По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Проповедь в 9-ю Неделю по Пятидесятнице

Сегодняшнее Евангельское чтение о том, как Господь шёл по водам. Господь, когда чудесным образом насытил тысячи людей, сказал чтобы ученики шли и предварили Его на другом берегу Генисаретского озера, а сам Он взошёл на гору, чтобы помолиться. И когда ученики находились озере, когда их заливала вода из-за того, что была буря, они вдруг увидели, что Христос идёт к ним по водам, и они от страха закричали! Подумали, что это призрак. Он сказал им: «Это Я, не бойтесь!» Тогда апостол Пётр, который отличался верой горячей и решительной, сказал: «Господи повели мне прийти к Тебе по водам, если это Ты». Господь сказал ему: «Прийди». И вот Пётр решительно вылез и лодки и пошёл по водам.

Мы знаем что Пётр был рыбаком и, по-житейски очень опытный, он прекрасно понимал, что не может идти по водам, как только чудесным образом, но решительно идёт по водам ко Господу. Мы с вами, будучи православными христианами, посещая церковь, участвуя в таинствах в мире, который лежит во зле, мы с вами, решившись идти за Христом, –идём по водам. Наше спасение может только силой Божией стать чудесным. Потому что враг не дремлет, и мир нападает и ветхий человек - которого мы не до конца свергли - нас мучает. И вот мы с вами идём по водам, и посмотрите на апостола Петра: он начал утопать не потому, что был сильный ветер или волны вздымались, а начал утопать, потому что он убоялся, и как Господь потом сказал: «Он усумнился» в возможности идти по водам.

Чаще всего, когда мы впадаем в какой-то грех, причина этого не какие-то великие искушения, которые на нас вздымались, а то, что мы не смогли правильно эти искушения перенести, мы усумнились в силе Божией, испугались этих искушений и поэтому впали в грех! Что нам нужно? – Не бояться и не сомневаться! Если мы решили идти за Господом по водам, то давайте мы будем идти, взирая на Господа, а не на обстоятельства. Дело в том, что когда мы идём с вами по пути спасительному, нас встречает масса разнообразных препятствий: но для того, чтобы нам правильно идти за Христом, мы должны не выискивать препятствия которые нам могут встретиться, а должны искать путь. Мы, конечно, приносим покаяние в грехах, которые мы совершили, но никогда не должны забывать главного – что мы идём ко Христу и цель нашей жизни - Христос.

Второе сегодняшнее Евангельское чтение посвящено смоковнице, которую Господь проклял, потому что та была бесплодна. Мы не должны оказаться такой бесплодной смоковницей, то есть мы, из года в год ходя в храм и не показаывая должного исправления, можем тоже оказаться под угрозой такого же проклятия.

А ещё эта притча поучает нас тому, что всё возможно верующим во Христа, потому что Господь сказал: «Всё возможно верующим. Если вы будете веровать, то сотворите не только, что Я делал со смоковницею, но и больше сих сотворите».

А сегодняшнее апостольское чтение, которое мы слышали, оканчивалось такими словами апостола Павла: «Если человек в этой только жизни уповает на Христа, то этот человек окаянничее всех людей».

Это значит, что человек, который приходя в храм, не должен думать о том, что сейчас получит от Господа какие-то себе материальные блага, даже здоровье для нашего тела, чтобы Господь устранил из нашей жизни какие-то житейские препятствия и т.д. Об этом мы думать не должны! Мы должны думать о спасении нашей души – это главная цель! Если человек приходит только для того, чтобы ему хорошо было жить здесь, если он забывает небесную перспективу жизни, то этот человек становиться, как говорит апостол Павел: «окаянней всех людей». Такой человек вроде бы ходит в храм, исповедуется и причащается, постится и молится, но если у него в голове только нужды жизни временной, то этот человек окаянный!

Нужно всегда, во всяком деле, уповать на Бога. То есть во всяком деле сначала просить: «Господи, благослови нас делать это дело», и ещё проверить, угодно ли это дело Богу. Святые отцы начинали новое дело, только после того, как они находили точное удостоверение либо в Священном писании, или в отеческих писаниях, что такое дело Богу угодно. А ещё труднее сказать: «Слава тебе, Боже», когда вы это дело уже сделали. Как говорят святые отцы благодарность - это рука, которая простёрта за получением новых благодеяний. Аминь.