Я хотел бы вам представить новую книгу: «Свят храм твой, Господи» ? о жизненном пути настоятеля Воскресенского собора в Тутаеве в 1920?1938-е годы протоиерея Николая Розова[1]. Она включает и дневник Александра Дубровишина[2] ? старосты Воскресенского собора во время настоятельства отца Николая.
Отец Николай был настоятелем собора до своего ареста в 1938 году. В 1937?1938 годах осуждали либо на 10 лет лагерей, либо на 8 лет, либо ? расстрел. Отец Николай был отправлен в лагерь. На допросах над ним сильно издевались, поэтому, получив 8 лет лагерей, он прожил недолго, через несколько месяцев скончался в лагере. Старые прихожане, которых я упоминал, ? Лариса, мать Александра и другие, ? отца Николая помнили. Рассказывали о нем, вспоминали…
Александр Дубровишин в своем дневнике описывает, как их семья переехала из Вологодской губернии в Ярославскую и поселилась на хуторе недалеко от уездного города Романово-Борисоглебска. Как он пришел в храм, как увидел первого епископа и слушал его проповедь, длившуюся полтора часа ? это был владыка Корнилий (Попов), викарный епископ Романовский.
Как потом он познакомился с новым епископом Романовским Вениамином (Воскресенским)[3], священномучеником, как захотел у него иподьяконствовать.
В дневнике описано путешествие иподиакона Александра в Пошехонье ? как он пешком добирался на архиерейскую службу, которая оказалась для епископа Вениамина последней. Владыке было поручено управлять частью Ярославской епархии, включающей не только Романово-Борисоглебский (тогда Тутаевский) уезд, но и Рыбинский, Мологский, Пошехонский уезды. Он объезжал приходы, и на этот раз поехал в Пошехонье. В то время дорога была удобнее, чем сейчас ? была прямая дорога от Тутаева до Пошехонья длиной 60 км., не надо было ехать через Рыбинск. Места для иподьякона Александра не было, но он решил: все равно пойду, и прошел пешком эти 60 км. Заранее, за три дня, вышел, переночевал в какой-то деревне, на следующий день дошел до Пошехонья, был на архиерейской службе. Он рассказывает, как владыку Вениамина забрали органы ОГПУ, как его допрашивали, а затем отпустили. Так Александр Дубровишин оказался свидетелем последних дней на Ярославской земле священномученика Вениамина[4].
Он описывает также, как выбирал себе невесту, Машу Дубровишину, как отец Николай Розов его вразумлял. И владыка Вениамин писал письма и отцу Николаю, и Саше Дубровишину…
Александр Дубровишин скончался в лагере, где он находился вместе с отцом Павлом (Груздевым), ? в Вятлаге[5]. О кончине Александра Дубровишина отец Павел упоминает в письме ? пишет, как Саша умер, как он его отпевал. Супруга Александра, Маша Дубровишина, осталась жива и потом некоторое время тоже была старостой Воскресенского собора. Я помню, она ходила в храм каждый день, молилась, у нее было двое детей. Одна из ее дочерей, Нина, стала псаломщицей в Даниловском районе, в селе Покров, и приняла мученическую кончину ? она, как и ее отец, всю свою жизнь отдала Церкви и Богу и так же мученически скончалась.
Такие вот замечательные люди жили на нашей земле. Эти воспоминания, дневники, письма напечатаны в этой книжке.
[1] Даты жизни: 22.11.1892?23.12.1938.
[2] Даты жизни: 1905?13.03.1942.
[3] Священномученик Вениамин (Воскресенский) (15.01.1871?5.10.1932) был хиротонисан во епископа Тутаевского (Романовского), викария Ярославской епархии, 9 октября 1921 года.
[4] Владыка Вениамин был арестован в городе Пошехонье 12 июня 1927 года. Вернуться к своей пастве ему больше не пришлось ? он был отправлен в ссылку в Казахстан, по окончании срока ссылки вновь был арестован, приговорен к 10 годам лагерей и скончался в заключении.
[5] Вятский лагерь, находившийся в Кировской области.