По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Протоиерей Евгений Глазунов. Введение во храм Богородицы

Огромное значение в жизни каждого человека имеют родители. Они не только дают основу организму маленького человека — но и формируют его душу, убеждения, взгляды на жизнь. В наши дни многие пытаются избежать рождения детей, но во времена, когда жили Иоаким и Анна, это считалось позором. Святые супруги жили праведно, переживали свою бездетность, молились и дали обет, что ребенок, который у них родится, будет посвящен Богу.

После многих лет и испытаний Господь исполнил их желание. А в три года Пречистая была, как бы, пожертвована Церкви. Это и была обещанная жертва Иоакима и Анны, ведь, по сути, праздник Введения в храм, означает не что иное, как исход из семьи.

Но определяет свою жизнь, в первую очередь, сам человек. Трехлетняя Мария Сама взбиралась по крутым ступеням. Подниматься и расти - тяжело. Намного легче спрыгивать со ступенек и идти вниз, так, к сожалению, поступают многие люди. Человек становится способным добраться до вершины лишь года, когда на его пути состоялась встреча с Богом. Поэтому так важно, чтобы именно родители привели ребенка к началу пути и показали дорогу вверх.

Кроме родителей, детям нужны наставники. Первосвященник мог не выйти навстречу Марии, мог не ввести Ее во святая святых, в живое соприкосновение с Божественной благодатью, но он это сделал. И все старшее поколение, особенно люди творческих профессий, влияющих на умы и на сердца людей, несет ответственность за формирование мировоззрения молодежи.

В храме Мария вырастает в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней Архангел и возвещает о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отвечает в смирении: «Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…» Святой Григорий Палама говорит нам, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца.

Изучая жизнь известных людей, мы особенно интересуемся их детством, временем, когда определяются характер и склонности человека. Детство Пречистой прошло в храме, месте, принадлежащем Богу, и именно в атмосфере молитвы формировалась Ее душа. Введение во храм Богородицы – это детский праздник, не только чистоты девства, но ещё и чистоты детства. Часто именно память той радости, которую дает Благодать Божия ребенку, помогает сохранить уже взрослому человеку чистоту детской души среди бурь житейского моря. Поэтому Церковь и крестит в детстве, в период, когда формируется характер, который, как известно, во взрослом возрасте изменить почти уже невозможно.

В этот праздник вспомним и о том, что не сами по себе мы пришли в храм, а Бог призвал нас и ввел. И сейчас Он зовет к Себе наших братьев и сестер, которые пока далеки от церковной ограды. А мы - можем помочь им обрести в Церкви родной дом, но можем и помешать, и тогда уже о нас будет сказано, что «лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лук.17:2)

Богородица такова же, как и мы, по природе. Она – дочь праведных, но обыкновенных родителей, и, соприродная нам, возводит человеческое естество в глубины Богообщения. Нам же надлежит очистить сердце, освятить мысль, обновить волю, освятить плоть, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы явиться и в нас. Чтобы мы, погруженные в день нашего крещения в Его смерть и восставшие Его Воскресением, могли бы действительно так соединиться с Ним, как едины члены тела между собой, как всё тело составляет одно целое с главой.