По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Проповедь в Неделю о Страшном суде

Проповедь о.Александра от 03.03.19

Сегодня Святая Церковь вспоминает Страшный суд. В евангельском чтении Господь описывает то, как он будет проходить. Господь Сам придёт со Своими Ангелами для того, чтобы судить все дела человеческие - и добрые дела, и злые. Господь смотрит на сердце человеческое в первую очередь, на его побуждения. Святые отцы говорили: помни последняя своя, и во веки не согрешишь. Что же это за «последняя своя»?

  1. Это смерть. Смерть - событие, которое ожидает каждого из нас с вами, кто не доживёт до Страшного суда. В таком случае нам предстоит два суда: частный суд и Страшный суд. Частный суд для человека наступает после его кончины. И поэтому независимо от того, сколько времени осталось до Страшного суда, до нашего с вами частного осталось времени, по меркам вечности, одно мгновение.
  2. Страшный суд. Почему он страшный? Страшно, потому что он ОКОНЧАТЕЛЕН. Суд, после которого не будет никаких апелляций, как сказал преподобный Паисий Святогорец: «Это такой экзамен, где переэкзаменовки не бывает». Ещё этот суд страшен, тем, что все дела человеческие, в которых люди не раскаялись и не принесли должного покаяния, не загладили своей жизнью – станут явными всей вселенной! Вот КАКОЙ СТРАШНЫЙ СУД! После которого происходит отделение одних по правую часть, где Господь пребывает, а других - по левую. А что выступает критерием в этом суде?

Критерием Господь выставляет милость. Он говорит, что нужно голодного накормить, а жаждущего – напоить, болящего - посетить в больнице, а заключённого - в темнице, странника, которому негде жить, – приютить, а раздетого человека - одеть.

Как сказал архимандрит Павел (Груздев): «Если не слышишь чужие стоны, то не помогут ни посты, ни поклоны». То есть человек должен в первую очередь после любви к Богу, после веры и надежды на Бога, смотреть на своего ближнего. Вот такой страшный суд, нужно ещё помнить и о рае и аде.

  1. Ад действительно есть вечная мука. Человек попадает в ад или в рай не по каким-то формальным признакам, а он всю жизнь готовится к тому, куда он попадёт. Ведь если человек попал в рай – значит, основной вектор устремлённости его души был к Богу; если человек попал в ад – это значит, основной вектор его души был устремлён к самому себе. Он жил в значительной мере ради самого себя. То есть ад или рай человек выбирает для себя сам. Но часто человек, когда живёт на земле, не знает, хотя, может быть, и догадывается, что по совокупности своих грехов он попадёт в ад. К сожалению, не каждый человек осознает это, но когда человек приходит в сознание, он начинает каяться, поститься, молиться.

Силуан Афонский говорил: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Это значит, что человек должен понимать, что он достоин того, чтобы его отправили в ад, но при этом, если человек кается, он не теряет надежды исправится, Господь найдёт способ, как нам помочь исправится, ведь Господь пришёл в наш мир для того, чтобы нас спасти, а Он всесиленС нашей стороны нужно только немножко потрудиться. Например, когда человек тонет в реке, он должен ухватиться за руку спасающего его человека, он не должен ждать, что его спасут без всяких усилий с его стороны. В нашей духовной жизни абсолютно точно нужны наши усилия. Спасение только от Бога, а усилие должно быть приложено нами. У нас есть хорошая возможность эти усилия приложить во время Великого поста.

Как мы его проведём? И поститься, и молиться нужно внимательно, то есть возьмём на себя подвиг по нашим силам. Если мы не знаем, какой подвиг нам по силам, давайте придём к священнику и посоветуемся с ним. Давайте обратим внимание постом на духовную составляющую нашей жизни. И тогда, мы можем надеяться, что Страшный суд для нас пройдёт таким образом, что мы станем по правую сторону. Чего да сподобит нас всех Господь, Аминь.