Верочка родилась незадолго до самой страшной войны ХХ века. Советские люди назвали её Великой Отечественной.
Чтобы хоть немного оградить девочку от ужасов военного времени, родители отправили её к бабушке в деревню. Там, по крайней мере, не бомбили. У бабушки Верочка жила до семи лет.
Та во внучке души не чаяла. Приучала к труду, развивала, как могла. Даже до сей поры Вера Алексеевна Мыльникова, о которой мы и ведём рассказ, помнит, как бабушка рассказывала ей сказку Пушкина о рыбаке и рыбке, стихотворение Плещеева и ещё одно стихотворение — о Петре Первом. В детскую память строки этих произведений вошли навсегда. К сожалению, ни книжек, ни карандашей, ни игрушек у ребёнка не было, но любящая бабушка старалась сделать жизнь внучки интересной.
Наступило мирное послевоенное время. И Верочку привезли в Рыбинск. Пришла пора ей пойти в первый класс. По месту жительства девочку зачислили в школу номер три, располагавшуюся на улице Ломоносова. Школа тоже носила имя М.В. Ломоносова. До сих пор её здание сохранилось, хотя дети там уже не учатся. До революции в этом здании находилась женская гимназия, а после Великой Отечественной войны — школа для девочек. Обучение в то время было раздельным.
Между тем следует сказать, что детям, которые, как и Вера, пошли в школу в послевоенные годы, несказанно повезло. Почему? Всё очень просто. До 1941 года обучение в старших классах было платным в соответствии с действующим тогда законом. Но, когда началась война, страна потеряла огромное количество грамотных образованных людей и специалистов. Необходимо было восполнить потери. До этого цель государства состояла в воспитании и обучении пролетариата. Государство же пролетарское. А кто захочет учиться дальше, тот средства сам попробует найти.
Вообще первая пара десятилетий Советской власти была богата на различные эксперименты, проводимые в школе. Например, классу ставили оценку в целом, так называемый общий балл. Конечно, как и во все времена, ученики способностями, усидчивостью, да и другими характеристиками отличались. Но предполагалось, что общий балл одних стимулирует учиться, а других - им помогать. Такой вот коллективизм. Дети, в свою очередь, ставили оценки учителям. Обсуждали их работу и вполне могли изгнать педагога из школы. К счастью, подобная практика просуществовала не долго.
Послевоенная советская школа воспитывала в детях строгую дисциплину, уважение к учителям и своим одноклассникам. Вера Алексеевна рассказывает:
— Стричь волосы запрещали, все девочки непременно заплетали косички. Мы должны были ходить на занятия только в форме. Даже на школьные праздники нас только в ней и пускали. За этим внимательно следили учителя и директор. Однажды мы с подружкой пришли на праздничное мероприятие в школу в обычной одежде. Директор остановила нас и строго-настрого велела переодеться в форму и только после этого прийти. А, между прочим, мы были тогда уже десятиклассницами и решили, что нам можно и без формы приходить. В 10-м классе у меня и с волосами была связана одна история. Мама мне разрешила постричься и сделать шестимесячную завивку. Так директор маме моей за это строго выговорила. А меня заставили сзади всё заколочками закрепить, а чёлку расчёсывать до прямых волос.
Коричневое платье, передник и белый воротничок, который периодически заменяли, — вот такой внешний вид. Повседневный передник был чёрного цвета, а на праздники надевали белый.
Заметьте, что такие правила, касаемые школьной формы, существовали очень долго — до самого распада Советского Союза. И это совершенно оправдано. Дети чувствовали себя равными среди равных, никто не хвастался благосостоянием родителей и богатыми нарядами.
Вдоволь наэкспериментировавшись в 20-30-е годы, руководители государства и чиновники от образования перестали категорически отвергать всё то, что было наработано в этой сфере в дореволюционной России. И ученическая форма, и классный руководитель, и школьные праздники, и многое другое - всё это уже было в прежней России. Оказалось, что было это очень неплохо. Лучшее из опыта российских гимназий Советская страна перенесла в свои школы. Пусть и не сразу.
