Проповедь о.Александра от 03.03.19
Сегодня Святая Церковь вспоминает Страшный суд. В евангельском чтении Господь описывает то, как он будет проходить. Господь Сам придёт со Своими Ангелами для того, чтобы судить все дела человеческие - и добрые дела, и злые. Господь смотрит на сердце человеческое в первую очередь, на его побуждения. Святые отцы говорили: помни последняя своя, и во веки не согрешишь. Что же это за «последняя своя»?
- Это смерть. Смерть - событие, которое ожидает каждого из нас с вами, кто не доживёт до Страшного суда. В таком случае нам предстоит два суда: частный суд и Страшный суд. Частный суд для человека наступает после его кончины. И поэтому независимо от того, сколько времени осталось до Страшного суда, до нашего с вами частного осталось времени, по меркам вечности, одно мгновение.
- Страшный суд. Почему он страшный? Страшно, потому что он ОКОНЧАТЕЛЕН. Суд, после которого не будет никаких апелляций, как сказал преподобный Паисий Святогорец: «Это такой экзамен, где переэкзаменовки не бывает». Ещё этот суд страшен, тем, что все дела человеческие, в которых люди не раскаялись и не принесли должного покаяния, не загладили своей жизнью – станут явными всей вселенной! Вот КАКОЙ СТРАШНЫЙ СУД! После которого происходит отделение одних по правую часть, где Господь пребывает, а других - по левую. А что выступает критерием в этом суде?
Критерием Господь выставляет милость. Он говорит, что нужно голодного накормить, а жаждущего – напоить, болящего - посетить в больнице, а заключённого - в темнице, странника, которому негде жить, – приютить, а раздетого человека - одеть.
Как сказал архимандрит Павел (Груздев): «Если не слышишь чужие стоны, то не помогут ни посты, ни поклоны». То есть человек должен в первую очередь после любви к Богу, после веры и надежды на Бога, смотреть на своего ближнего. Вот такой страшный суд, нужно ещё помнить и о рае и аде.
- Ад действительно есть вечная мука. Человек попадает в ад или в рай не по каким-то формальным признакам, а он всю жизнь готовится к тому, куда он попадёт. Ведь если человек попал в рай – значит, основной вектор устремлённости его души был к Богу; если человек попал в ад – это значит, основной вектор его души был устремлён к самому себе. Он жил в значительной мере ради самого себя. То есть ад или рай человек выбирает для себя сам. Но часто человек, когда живёт на земле, не знает, хотя, может быть, и догадывается, что по совокупности своих грехов он попадёт в ад. К сожалению, не каждый человек осознает это, но когда человек приходит в сознание, он начинает каяться, поститься, молиться.
Силуан Афонский говорил: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». Это значит, что человек должен понимать, что он достоин того, чтобы его отправили в ад, но при этом, если человек кается, он не теряет надежды исправится, Господь найдёт способ, как нам помочь исправится, ведь Господь пришёл в наш мир для того, чтобы нас спасти, а Он всесиленС нашей стороны нужно только немножко потрудиться. Например, когда человек тонет в реке, он должен ухватиться за руку спасающего его человека, он не должен ждать, что его спасут без всяких усилий с его стороны. В нашей духовной жизни абсолютно точно нужны наши усилия. Спасение только от Бога, а усилие должно быть приложено нами. У нас есть хорошая возможность эти усилия приложить во время Великого поста.
Как мы его проведём? И поститься, и молиться нужно внимательно, то есть возьмём на себя подвиг по нашим силам. Если мы не знаем, какой подвиг нам по силам, давайте придём к священнику и посоветуемся с ним. Давайте обратим внимание постом на духовную составляющую нашей жизни. И тогда, мы можем надеяться, что Страшный суд для нас пройдёт таким образом, что мы станем по правую сторону. Чего да сподобит нас всех Господь, Аминь.