Кто-то из священников совершил отпевание юнкеров, но не были отпеты рабочие. Новая власть решила, что виноват в этом архиепископ Арсений и постановила владыку расстрелять ? потому что он «враг народа», враг новой власти. Ваня был молодым, смышленым и сумел своего архиерея защитить. Он пробрался к красным, доказал, что владыка Арсений не виновен, и так сохранил ему жизнь. Власти выдали документ о том, что на девятый день «Ване и архиерею разрешается отслужить панихиду по рабочим», упомянув Ваню на первом месте, желая тем показать, какую большую роль сыграл он в этом деле.
Впоследствии владыка Иосиф пробыл в лагерях, тюрьмах и ссылках 20 лет. В первый раз он был арестован в 1925 году в Таганроге, еще будучи иеромонахом, за то, что сопротивлялся обновленцам, и был отправлен на два года в ссылку в Коми-область. Во второй раз ? в 1935 году, на этот раз он получил пять лет лагерей. А после войны ему дали 10 лет лагерей за то, что он, оказавшись на оккупированной немцами территории, в Умани, сидел в гестапо и остался жив ? хотя его должны были расстрелять. Владыке помогли добрые люди, нашелся немецкий офицер, который закрыл его в кладовке, и его не расстреляли, хотя, уходя из Умани, немцы расстреляли многих заключенных. И вот за то, что немцы его не расстреляли, советская власть владыку арестовала, посчитав, что он работал с немцами.
Когда он вернулся из ссылки (после 10 лет лагерей он еще два года был в ссылке), не зная, что будет дальше, он находился в некотором недоумении. Когда он был в заключении, все было ясно: страдания, лагерь, надо хранить веру… А когда пришла свобода, то он несколько растерялся: как будет дальше? Патриарх Алексий I почтил его, направив сначала на викарную Петропавловскую кафедру (в Казахстан), а потом правящим архиереем на Алма-Атинскую кафедру. У него и церковные награды были.
Но время было тоже непростое, уполномоченные требовали от архиереев и от священников, чтобы они докладывали им обо всем и ничего без их согласия не делали. Некоторые грубо вели себя, могли кричать на архиерея, стучать по столу, даже физически воздействовать. Помню, когда в последние годы к нему приходил уполномоченный, владыка сильно переживал, как с ним разговаривать, как отвечать, когда он спрашивает, чтобы ничего лишнего не сказать.
Владыка Иосиф никогда не унывал, всегда был веселый, находил поддержку и укрепление в молитве. Он очень почитал св. Иоанна Кронштадтского. Любил богослужение, любил Пресвятую Богородицу. У него была Иверская чудотворная икона, и он всегда к ней обращался с горячей молитвой. Жил с надеждой на Бога. Молитва его имела силу пред Богом – сколько людей к нему обращалось, кто-то писал, кто-то приезжал, и по его молитвам Господь давал и мир, и благоденствие… И отец Павел (Груздев) имел подобное же дерзновение ? многие об этом знают. И отец Серафим (Тяпочкин), и другие исповедники…
Особенное внимание владыка Иосиф уделял молодым людям. К нему приезжало много студентов. Он их прятал и от глаз уполномоченных, и даже от глаз своего секретаря и священников, потому что многие в его окружении, возможно, докладывали об архиерее, что они видели, кто приезжает к нему. Если к владыке кто-то стучался, мы сразу уходили в темную комнату ? сидим, пока посетитель не уйдет. Вот такие были времена.
Митрополит Иосиф знал и любил не только духовную, но и светскую литературу. Любил рассказывать нравственные истории из литературы, приводить примеры из произведений Достоевского, Лермонтова, Куприна, Бальзака, Анатоля Франса и других. У него было правило (он взял его из своего опыта встреч) ? за столом обязательно рассказывать что-нибудь поучительное, иногда это были истории из церковной практики. Митрополит Иосиф много знал, в свое время он с владыкой Арсением путешествовал на Валаам, присутствовал на хиротонии будущего Патриарха Алексия I (Симанского). И своим богатым опытом он старался делиться, передать его молодым.
[1] Даты жизни: 15.06.1893?4.09.1975.
[2] Епископ Арсений (Смоленец), род. 21.07.1871 г.; с 1907 по 1910 гг. был настоятелем Белыничского Богородицкого монастыря Могилевской епархии, он-то и взял в свой монастырь будущего митрополита Иосифа. В 1910?1912 гг. ? епископ Пятигорский, викарий Владикавказской епархии; в 1912?1917 гг. ? епископ Старицкий, викарий Тверской епархии; в 1917?1919 гг. ? епископ Приазовский и Таганрогский, викарий Екатеринославской епархии; в 1919?1927 гг. ? епископ Ростовский и Таганрогский; в 1935 г. назначен архиепископом Семипалатинским. † 19.12.1937 г., погребен в Таганроге.