Вера Алексеевна рассказала, что в каждом классе в то время обязательно была санитарка. На эту ученицу возлагалась обязанность перед началом учебного дня проверять руки и волосы у своих одноклассниц. Руки должны быть чистыми, а в волосах не должно было водиться никакой живности. Собственно, это вполне объяснимо требованием времени. В баню ходили не часто — как получалось. А дома соблюдать личную гигиену было достаточно проблематично: мыло достать трудно, горячей воды нет.
У школьников середины ХХ века не вызывало сомнений, что в школе необходимо соблюдать дисциплину. Дети уважали своих педагогов и одноклассников. Даже на переменах, как вспоминает Вера Алексеевна, ходили парами. Бегать и кричать даже в голову не приходило. А учителей не уважать было просто невозможно. Они давали знания, они помогали стать полезными членами общества. В то самое время дети очень хотели учиться, понимали необходимость обучения. А сколько сложностей было! Школа с печным отоплением, холод. В классах сидели в пальто и в валенках. Но учились.
Некоторое время школа оставалась женской. Вера Алексеевна училась уже в восьмом классе, когда у них появились мальчики. Мальчиков перевели из школы №1, которая до этого времени была мужской. Не самых лучших, конечно, но — мальчиков.
Слушаем Веру Алексеевну:
— Нам повезло, что классным руководителем у нас был мужчина — Лев Феодорович Груздев — учитель с огромным непререкаемым авторитетом. Он умел находить правильный подход к каждому.
Новых одноклассников распределили равномерно. Теперь за каждой партой сидели мальчик-девочка. Вере не досталось соседа, и она этому очень обрадовалась. Всё-таки присутствие мальчишек смущало, было непривычным.
Когда Вера училась уже в восьмом классе, ей поручили очень важное задание: она стала шефом над учениками начальной школы. В чём заключалось шефство? Восьмиклассница выдавала подшефным книги в библиотеке, читала им сказки и рассказы, следила за порядком на перемене.
А вот после окончания 8 класса всем школьникам было поручено более серьёзное дело — их отправили в посёлок Шестихино помогать колхозу. Чтобы взять с собой хоть что-нибудь съестное, дети всю ночь стояли в очереди за хлебом. Это происходило в начале пятидесятых.
Городским ребятам было очень трудно жить в сельских условиях, выполнять работу, с которой они раньше никогда не сталкивались. Но Вере крестьянский труд был привычен. Она помнила, чему её учила бабушка, когда она жила у неё в деревне. Между прочим, в 10 лет девочка прекрасно управлялась с лошадью, умела её запрягать, перевозила на колхозное поле удобрения. Навыки эти подзабылись, но Вера всё быстро вспомнила. В работе среди одноклассников равных ей не было.
В девятом классе всех учеников без исключения приняли в комсомол. Класс этого заслуживал.
За всё время обучения, как говорит Вера Алексеевна Мыльникова, ни она, ни другие девчонки, не слышали от мальчишек каких-либо грубых или нецензурных слов. Даже не знали, курили те или нет.
Классного руководителя — Льва Феодоровича — не только уважали, но и любили. Он помогал разрешать ситуации, даже случившиеся вне школы. Однажды, когда Вере было уже 16 лет и она училась в 9-м классе, один из парней — весельчак и шутник — неловко размахивая портфелем, сбил с головы девочки шапку. Шапка упала в лужу. Представьте себе, какой трагедией это выглядело в то время. Люди едва сводили концы с концами, а шапка пострадала.
Вера пришла домой и горько расплакалась: шапка-то единственная. Мама рассказала об этом классному руководителю. Мальчику здорово попало от отца. Никто не пытался его выгородить или оправдать, да и сам он прекрасно понимал, что виноват. В мальчиках воспитывали уважение к девочкам.
