По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Архимандрит Павел (Груздев) и архимандрит Никон (Чулков)

Все мы хорошо знаем об архимандрите Павле (Груздеве)[1], который часто бывал в «Рыбне», как он выражался, он родился в Мологском уезде, и, будучи еще мальчиком, жил на нашей земле. О нем уже много сказано. Каждому слово скажет, каждого утешит. А может иногда и по спине постучать: «Анна спина деревянная» или «Колька дурак». Все это он делал с любовью ? что-то исправить надо, а где-то и пошутить…

У всех этих людей, прошедших испытания и проявивших верность Христу, общим было дерзновение, стояние, хождение перед Богом. Они всегда чувствовали, что Господь рядом и Господь все может, проси ? и поможет, если, конечно, это на пользу, во славу Божию.

никон чулков

Отец Павел хорошо знал архимандрита Никона (Чулкова)[2], почитал его. Это еще один подвижник XX века, также пострадавший во время гонений. До революции отец Никон был настоятелем Павло-Обнорского монастыря и известным духовником, собрал вокруг себя много духовных чад.

В Тутаеве жила Лариса ? я хорошо ее знал. Она жила вместе с инокиней Александрой в строжке при Воскресенском соборе. Ходили они в монашеском, служили алтарницами. Каждый день они ходили на службы. Лариса была репрессирована, побывала в лагере. Еще молодой девушкой она была в послушании у отца Никона. Рассказывала, что к нему в монастырь в первые послереволюционные годы (до того, как монастырь был закрыт) ездило очень много духовных чад, трудились в обители. Ларисе было тогда 15?16 лет, и она тоже трудилась. Говорила, что отец Никон строго держал своих чад, говорил: «Это мужской монастырь, платочек повяжите пониже глаз и вниз смотрите, на монахов не смотрите». И они все исполняли. А когда монастырь закрыли, отцу Никону пришлось уехать в Грязовец (Вологодской области), где он некоторое время служил священником в соборе, а затем, скрываясь от ареста, тайно жил у своих духовных чад в Пошехонском, Любимском, Даниловском, Рыбинском и других уездах.

Еще ранее (в 1921 году) он собрал из своих духовных чад женскую общину в селе Захарьево Пошехонского уезда[3], которую оформили как сельскохозяйственную артель. Она именовалась «коммуной им. Н. К. Крупской». Это был своего рода колхоз, причем колхоз передовой. 5 лет они трудились и жили негласно по монастырскому уставу (с 1925 по 1931 годы). Вначале в общине было, может быть, 10 человек, потом пришли новые сестры, и в конце концов их стало более 100 человек.

Я видел фрагменты кинопередач тех лет об этой «артели», в которых показано в качестве примера, как женщины трудились ? у них было 4 завода, мастерские, мельница, кузница. Одна из сестер общины говорит: «Мы хотим доказать, как много могут женщины сделать; не только мужики трудятся, но и женщины, и для них все возможно». Прошло 5 лет, и власти стали подозревать, что с этой «коммуной» что-то не так: живут они обособленно, с другими колхозами не общаются. Стали проверять, и оказалось, что женщины не только трудились, но и молились, у них был тайный монастырь. Работать ? работали, но в праздники, в воскресные дни в общине совершалось богослужение, у них был священник, жили они по монастырскому распорядку.

И тогда, естественно, «коммуну» разогнали, многих сестер арестовали, многих отправили в лагеря, в ссылку. Стали разыскивать отца Никона ? он скрывался, жил тайно у духовных чад. В конце концов, его тоже арестовали, сослали. Следственное дело, которое было заведено на эту общину, представляет собой толстый том и включает более ста человек, ? столько людей было репрессировано. У этого дела было кодовое название «Непорочные» ? потому что все сестры общины были девушками. Отец Никон не благословлял принимать монашество, но они жили очень строго, молились, ходили в храм. Некоторые из сестер были живы до 1990-х годов. Остатки этой общины продолжали существовать в Кукобое, в Костромской области, в Тутаеве, может быть, и в Рыбинске. Мне пришлось некоторых из них исповедовать и причащать перед смертью.

Одна из сестер, Евфросиния, жила в Тутаеве и дожила до 104 лет. Она говорила, что у них было четыре завода и они все делали сами и все успевали по хозяйству ? Господь помогал. Вот такая история ? история страданий и исповедничества очень многих верующих людей.

[1] Даты жизни: 10.01.1910?13.01.1996.

[2] Даты жизни: 4.03.1962?31.12.1941.

[3] С 1929 г. ? Первомайского района.