По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Проповедь на Евангельскую притчу о злых виноградарях

Давайте подумаем о том, что привело ветхозаветный народ, которому Господь так много благодетельствовал, к такой неблагодарности. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что их ослепило тщеславие, превозношение и привязанность к временным благам земной жизни. И дальше святитель Иоанн Златоуст рассуждает о том, что человека чаще всего отлучает от истинного богопочитания пристрастие к тленным благам века сего. Посмотрим и на нашу жизнь, нет ли в ней чего-то такого, что нам препятствует идти по пути добродетели? Когда человек хочет отправиться в какое-то путешествие, если ему придётся нести тяжёлую ношу на своих плечах, он хорошо подумает, что он будет брать в это путешествие, чтобы оно его не перегрузило. Вот так и земные попечения часто перегружают! Они могут быть сами по себе вполне нужные, вполне законные, но они бывают не к месту и не ко времени и заслонить мысль человека о том, что самое главное.

Самое главное в жизни - это спасение души человеческой. А мы часто бываем привержены к покою. Преподобный Исаак Сирин говорил, что как часто человек, который приступает к совершению какой-то добродетели, рассуждает в себе: «А есть ли в этом покой? А не сопряжено ли совершение добродетели с какой-то трудностью?» Часто человек, который хочет совершить земные дела, не доискивается покоя, напротив, часто претерпевает разные скорби, страдания, труды и лишения, для того чтобы достичь каких-то земных целей. Тем более мы, которые идём к цели Небесной, не должны раздумывать о том, а есть ли какой-то здесь покой? Конечно, нет покоя в том, чтобы совершать покой! Как говорит апостол Павел, человек ещё только захотел совершить что-то добродетельное, а на него уже поднялись бури со всех сторон!

Действительно, Господь злой и высокомерный народ отверг, потому что этот народ Его отверг и не принял его предшественников. Тех же, кто в других народах Его принял, Он включил в Свой новый народ, который уже представляет всех нас, православных, независимо от национальности. Мы новый народ Божий, нам вверили великие обетования Божии, мы с вами наследники Царствия Божия! Как говорил Паисий Святогорец, нам, людям, доступны такие великие славные дела, а мы часто занимаемся пустяками! А великое и славное, что нам доступно - это общение с Богом. Господь в сегодняшней Евангельской притче Сам Себя называет камнем: камнем, на котором созидается церковь. Господь глава Церкви, но вместе с тем и основание, на котором стоит всё здание церкви. И мы с вами как части тела Христова должны всегда это великое своё звание нести с честью. Мы должны понимать, что нам вверили великое обетование.

Святые благоверные князья Пётр и Феврония прожили в супружестве, только перед смертью приняв монашество. Они прожили жизнь в супружестве, у них были дети и они были заняты земными попечениями, но эти попечения не помешали им спасти свои души, ведь всякая христианская семья - это тоже маленький монастырь, где все члены семьи обязаны послушанием к главе семьи- к отцу. Все должны между собой в любви и всё у них должно быть общее. Главное, чтобы у нас была решимость к тому, чтобы мы творили то, что нам заповедано, к тому чтобы мы соблюдали заповеди Божии.

И вы все, пожалуйста, вдумайтесь в слова Серафима Саровского, когда его спросили: "Почему сейчас нет таких "светильников", как были в древности? Почему многие люди не достигают вершин добродетели?» Он говорит, что причина только одна - это отсутствие решимости. Господь всегда - вчера, днесь и во веки - тот же! Если мы приложим свою решимость, то мы тоже можем стать святыми, что мы и должны сделать. Аминь.