Мальчишки, появившиеся в классе после слияния школ, очень уважали математику. К сожалению, новая учительница математики свой предмет совсем не уважала. На уроки она приходила неподготовленной, объясняла тускло и непонятно. В классе назревал протест против такого преподавания. Дети есть дети. Как старшеклассники могли дать понять педагогу его неправоту? «Загнуть» урок, конечно. И вот, вместо математики, весь верин класс дружно отправился гулять на Черёмуху. Акция своё действие возымела. Учительница стала совсем иначе относиться и к своему предмету, и к ученикам. Теперь математику полюбили не только мальчишки.
Однако прогулянный урок не остался незамеченным некоторыми солидными серьёзными людьми. Детей обвинили ни в чём-нибудь, а в политической акции. Дело в том, что именно в это время в Венгрии происходили политические волнения, и Советский Союз ввёл в эту страну свои войска. Сейчас это кажется абсурдом, а тогда в памяти были ещё свежи особенности сталинской поры. Наверное, это были её отголоски. К счастью, для школьников всё окончилось благополучно.
Взаимное уважение учеников и педагогов в послевоенной школе было удивительным. Вера Алексеевна вспоминает такой случай:
— В нашей школе некоторые учителя прошли фронт. А учитель химии на войне получил контузию. Он иногда терял сознание на уроках. Однажды, когда такое случилось, мальчишки отвели его в медпункт. Мы остались без учителя, а урок только начался. Но никому даже в голову не пришло уйти из класса, шуметь или болтать. Тишина стояла, как говорится, гробовая. В это время по коридору шла директор школы. Она настолько удивилась, что из-за двери не доносится ни каких звуков, что заглянула в класс. Директор думала, что мы сбежали. А мы не могли сбежать, мы уважали нашего учителя.
Помимо учёбы у советских детей было множество интересных занятий. Каждый класс регулярно выпускал стенгазеты, потом проводились конкурсы стенгазет. В школе №3, о которой мы рассказываем, действовал драматический кружок. Им руководили актёры Рыбинского драмтеатра супруги Невельсоны. Ребята с удовольствием ставили сценки, учились читать стихи. Кроме драмкружка, Вера была записана в три библиотеки, читала взахлёб, ходила заниматься хоровым пением в Дом пионеров. Вера Алексеевна всю жизнь любила петь. Голос у неё прекрасный! Много лет она была певчей Иверского храма в Рыбинске.
Школу Вера Алексеевна окончила в 1957 году. В её классе было семь медалистов — 5 мальчиков и 2 девочки. С этими одноклассницами Вера Алексеевна и сейчас дружит. Обе они живут в Новосибирске. До недавнего времени каждый год приезжали в родной Рыбинск. Подруги обмениваются письмами, поздравляют друг друга с праздниками. Они хорошо помнят школьных друзей и учителей. С большим теплом говорят даже о той некогда неопытной математичке, которой они однажды устроили проверку. Тем более впоследствии отношения между ней и детьми наладились.
Ещё одно яркое воспоминание о школе есть у Веры Алексеевны. В фойе стояло огромное зеркало, аж до потолка. Оно было установлено с первых дней существования здесь учебного заведения. И простояло до того момента, как школу закрыли. Это зеркало - свидетель жизни многих поколений детей и педагогов. Жаль, что оно не может поделиться своими воспоминаниями. Да и где оно сейчас! Спасибо Вере Алексеевне Мыльниковой, что она рассказала нам хотя бы немного о той, полной событий поре.
Знаете... Вера Алексеевна Мыльникова не просто рассказала нам о своих школьных годах, она поделилась кусочком истории нашей страны. А значит, и нашей истории.
На фото:
1. Начальная школа. Учитель - Анна Никитична.
2. Вера Алексеевна в 1 классе.
3. 5 класс школы им. М.В. Ломоносова. 1952 год.
4. 7 класс школы им. М.В. Ломоносова. 1954 год.
5. 9 класс. 1956 год.
6. 9-е классы школы им. М.В. Ломоносова.
7. 10 класс. 1957 год.
8. Вера Алексеевна в 14 лет.