По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Проповедь в Неделю 15-ю по Пятидесятнице

В жизни человека самое главное – это любовь к ближнему, потому что через любовь к ближнему проверяется любовь к Богу. И апостол Иоанн Богослов говорит, что если мы говорим, что любим Бога, но относимся с высокомерием, презрением к своим ближним, этим проверяется КАК мы любим Бога.

Любить Бога можно по-разному: кто постится ради Бога, кто-то изучает Священное Писание, другой берёт на себя подвиг милостыни Христа ради, другой - служение ближним и т.д. Это всё различные проявления любви к Богу.

В каждом человеке заключён образ Божий, даже если этот человек настолько упал и посрамил этот образ, что его уже очень трудно разглядеть. Это как прекрасная картина великого художника, которую похитили разбойники и закрасили её чёрной краской. И вот эта картина нашлась, и реставратор своей профессиональной рукой аккуратно снимает всю эту наносную чёрную краску, для того чтобы открыть то, что скрыто под этой чёрной краской. Точно так же и Господь с нас снимает эту чёрную краску греха для того, чтобы очистить наше сердце и чтобы образ Божий в нас проявился, чтобы люди этот образ Божий в нас увидели и через нас поверили Богу, что Ему возможно всё, что никогда нельзя унывать, никогда нельзя отчаиваться в чьём-либо спасении: ни в своём собственном, ни в спасении наших ближних.

Если человек отчаялся в собственном спасении и уже не верит ни во что и никому, руки такого человека опускаются, и он теряет смысл жизни и радость бытия. Он не хочет ни с кем общаться, ему скучно жить. И наоборот, если человек поверит в то, что Богу всё возможно, тогда человек начинает оживать! Появляется смысл жизни и радость бытия, радость общения и доверие другим людям, доверие Богу! И так, мало-помалу человек восстанавливает поруганный образ Божий. И начинает через это уподобляться Богу, потому что образ и подобие даны нам при сотворении. Образ - это то, что вложено в самой нашей природе и те свойства, которые мы имеем в себе: разум, свободная воля и бессмертие, – все те качества, которые Сам Творец Создатель имеет в Самом Себе. А подобие - это то, чем мы можем послужить Богу, и уподобится Ему. Богоуподобление – это основная задача жизни человеческой.

Но как уподобиться Богу, если мы видим свои грехи? Если мы не то, что Богу уподобиться не можем, а даже часто и нормальному человеку? Мы теряем не только образ Божий, но и образ человеческий. И современный мир нам диктует, навязывает образ зверя и предлагает жить по этому звериному образу: ходить по головам других, брать от жизни всё, «человек человеку волк», обманывать других людей и потреблять. Современное общество сейчас называют обществом потребления. Общество, которое перестало производить и стало только потреблять, пожирать друг друга. Вот что страшно!

И, конечно же, наша задача - сохранить в себе этот образ Божий. Нужно производить, строить, совершенствовать, реставрировать, служить – вот чего не хватает современному человеку: способности служить и отдавать, дарить. И сегодняшнее Евангелие нам говорит, что самое важное – это любовь к Богу и к людям. Но без Христа, Его помощи, без участия в Таинствах Церкви это невозможно, потому что человек сталкивается с противодействием в самом себе, с противодействием своей греховной природы. Я хочу добра, но не делаю его, а зла не хочу, но делаю его, ибо вижу в себе закон греха своей собственной плоти и природы, которые противодействует новой закваске Христовой. Наша задача - избавиться от закваски ветхозаветной. Как говорит апостол Павел в сегодняшнем своём послании: «Никакая плоть не могла и не может оправдаться делами закона, а только благодатью Христовой». Он даёт нам Себя постоянно Своим Таинством. Приидите, вкусите, сие есть Тело Моё, Сия есть Кровь Моя, она за вас пролилась, во оставление ваших грехов, и поэтому только через это Таинство мы можем уподобиться Богу и можем исполнить по-настоящему закон Божий.